Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель: изучить уровень сформированности изобразительной деятельности младших дошкольников с нарушениями слуха в процессе использования нетрадиционных техник.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности рисования дошкольников с нарушенным слухом в сравнении с нормально слышащими детьми;
3) разработать и апробировать нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты эксперементального обучения.
Это происходит вследствие
того, что у глухих дошкольников наблюдается
отставание на этапе определения замысла
и тематики рисования. Недостаточность
ориентировочно-
Полноценное восприятие мира ребенком с нарушениями слуха имеет свои особенности. Умение правильно видеть, воспринимать окружающий мир приходит к ребенку не сразу; стихийное его формирование не всегда оказывается полноценным даже у нормально развивающегося, слышащего ребенка. По мнению Т.В.Розановой, И.М.Соловьева, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшковой, зрительное восприятие глухих детей развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих детей. Но полное или частичное отсутствие слуховых ощущений и восприятий и замедленное овладение словесной речью создают особые условия развития зрительного восприятия глухих. Ведь слово, не получившее достаточной опоры в наглядных образах, ребенком не запоминается. Наряду с этим существует и обратное явление: слово, которое глухой ребенок запомнил и может повторить, не вызывает у него представления о том предмете, который это слово обозначает, либо о той конкретной ситуации, которую оно отражает. Слово оказывается «пустым». Так зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями.
У глухих детей дошкольного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2 - 5 частей. Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия. Как показало исследование А.А.Венгер, Г.Л.Выгодской и Э.И.Леонгард (1972), половине детей 4-го года жизни удается сложить картинку из двух-трех частей, из пяти частей – половине детей старше шести лет. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.
Своеобразие восприятия у детей с нарушенным слухом является одной из основных причин замедленного становления рисования. Отмечается, что дети с недостатками слуха при восприятии объекта вычленяют и сохраняют в памяти меньше признаков, чем слышащие. В рисунках по памяти это проявляется в том, что они воспроизводят заметно меньше деталей даже в хорошо знакомых им объектах, причем часто упускают характерные, важные части в конструкции объекта (например, шею —в изображении человека, сучья - в рисунке дерева и т. д.).
Особенности развития осмысленности восприятия отчетливо проявляются при анализе восприятия изображений, картин. По данным Н.В.Яшковой (1988), при восприятии изображений глухие дети испытывают затруднения в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между изображенными предметами; у них возникают трудности в восприятии предметов в движении, в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений; дети не узнают предмет, если он частично закрыт другим.
По мнению М.М.Нудельмана (1975), большой интерес представляет исследование творческого воображения глухих детей, так как ограниченность общения со взрослыми и сверстниками не дает им возможности получать достаточное количество информации, а отставание в развитии мышления и речи препятствует усвоению приемов и способов переработки имеющихся представлений. К младшему школьному возрасту глухие дети еще обнаруживают определенное своеобразие зрительного восприятия по сравнению с их слышащими сверстниками. Процесс зрительного восприятия предметов протекает у них относительно медленнее, чем у слышащих. Им оказывается сложнее мысленно расчленить предметы на части и выделить свойства при восприятии предметов, особенно когда нужно выделить части в объектах, схожих между собой. Относительно больше, чем слышащие, затрудняются при необходимости устанавливать соотношения между сложным целым предметом и отдельными его элементами. Глухие дети менее точно различают предметы по форме и контуру, чем слышащие дети того же возраста.
Итак, нарушение слуховой функции уже на ранних этапах онтогенеза обуславливает отставание дошкольников в развитии творческих способностей, что объясняется бедностью словаря, недостаточностью сенсорного опыта, его малым разнообразием, а также несформированностью комбинаторных механизмов воображения. В свою очередь это приводит к трудностям в переструктурировании прошлого опыта, что обусловлено тяжестью слухового дефекта и вторичным речевым недоразвитием. Подобное отставание позволяет говорить о большей стереотипности, шаблонности выполненных работ не слышащих учащихся по сравнению с нормой, о большей привязанности их к заданным моделям, образцам действий, о трудностях трансформации имеющихся представлений. К старшему дошкольному возрасту детей с нарушениями слуха преобладает предметная лепка и предметное рисование (72%). К концу обучения в ДОУ у 15% детей появляются элементы сюжетного рисования и лепки; и только у 2% детей сюжетные изображения. В большинстве детских работ человек статичен, его движения ребенок передает только в жестах и комментариях, которые дети дают к своим рисункам. Глухие и слабослышащие дошкольники не изображают себя, что свидетельствует о том, что ребенок не видит себя в изображаемой социальной ситуации, не чувствует своей вовлеченности в явления окружающей действительности (Силивон В.А.,).
1.3. Коррекционно-педагогическая
работа по развитию
Нет нужды говорить о том, как дошкольник, во всех областях своей жизни и деятельности нуждается в помощи, в разумном руководстве и прямом обучении со стороны взрослого. Процессом рисования нужно руководить, начиная с трёх - четырёхлетнего возраста и в особенности с шестого года жизни с развитием критического отношения ребёнка к своей продукции. Накопленный изобразительный опыт и развитие зрительной наблюдательности требуют от ребёнка решения новых задач, новых приёмов изображения, которые вовремя должны быть показаны взрослыми. Если этой помощи ребёнок не получает, он разочаровывается в своих силах. Результаты работы перестают его удовлетворять, и он либо прекращает рисовать, либо рисует без охоты.
Вместе с тем изобразительная деятельность рассматривается как важное средство психического развития ребенка с нарушенным слухом (А.А.Венгер, М.Ю.Рау). Деятельностный подход к обучению детей с нарушениями слуха как важнейшее положение коммуникативно-деятельностной системы (С.А.Зыков, Б.Д.Корсунская, Т.С.Зыкова, Л.П.Носкова), позволяет рассматривать рисование как один из видов предметно-практической деятельности, который обладает значительными возможностями в плане умственного развития дошкольников с нарушениями слуха, обогащения их представлений об окружающем мире, активизации развития словесного общения. Так в качестве ведущих задач обучения изобразительной деятельности А.А. Венгер (1972) рассматривает сенсорное воспитание, тесно связанное с развитием зрительного и тактильно-двигательного восприятия ребенка; формирование представлений о воспринятом и закрепление их в речи; эстетическое развитие детей.
Дошкольное обучение своеобразно. В соответствии с особенностями возраста оно отличается от обучения в школе содержанием, формой организации, методами и приёмами. Содержанием дошкольного обучения является не система научных знаний, а систематическая передача детям элементарных знаний об окружающей действительности, в основе которых лежит непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений жизни и художественных образов. Воспитание и обучение определяют развитие детской инициативы и творчества ребёнка. Важнейшими предпосылками к руководству детским творчеством являются:
1. Систематическое обогащение
детского эстетического
2. Предоставление ребёнку
необходимых изобразительных
3. Творческая и в то
же время деловая учебная
4. Чёткое определение
основных и попутных задач. Неудача
занятий происходит иногда от
спутанности и перемещения
В дошкольном периоде, когда познание ребёнком окружающего в повседневной жизни играет ещё значительную роль, в особенности в младшем возрасте, элементы обучения продолжают включаться в его практическую деятельность (обучение в быту, в игре, в труде). Данная форма обучения ценна для последующего обучения. Ребёнок научается ценить знание, умение, так как со всей убедительностью ощущает их практическую полезность.
В обучении детей дошкольного возраста должны занять определённое место и игровые приёмы. Обучая детей рисованию простейших линий, форм и тем основным движениям руки, на которых они построены, воспитатель вместе с детьми изображаемо «наматывает клубочек ниток» (круговые движения в воздухе, затем на бумаге); широким движением руки по горизонтали он вместе с детьми в воздухе, а затем на листе бумаги рисует «дорожки, по которым укатился мячик», «бегают дети» (воображаемые). Таким же игровым приёмом дети быстро научаются рисовать «мячики», «заборчики», «клетку для птичек» и т. п.
Указанные приёмы, обеспечивая необходимые упражнения, делают осмысленным детское рисование с первых его шагов, освобождают ребёнка от длительного, так называемого «доизобразительного периода».Ведь снисходительное отношение к детским «каракулям» и полное отсутствие руководства им может привести к задержке в развитии детского рисунка.
В разработке вопросов учебного руководства рисованием и лепкой малыша важно создавать условия для эстетического и познавательного развития дошкольников с нарушениями слуха. Данные виды деятельности становятся одними из наиболее любимых детьми. Задачи изобразительной деятельности детей с нарушениями слуха определяются с учетом закономерностей ее развития у дошкольников. Учитываются также специфические особенности глухих и слабослышащих детей. Задачи, содержание и методы формирования изобразительной деятельности разработаны А. А. Катаевой в 1972 году.
Основной задачей обучения
детей изобразительной деятельности
является формирование самой деятельности,
в первую очередь ее мотивационно-потребностного
плана: формирование интереса и желания
рисовать, лепить, конструировать. Интерес
к изобразительной деятельности формируется
в процессе наблюдений за рисованием взрослых
и других детей, рассматривания и обыгрывания
рисунков, лепных поделок, соотнесения
продуктов изобразительной деятельности
с реальными игрушками и предметами. В
процессе обучения формируются также
другие уровни деятельности: ориентировочно-
Другой важной задачей, связанной с развитием изобразительной деятельности, является формирование восприятия, сенсорное воспитание детей. Для того чтобы изобразить предмет в рисунке, лепке, необходимо полноценно его воспринять, т. е. вычленить свойства, учет которых важен при изображении. Своеобразие восприятия у детей с нарушениями слуха является одной из основных причин замедленного формирования рисования. Поэтому в процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. Развитие этих видов восприятия происходит в ходе рассматривания, обведения предметов по контуру перед рисованием или ощупывания перед лепкой. Для передачи свойств предмета в продуктивной деятельности важно обучение восприятию величины, формы, цвета, пространственных свойств и отношений, определению направлений пространства, его протяженности. Накопление представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов постепенно, в связи с другими видами деятельности, приводит к формированию сенсорных эталонов: выработанных в истории развития человека стандартов основных свойств и отношений, прежде всего цвета, формы, величины.
С задачей сенсорного воспитания детей в процессе изобразительной деятельности тесно связана задача формирования представлений о предметах и явлениях, так как важно научить детей изображать не только находящиеся перед ними объекты, но и те, которые дети наблюдали раньше, актуализировать представления, возникшие в процессе чтения, рассказывания. Влиять на полноценное формирование представлений можно, соединяя воспринимаемое со словом. Поэтому в процессе изобразительной деятельности работа по формированию представлений оказывается тесно связанной с работой по развитию речи.