Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить уровень сформированности изобразительной деятельности младших дошкольников с нарушениями слуха в процессе использования нетрадиционных техник.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности рисования дошкольников с нарушенным слухом в сравнении с нормально слышащими детьми;
3) разработать и апробировать нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты эксперементального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

 Детям предлагались картинки поочередно с устной инструкцией. Перед выполнением задания проводилась разъясняющая беседа. В случае, если ребёнок не понимал, как выполнять задание, педагог давал образец его выполнения.

На занятии «Бублики» (рисование красками) детям  сначала предлагалось рассмотреть   бублик, потрогать и определить его форму. Далее был дан образец рисования бублика кистью педагогом.  А затем детям предлагалось попробовать пальчиками на бумаге  понарошку  нарисовать их и  по-настоящему красками.

Качественный и количественный анализ средств выразительности рисунков включал:  анализ результатов проведения методики Н.А. Курочкина (Приложение 5), методики Е.А.Стребелевой «Нарисуй», анализ детских работ, а также анализ результатов проведенной ранее авторской методики по диагностики технических навыков рисования и занятия «Бублики».

Целью исследовать умение использовать в рисунке нужный цвет, была проведена методика Н.А. Курочкина. Детям предоставлялись  цветные карандаши, лист с изображением  ягод, овощей и фруктов, и предлагалось раскрасить эти предметы в нужный цвет.

По методике Е.А. Стребелевой «Нарисуй» мы на глазах у ребёнка рисуем на листе бумаге воздушный шарик и говорим: «Вот я рисую шарик. К нему я рисую верёвочку. Вот ещё один шарик, а ты нарисуй к нему верёвочку». Если у ребёнка получается верёвочка, то его просят на нем нарисовать такой же шарик.

Исследование проходило в индивидуальной и групповой форме. Выбор формы проведения эксперимента зависел от индивидуальных особенностей   каждого ребенка. Перед началом рисования с детьми проводилась беседа, которая была направлена на установление контакта, разъяснение предлагаемого задания. Все задания предлагались  в устной форме. При необходимости в процессе  объяснения заданий использовались естественные жесты.

В качестве основных показателей рисования рассматривались следующие:

  1. отношение к рисованию;
  2. характер организации деятельности;
  3. технические навыки рисования;
  4. выразительные средства изображения.

Каждый показатель в процессе качественного анализа включал ряд характеристик, о которых будет сказано ниже. Была разработана система балльной оценки, которая позволила охарактеризовать уровень сформированности рисования каждого ребенка: низкий, средний, высокий.

Схема бальной оценки представлена в Приложении 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результаты  констатирующего эксперимента

Сбор анамнезных данных о детях включал:

-анализ анамнестических данных, медицинской документации;

-анализ психолого-педагогических характеристик;

Данные о детях исследуемой группы отражены в таблице 1.

                                                                              Таблица1.

Данные о детях исследуемой группы

Данные о детях

Группы детей (на основе анализа данных)

Количество детей

Процентное соотношение

Общее число детей

Состояние слуха

Глухота

2

13,3%

15

Тугоухость III и IV степени

7

46,7%

Имплант

6

40%

Состояние интеллекта

Интеллект в пределах нормы

13

86,7%

15

ЗПР

2

13,3%

Состояние речи

Речи нет

4

26,7%

15

Лепетные слова

6

40%

Отдельные слова

2

13,3%

Аграмматичная  бытовая фраза

3

20%

Дополнительные нарушения

СДВГ

1

6,7%

10

ЗРР

9

60%

Возраст ребенка при поступлении в ДОУ

2-3 года

2

13,3%

15

3-4 года

13

86,7%


 

 

Анализ данных показал, что 13,3% дошкольников имеют двустороннюю сенсоневральную  глухоту, 46,7%  детей - двустороннюю сенсоневральную тугоухость III или IV степени и 40% детей имплантированы в возрасте от нескольких месяцев до 2,5 лет. В настоящий момент их порог восприятия звуков соответствует тугоухости II степени.  У 26,7% дошкольников отсутствует речь, в речи 40% детей преобладают лепетные слова,   13,3% воспитанников используют в речи отдельные слова и 20% детей пользуются аграмматичной бытовой фразой. Дети исследуемой группы также используют для общения естественные  жесты. Состояние интеллекта у 86,7% воспитанников находиться в пределах нормы, 13,3% детей имеют ЗПР. 67,7% дошкольников  имеют дополнительные нарушения. У одного ребенка глухота сочетается с СДВГ,  у 60% - ЗРР.   60% детей воспитываются в слышащей среде, 40% дошкольников –родителями, имеющими нарушенный слух.

Особое значение мы придавали возрасту поступления ребенка в дошкольное   образовательное учреждение (ДОУ). Выяснилось, что 13,3% детей поступили в специальное дошкольное учреждение в возрасте от 2 до 3 лет, 86,7% детей начали обучение в возрасте 3-4 лет.

Воспитанники ДОУ «Жемчужинка» не имели никаких нарушений в развитии. Большинство детей поступили в детский сад в возрасте 2-3 лет (86,7%) и лишь 13,3% ребят в возрасте 3-4 лет.

Отношение к рисованию оценивалось по следующим параметрам:

1. Выбор деятельности (игра, рисование, конструирование, чтение);

2. Наличие интереса к деятельности;

3. Характер организации деятельности (активность, произвольность).

Организованный нами тест «Выбери что нравиться», показал, что у  большинства детей с нарушениями слуха интерес  к  какому-то определённому виду  деятельности ещё не сформирован до конца.  В ходе проведения теста ребята долго   рассматривали предложенные атрибуты, перебирая их в руках, а затем останавливались на  игрушках (53,3%). И лишь небольшая часть детей (40%) сразу делала свой выбор. Один ребёнок не отдал своё предпочтение ни одному виду деятельности.  Выбор 40% воспитанников поделился между 3 видами деятельности (игра, рисование и конструирование) поровну. Таким образом, наибольший интерес дети проявили к игре. Ребята рассматривали игрушки, затем производили различные игровые действия (катали машинку, одевали и раздевали куклу).  Равное количество дошкольников предпочли атрибуты рисования и конструктор. Из предложенных предметов изодеятельности дети пользовались фломастерами.

Дети с нормальным развитием дали иные результаты исследования. Наибольший интерес дошкольники проявили к игрушкам — 46,4% детей. Ребята, как и дети с нарушением слуха, рассматривали их, затем производили различные игровые действия, но сохраняли при этом достаточно стойкий интерес к своей деятельности. 26.8% дошкольников выбрали фломастеры, карандаши, бумагу и приступили к рисованию. Закончив работу, дети переключались на другой вид деятельности. Равное количество дошкольников предпочли книжки и конструктор (13,4%). 1 ребёнок долго не мог определиться, рассматривал предложенные атрибуты, перебирая их в руках, и в итоге остановился на машинке. (Протокол записи исследования см. Приложение 7.)

Полученные результаты отражены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Характер предпочтений детей

Вид деятельности

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во

%

Кол-во

%

Рисование

2

13,4

4

26,8

Игра

10

66,5

7

46,4

Конструирование

2

13,4

2

13,4

Рассматривание иллюстраций в книге

0

0

2

13,4

Отказ от деятельности

1

6,7

0

0


 

Вывод: у  большинства детей с нарушениями слуха, в отличие от детей с нормальным развитием, интерес  к  какому-то определённому виду  деятельности находиться в стадии формирования. В большинстве случаев дошкольники отдавали своё предпочтение игре, так как этот вид деятельности является ведущим в их возрасте.  Но мы видим, что уже в младшем дошкольном возрасте некоторые дети делают свой выбор в пользу изобразительной деятельности.

О наличии или отсутствии у детей интереса к изобразительной деятельности мы судили, исходя из наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью детей, а так же анализа анкет, заполненных родителями и воспитателями.

Анализ наблюдений за самостоятельной изобразительной деятельностью детей проводился по следующим критерия:

- желание ребенка постоянно заниматься изобразительной деятельностью, как на занятиях, так и в свободное от занятий время;

- проявление творчества в работе;

- использование в деятельности разнообразный материал;

- наличие положительных эмоций во время занятий изобразительной деятельностью;

- стремление ребенка к положительным результатам в изобразительной деятельности, качеству изображения;

- умение завершить начатое до конца, без помощи взрослого. 

В ходе наблюдений было выявлено, что у детей с нарушенным слухом  в отличии от нормы, лишь небольшое количество ребят (66,7% и 20% соответственно) проявляют  постоянное желание заниматься изобразительной деятельностью, как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Процесс рисования взывает у них положительные эмоции. Они проявляют стремление  к положительным результатам в изобразительной деятельности, качеству изображения и всегда доводят дело до конца. Примерно такое же количество детей с нарушенным слухом (26,7%)  и 13,3% детей без нарушений рисуют лишь во время занятий. И этот процесс иногда вызывает у них отрицательные эмоции. 53,3% воспитанников с нарушенным слухом и 20% дошкольников с нормальным слухом положительно относятся к изобразительной деятельности на занятиях, но рисуют самостоятельно редко. (Протокол записи наблюдений см. Приложение 8.)

Анализ анкет родителей показал, что у 53,3 % детей с нарушенным слухом и практически у такого же количества ребят без патологий (60 %) рисование является одним из любимых видов деятельности. Они часто рисуют дома самостоятельно и с родителями. Процесс рисования поднимает им настроение. 33,3%  и 26,7 % воспитанников  с нарушенным слухом и нормальным соответственно не отдают своё предпочтение рисованию, как любимому виду деятельности. Самостоятельно занимаются редко, использует расскраски. Большой интерес вызывает процесс изодеятельности совместно с родителями. В большинстве случаев  в процессе рисования преобладает хорошее настроение. Небольшое число дошкольников (13,3%) не проявляют интереса к изобразительной деятельности. Самостоятельно рисуют очень редко. Часто процессом рисования руководит родитель. В большинстве случаев к своей работе относятся равнодушно.

Анализ анкет воспитателей показал, что дети занимаются изодеятельность с удовольствием, у них преобладает хорошее настроение до конца занятия. Ребята проявляют стремление к положительным результатам. В свободное от занятий время воспитатели редко побуждают детей рисовать.

Таким образом, можно сделать вывод, что в большенстве случаев у детей младшего дошкольного возраста интерес к изобразительной деятельности неустойчив, его постоянно необходимо подпитывать. Детей мало интересует результат их деятельности, им важен сам процесс. 

При выполнении задания на тему свободного рисования 33,3%   младшие дошкольников с нарушениями слуха приняли инструкцию и условия задания с первого предъявления и приступили к его выполнению. Однако в процессе рисования ребята постоянно обращались за помощью к воспитателю или к экспериментатору, уточняя, что надо рисовать. Некоторые дошкольники (20%),  наоборот, сразу приступали к выполнению задания, даже не дослушав педагога. Остальные детям приходилось объяснять инструкцию в индивидуальном порядке. 20% воспитанников отказались выполнять задание, проведя несколько чёрточек на листе бумаге. Наблюдения за детьми во время работы показали, что они, выполняя рисунок, не вступали во взаимодействие друг с другом, но часто обращались к педагогу. Некоторые дети активно сопровождали процесс рисования восклицаниями и  жестами. Свободное рисование анализировалось по следующим параметрам:

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками с нарушениями слуха