Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Особенности воспитания сенсорной культуры детей дошкольного возраста
1.1 Сенсорное воспитание в детском саду
1.2 Задачи, формы и методы сенсорного воспитания
Глава 2. Роль дидактических игр и игровых упражнений в формировании сенсорной культуры
2.1 Дидактические игры и упражнения, и их значение
2.2 Дидактические принципы и условия проведения игр и занятий с детьми раннего возраста
2.3 Упражнения для сенсорного развития детей 2-3 лет
2.4 Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

НОВОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ.docx

— 45.28 Кб (Скачать файл)

 

 Ход игры.

 

 Воспитатель приносит  в группу собачку и кошку  (игрушки), сообщает, что эти животные  хотят построить домики, и предлагает  помощь в строительстве: «Собачка  хочет домик из кирпичиков, кошка  – из кубиков. Надо ехать  в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

 

 Дети выбирают нужный  материал среди кирпичиков, кубиков  и шаров; нагружают товар в  машину и везут, потом строят  домики: из кирпичиков – собачке,  из кубиков – кошке.

 

 Дети строят домики  самостоятельно. Показывают собачке  и кошке их домики. Животные  радуются и весело пляшут.

 

 Вариант игры. Можно  предложить детям строить домики  из кубиков разного цвета: собачке  – из красных, кошке – из  синих.

 

 Игра «Разные кружки  для зайца и лисы».

 

 Дидактическая задача. Развивать представления детей  о форме, величине, цвете.

 

 Игровая задача. Отобрать  коврики для зайца и лисы.

 

 Игровое правило. Правильно  отобрать коврики и погрузить  на машины соответствующих цветов.

 

 Ход игры.

 

 Воспитатель приносит  два домика и говорит детям,  что один домик для лисы, другой - для зайца. Звери делают в  домиках ремонт, купили мебель, а  на пол решили постелить новые  коврики. Предлагает детям помочь  зверятам выбрать коврики –  лиса и заяц любят коврики,  похожие на кружки. Воспитатель  показывает коврики: зеленые и  красные ( пластины из строительного  набора или листочки цветной  бумаги). Дети должны отобрать  коврики и погрузить их на  машину, для лисы – красные  кружки, для зайца – зеленые.

 

 Вариант игры. Предложить  детям отобрать коврики большие  и маленькие одного цвета; разных  цветов, разных форм одного цвета.

 

 Игра «Большие и  маленькие мячики».

 

 Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой – маленький);развивать  чувство ритма; ритмично проговаривать  слова.

 

 Игровая задача. Подобрать  мячики для кукол.

 

 Игровое правило. Правильно  подобрать мячи по цвету и  величине.

 

 Ход игры.

 

 Воспитатель дает рассмотреть  мячики разных цветов (синие, зеленые,  красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

 

 Прыг да прыг,

 

 Все прыг да прыг,

 

 Спать наш мячик 

 

 Не привык.

 

 Воспитатель выносит  две куклы – большую и маленькую  – и говорит: «Большая кукла  Оля ищет для себя мячик.  Маленькая кукла Ира тоже хочет  поиграть с мячом». Предлагает  детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной  величины (большой кукле – большой  мячик, маленькой кукле – маленький  мяч). Кукла Оля капризничает: ей  нужен мяч желтого цвета, как  ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета,  такой, как ее бантик. Воспитатель  предлагает ребятам успокоить  кукол: подобрать им нужные  мячи.

 

 Также можно использовать  следующие дидактические игры: «Подбери  петушку перышки», «Подбери попугаю  колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери  пару» и многие другие игры.

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Башаева Т.В. Развитие  восприятия у детей. Форма,  цвет, звук. Популярное пособие для  родителей и педагогов. – Ярославль:  Академия развития, 1997. – 240с., ил.

 

2.Богусловская З.М., Смирнова  Е.О. Развивающие игры для детей  младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.: ил.

 

3.Болотина Л. Р., Комарова  Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов  средних педагогических учебных  заведений. – М.: Издательский  центр «Академия», 1997. – 240с.

 

4. Бондаренко А. К. Дидактические  игры в детском саду. Кн. Для  воспитателя детского сада. –  М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.

 

5. Губанова Н.Ф. Развитие  игровой деятельности. Система работы  в первой младшей группе детского  сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –  128с.

 

6. Дидактические игры и  занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет.  садов. Под ред. С.Л. Новоселовой.  Изд. 3-е, испр. - М.: Просвещение, 1977. –  176с. 

 

7. Дидактические игры-занятия  в ДОУ (младший возраст): Практическое  пособие для воспитателей и  методистов ДОУ. Автор-составитель  Е.Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 79с.

 

8. Занятия с малышами  в детском саду (Модель воспитания  детей раннего возраста). – М.: Линка-пресс, 2002. – 216с.

 

9. История дошкольной педагогики: Учебное пособие для студентов  пед. Институтов. М.Ф. Шабаев, В.А.  Ротенберг, И.В. Чувашев и др.; Под ред. Л.В.Литвинова. – М.: Просвещение, 1989. – 352с.

 

10. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное  пособие для студентов средних  педагогических учебных заведений.  – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.

 

11.Менджерицкая Д.В. Воспитателю  о детской игре: Пособие для  воспитателя дет. сада / Под ред.  Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128с., ил.

 

12. Морозова О.В., Тихеева  Е.И. Дошкольный возраст: Сенсорного  развития и воспитания. Дошкольное  воспитание. – 1993. - №5, стр.54-55.

 

13.Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Г.А.Макаровой.  – М.: Просвещение, 1980. – 272с.

 

14. Пилюгина Э.Г. Сенсорные  способности малыша: Игры на восприятие  цвета, формы и величины у  детей раннего возраста. Книга  для воспитателей детского сада  и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.

 

15. Пилюгина Э.Г. Занятия  по сенсорному воспитанию с  детьми раннего возраста: Пособие  для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96с., ил.

 

16.Развивающие игры с  малышом до трех лет: Пособие  для родителей и педагогов.  Составитель Т.В. Галанова. – Ярославль:  Академия развития, 2004. – 240с., ил.

 

17. Сорокина А.И. Дидактические  игры в детском саду. Пособие  для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

 

18. Сенсорное воспитание  в детском саду: Пособие для  воспитателей. Под редакцией Н.Н.  Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.

 

19. Упражнения с Монтессори  – материалом. Школы для малышей.  Дом Марии Монтессори. Под ред.  Е.Хилтунен. – Рига – Москва: Пед.  Центр «Эксперемент», 1998. – 180с.: ил.

 

20. Урунтаева Г.В. Дошкольная  психология: Учебное пособие для  учащихся сред. Пед. Учеб. Заведений.  – М.: Издат. Центр «Академия», 1996. – 336с.


Информация о работе Использование игр и игровых упражнений в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет