Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель: изучить уровень сформированности изобразительной деятельности младших дошкольников с нарушениями слуха в процессе использования нетрадиционных техник.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности рисования дошкольников с нарушенным слухом в сравнении с нормально слышащими детьми;
3) разработать и апробировать нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты эксперементального обучения.
Детям предлагались картинки поочередно с устной инструкцией. Перед выполнением задания проводилась разъясняющая беседа. В случае, если ребёнок не понимал, как выполнять задание, педагог давал образец его выполнения.
На занятии «Бублики» (рисование красками) детям сначала предлагалось рассмотреть бублик, потрогать и определить его форму. Далее был дан образец рисования бублика кистью педагогом. А затем детям предлагалось попробовать пальчиками на бумаге понарошку нарисовать их и по-настоящему красками.
Качественный и количественный анализ средств выразительности рисунков включал: анализ результатов проведения методики Н.А. Курочкина (Приложение 5), методики Е.А.Стребелевой «Нарисуй», анализ детских работ, а также анализ результатов проведенной ранее авторской методики по диагностики технических навыков рисования и занятия «Бублики».
Целью исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет, была проведена методика Н.А. Курочкина. Детям предоставлялись цветные карандаши, лист с изображением ягод, овощей и фруктов, и предлагалось раскрасить эти предметы в нужный цвет.
По методике Е.А. Стребелевой «Нарисуй» мы на глазах у ребёнка рисуем на листе бумаге воздушный шарик и говорим: «Вот я рисую шарик. К нему я рисую верёвочку. Вот ещё один шарик, а ты нарисуй к нему верёвочку». Если у ребёнка получается верёвочка, то его просят на нем нарисовать такой же шарик.
Исследование проходило в индивидуальной и групповой форме. Выбор формы проведения эксперимента зависел от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Перед началом рисования с детьми проводилась беседа, которая была направлена на установление контакта, разъяснение предлагаемого задания. Все задания предлагались в устной форме. При необходимости в процессе объяснения заданий использовались естественные жесты.
В качестве основных показателей рисования рассматривались следующие:
Каждый показатель в процессе качественного анализа включал ряд характеристик, о которых будет сказано ниже. Была разработана система балльной оценки, которая позволила охарактеризовать уровень сформированности рисования каждого ребенка: низкий, средний, высокий.
Схема бальной оценки представлена в Приложении 6.
2.2. Результаты констатирующего эксперимента
Сбор анамнезных данных о детях включал:
-анализ анамнестических данных, медицинской документации;
-анализ психолого-педагогических характеристик;
Данные о детях исследуемой группы отражены в таблице 1.
Данные о детях исследуемой группы
Данные о детях |
Группы детей (на основе анализа данных) |
Количество детей |
Процентное соотношение |
Общее число детей |
Состояние слуха |
Глухота |
2 |
13,3% |
15 |
Тугоухость III и IV степени |
7 |
46,7% | ||
Имплант |
6 |
40% | ||
Состояние интеллекта |
Интеллект в пределах нормы |
13 |
86,7% |
15 |
ЗПР |
2 |
13,3% | ||
Состояние речи |
Речи нет |
4 |
26,7% |
15 |
Лепетные слова |
6 |
40% | ||
Отдельные слова |
2 |
13,3% | ||
Аграмматичная бытовая фраза |
3 |
20% | ||
Дополнительные нарушения |
СДВГ |
1 |
6,7% |
10 |
ЗРР |
9 |
60% | ||
Возраст ребенка при поступлении в ДОУ |
2-3 года |
2 |
13,3% |
15 |
3-4 года |
13 |
86,7% |
Анализ данных показал, что 13,3% дошкольников имеют двустороннюю сенсоневральную глухоту, 46,7% детей - двустороннюю сенсоневральную тугоухость III или IV степени и 40% детей имплантированы в возрасте от нескольких месяцев до 2,5 лет. В настоящий момент их порог восприятия звуков соответствует тугоухости II степени. У 26,7% дошкольников отсутствует речь, в речи 40% детей преобладают лепетные слова, 13,3% воспитанников используют в речи отдельные слова и 20% детей пользуются аграмматичной бытовой фразой. Дети исследуемой группы также используют для общения естественные жесты. Состояние интеллекта у 86,7% воспитанников находиться в пределах нормы, 13,3% детей имеют ЗПР. 67,7% дошкольников имеют дополнительные нарушения. У одного ребенка глухота сочетается с СДВГ, у 60% - ЗРР. 60% детей воспитываются в слышащей среде, 40% дошкольников –родителями, имеющими нарушенный слух.
Особое значение мы придавали возрасту поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Выяснилось, что 13,3% детей поступили в специальное дошкольное учреждение в возрасте от 2 до 3 лет, 86,7% детей начали обучение в возрасте 3-4 лет.
Воспитанники ДОУ «Жемчужинка» не имели никаких нарушений в развитии. Большинство детей поступили в детский сад в возрасте 2-3 лет (86,7%) и лишь 13,3% ребят в возрасте 3-4 лет.
Отношение к рисованию оценивалось по следующим параметрам:
1. Выбор деятельности (игра, рисование, конструирование, чтение);
2. Наличие интереса к деятельности;
3. Характер организации деятельности (активность, произвольность).
Организованный нами тест «Выбери что нравиться», показал, что у большинства детей с нарушениями слуха интерес к какому-то определённому виду деятельности ещё не сформирован до конца. В ходе проведения теста ребята долго рассматривали предложенные атрибуты, перебирая их в руках, а затем останавливались на игрушках (53,3%). И лишь небольшая часть детей (40%) сразу делала свой выбор. Один ребёнок не отдал своё предпочтение ни одному виду деятельности. Выбор 40% воспитанников поделился между 3 видами деятельности (игра, рисование и конструирование) поровну. Таким образом, наибольший интерес дети проявили к игре. Ребята рассматривали игрушки, затем производили различные игровые действия (катали машинку, одевали и раздевали куклу). Равное количество дошкольников предпочли атрибуты рисования и конструктор. Из предложенных предметов изодеятельности дети пользовались фломастерами.
Дети с нормальным развитием дали иные результаты исследования. Наибольший интерес дошкольники проявили к игрушкам — 46,4% детей. Ребята, как и дети с нарушением слуха, рассматривали их, затем производили различные игровые действия, но сохраняли при этом достаточно стойкий интерес к своей деятельности. 26.8% дошкольников выбрали фломастеры, карандаши, бумагу и приступили к рисованию. Закончив работу, дети переключались на другой вид деятельности. Равное количество дошкольников предпочли книжки и конструктор (13,4%). 1 ребёнок долго не мог определиться, рассматривал предложенные атрибуты, перебирая их в руках, и в итоге остановился на машинке. (Протокол записи исследования см. Приложение 7.)
Полученные результаты отражены в таблице 2.
Таблица 2
Характер предпочтений детей
Вид деятельности |
Дети с нарушенным слухом |
Дети с нормальным слухом | ||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
Рисование |
2 |
13,4 |
4 |
26,8 |
Игра |
10 |
66,5 |
7 |
46,4 |
Конструирование |
2 |
13,4 |
2 |
13,4 |
Рассматривание иллюстраций в книге |
0 |
0 |
2 |
13,4 |
Отказ от деятельности |
1 |
6,7 |
0 |
0 |
Вывод: у большинства детей с нарушениями слуха, в отличие от детей с нормальным развитием, интерес к какому-то определённому виду деятельности находиться в стадии формирования. В большинстве случаев дошкольники отдавали своё предпочтение игре, так как этот вид деятельности является ведущим в их возрасте. Но мы видим, что уже в младшем дошкольном возрасте некоторые дети делают свой выбор в пользу изобразительной деятельности.
О наличии или отсутствии у детей интереса к изобразительной деятельности мы судили, исходя из наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью детей, а так же анализа анкет, заполненных родителями и воспитателями.
Анализ наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью детей проводился по следующим критерия:
- желание ребенка постоянно заниматься изобразительной деятельностью, как на занятиях, так и в свободное от занятий время;
- проявление творчества в работе;
- использование в деятельности разнообразный материал;
- наличие положительных эмоций во время занятий изобразительной деятельностью;
- стремление ребенка к положительным результатам в изобразительной деятельности, качеству изображения;
- умение завершить начатое до конца, без помощи взрослого.
В ходе наблюдений было выявлено, что у детей с нарушенным слухом в отличии от нормы, лишь небольшое количество ребят (66,7% и 20% соответственно) проявляют постоянное желание заниматься изобразительной деятельностью, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Процесс рисования взывает у них положительные эмоции. Они проявляют стремление к положительным результатам в изобразительной деятельности, качеству изображения и всегда доводят дело до конца. Примерно такое же количество детей с нарушенным слухом (26,7%) и 13,3% детей без нарушений рисуют лишь во время занятий. И этот процесс иногда вызывает у них отрицательные эмоции. 53,3% воспитанников с нарушенным слухом и 20% дошкольников с нормальным слухом положительно относятся к изобразительной деятельности на занятиях, но рисуют самостоятельно редко. (Протокол записи наблюдений см. Приложение 8.)
Анализ анкет родителей показал, что у 53,3 % детей с нарушенным слухом и практически у такого же количества ребят без патологий (60 %) рисование является одним из любимых видов деятельности. Они часто рисуют дома самостоятельно и с родителями. Процесс рисования поднимает им настроение. 33,3% и 26,7 % воспитанников с нарушенным слухом и нормальным соответственно не отдают своё предпочтение рисованию, как любимому виду деятельности. Самостоятельно занимаются редко, использует расскраски. Большой интерес вызывает процесс изодеятельности совместно с родителями. В большинстве случаев в процессе рисования преобладает хорошее настроение. Небольшое число дошкольников (13,3%) не проявляют интереса к изобразительной деятельности. Самостоятельно рисуют очень редко. Часто процессом рисования руководит родитель. В большинстве случаев к своей работе относятся равнодушно.
Анализ анкет воспитателей показал, что дети занимаются изодеятельность с удовольствием, у них преобладает хорошее настроение до конца занятия. Ребята проявляют стремление к положительным результатам. В свободное от занятий время воспитатели редко побуждают детей рисовать.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большенстве случаев у детей младшего дошкольного возраста интерес к изобразительной деятельности неустойчив, его постоянно необходимо подпитывать. Детей мало интересует результат их деятельности, им важен сам процесс.
При выполнении задания на тему свободного рисования 33,3% младшие дошкольников с нарушениями слуха приняли инструкцию и условия задания с первого предъявления и приступили к его выполнению. Однако в процессе рисования ребята постоянно обращались за помощью к воспитателю или к экспериментатору, уточняя, что надо рисовать. Некоторые дошкольники (20%), наоборот, сразу приступали к выполнению задания, даже не дослушав педагога. Остальные детям приходилось объяснять инструкцию в индивидуальном порядке. 20% воспитанников отказались выполнять задание, проведя несколько чёрточек на листе бумаге. Наблюдения за детьми во время работы показали, что они, выполняя рисунок, не вступали во взаимодействие друг с другом, но часто обращались к педагогу. Некоторые дети активно сопровождали процесс рисования восклицаниями и жестами. Свободное рисование анализировалось по следующим параметрам: