Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками с нарушениями слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить уровень сформированности изобразительной деятельности младших дошкольников с нарушениями слуха в процессе использования нетрадиционных техник.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности рисования дошкольников с нарушенным слухом в сравнении с нормально слышащими детьми;
3) разработать и апробировать нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты эксперементального обучения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.docx

— 140.05 Кб (Скачать файл)

- принятие или отказ от задания;

- характер организации деятельности;

- наличие интереса при выполнении задания;

  - время выполнения рисунка.

Результаты анализа характера организации деятельности детей представлены в таблице 3.

                                                                                           Таблица 3

Характер организации деятельности

 

Показатели

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во

%

Кол-во

%

Принятие задания

15

100

15

100

Интерес к деятельности

10

66,7

13

86,7

Произвольность деятельности

9

60

13

86,7


Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что 100% дошкольников с нарушенным слухом приняли задание. 60% дошкольников с нарушениями слуха самостоятельно организовывали свою деятельность, подготавливали свое рабочее место, выбирали необходимые средства (карандаши, фломастеры). У 40% детей рисуночная деятельность имела более хаотичный характер. Они долго не могли определиться со средствами изображения, начиная рисовать то фломастерами, то карандашами, вертели лист бумаги, располагая его вертикально или горизонтально. Этой группе ребят требовалась помощь со стороны взрослого в организации рабочего пространства и порядка деятельности. Трудности, возникающие при организации работы, были связаны с непониманием детьми условий задания, обусловленных особенностями понимания речи. Интерес к деятельности у 66,7% ребят сопровождался до окончания работы. 20% воспитанников отказались от деятельности в продолжении 2-3 минут. 13,3% оставили работы незаконченными.

Время, затраченное глухими и слабослышащими дошкольниками на выполнение рисунка, составило от 3 минут до 10 минут. У всех детей был разный темп работы. Так, часть дошкольников с нарушениями слуха делали паузы в работе. Длительность выполнения задания у слышащих дошкольников тоже была различной: от 5 минут до 15 минут. Однако, они не прерывали свое рисование, доводили работу до конца. (Протокол записи наблюдения занятия на тему свободного рисования см. Приложение 10.)

Таким образом, результаты выполнения задания выявили, что у большинства детей сохраняется интерес к изодеятельности до конца процесса, но для некоторых ребят с недостатками слуха характерны трудности регуляции своей деятельности, отсутствие самостоятельности при выполнении задания, зависимость от взрослого.

Уровень сформированности изограмотности оценивался по следующим параметрам:

- технические навыки рисования;

-выразительные средства  рисовании;

Сформированность технических навыков рисования младших дошкольников анализировалась на материале наблюдений за самостоятельной деятельностью и материале задания на свободное рисование, а также заданий второго этапа исследования  и  оценивалась по  следующим критериям и показателям:

  1. навыки владения изобразительным материалом:

-навыки владения карандашом;

-навыки владения кисточкой  и краской

2) формообразующие движения:

  - линия;

  -форма;

- закрашивание формы

Уровни сформированности технических навыков рисования

1 уровень: высокий

 Умеет правильно держать кисть, карандаш тремя пальцами. Умеет правильно обмакивать кисть в краску, промывает в воде, повторно обмакивает по мере надобности. Регулирует нажим и направление штриховки в работе с карандашом. Регулирует силу нажима и направление движения кисти. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивает без просветов. Умеет проводит горизонтальную линию слева направо, вертикальную сверху вниз, пересекать, замыкать их в округлые формы; рисовать круг, квадрат, прямоугольник. Регулирует силу нажима, закрашивает в пределах контура. Линии проводит неотрывочным, безостановочным движением.

2 уровень:

средний

Навык захвата карандаша и кисти не сформирован до конца. Умеет правильно обмакивать кисть в краску, промывает в воде.  Регулирование  нажима и направления штриховки в работе с карандашом, а также сила нажима и направление движения кисти вызывают затруднения.  Не умеет накладывать краски в одном направлении, но закрашивает без просветов. Умеет проводит горизонтальную линию слева направо, вертикальную сверху вниз, пересекать, замыкать их в округлые формы; рисовать круг, квадрат, прямоугольник с небольшими затруднениями. Закрашивать старается, не выходя за пределы контура, но это не всегда удаётся. Линии проводит неотрывочными движениями, но с паузами.

3 уровень:

низкий

 Не умеет правильно держать кисть и карандаш; обмакивать кисть в краску, промывать в воде. Регулирование  нажима и направления штриховки в работе с карандашом вызывает затруднения. Регулирование силы нажима и направление движения кисти не сформировано. Умеет проводит горизонтальную линию слева направо, вертикальную сверху вниз,  но  с трудом пересекает, замыкает их в округлые формы;  с трудом рисует круг, квадрат, прямоугольник. Не соблюдает контур при закрашивании. Линии проводит  с отрывом и остановочными движениями.


 

Об уровне сформированности технических навыков рисования мы судили, исходя из наблюдений и анализа результатов выполнения детьми авторских методик, состоящих из 6 заданий. (Протокол исследования технических навыков рисования см. Приложение 11.) Детям  с нарушенным слухом поочередно предлагались листочки с устными инструкциями. Не все воспитанники сразу понимали, что от них требуется. Некоторые начинали работу, не дослушав педагога, а другим приходилось давать наглядный образец выполнения.  Некоторые дети сопровождали процесс рисования речью. Например, девочка Д., рисуя каждый луч солнца, повторяла одно и тоже слово «соце» (солнце).  У большинства детей(86,7%)  навык правильного захвата карандаша сформирован, а у 13,3% находиться в процессе формирования. Такие ребята захватывали карандаш то 3 пальцами, то кулаком поочередно. Рука быстро уставала и начинала дрожать.  Примерно такое же количество  дошкольников (73,3%) умеют проводить прямые линии справа налево и сверху вниз, пересекать, замыкать их в округлые формы, но с трудом регулируют силу нажима. Некоторые из них, раскрашивая, протирали листы до дыр. 40% ребят могут контролировать силу нажима, проводить безотрывачную и безостановочную линию, а так же при закрашивании стараются не выходить за пределы контура.  Практически у всех детей возникали трудности при выборе цвета. Из предложенного материала отдавали предпочтение фломастерам.

 Большинство ребята  с нормальным слухом справились  с заданиями самостоятельно.

Наблюдения занятия «Бублики» и анализ детских работ показали, что у детей не сформированы полностью навыки владения кистью и красками. Ребятам было сложно дозировать количество красок, самостоятельно мыть кисть. Регулирование нажима и направления вызывали сложности. Воспитанникам   требовалась постоянная помощь педагога. Детские работы получились неаккуратными.

 Таким образом, результаты анализа сформированности технических навыков показали, что 26,7% детей с нарушенным слухом и 33,3% детей с нормальным слухом находятся на высоком уровне сформированности технических навыков. 33,3% и 46,7% ребят с нарушенным слухом и нормальным соответственно обладают техническими навыками рисования на среднем уровне. На низком уровне находятся технические навыки 40% детей с нарушенным слухом и 20% детей без патологий.

Данные результата отображены в таблице 4.

                                                                                     Таблица 4.

Уровни сформированности технических навыков

Уровень

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

4

26,7

5

33,3

Средний

5

33,3

7

46,7

Низкий

6

40

3

20


 Качественный и количественный анализ средств выразительности рисунков осуществлялся с учетом следующих параметров:

1. Передача формы:

а) форма передана точно;

б) есть незначительные искажения;

в) искажения значительные, форма не удалась.

2. Строение предмета:

а) части расположены верно;

б) есть незначительные искажения;

в)       части предмета расположены неверно.

4. Цвет:

а) адекватное использование;

б) неадекватное использование;

в) одноцветное изображение;

    Высокому уровню соответствуют дети, в рисунках которых форма передана точно; если изображение сложное, то части расположены верно, передан реальный цвет предметов; ребенок выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами.

Среднему уровню соответствуют дети, в рисунках которых есть незначительные искажения формы и строения, есть отступления от реальной окраски предметов; ребенку требуется незначительная помощь, с вопросами ко взрослому он обращается редко.

Низкому уровню соответствуют дети, в рисунках которых наблюдаются значительные искажения формы предмета, части предмета расположены неверно, цвет передан неверно; такому ребенку необходима поддержка, стимулирование деятельности со стороны взрослого, сам он с вопросами к взрослому не обращается.

Передача формы и строение предмета.

При определении характера передачи формы  и строения предмета мы опирались на результаты занятий на тему «Бублики» и «Свободного рисования», а также на результат методики Е.А.Стребелевой «Нарисуй». По условиям проведения данной методики на глазах у ребёнка педагог рисует воздушный шарик с веревочкой и сопровождает свои действия речью. Затем рядом он рисует ещё один шарик и просит ребенка дорисовать к нему верёвочку. Если ребёнок успешно справляется с заданием, педагог предлагает ему самостоятельно нарисовать шарик с верёвочкой.

Определённое количество детей с нарушенным слухом (87,7%) с трудом понимали, что от них требуется. 13,3%  младших дошкольников так и не выполнили задание правильно. Например, мальчик Н. стал обводить нарисованные шарики по контуру, а затем нарисовал свой. Изображенные предметы в рисунках детей с нарушенным слухом более мелкого размера, чем у слышащих сверстников. Большинство неслышащих дошкольников не соблюдали особенности строения предмета и его пропорции ( верёвочка рисуют либо отдельно от шарика, либо в несвойственном для неё месте; маленький шар и огромный «хвостик»). В нескольких работах искажалась и смешивалась форма и строение предмета, что приводило к неузнаваемости изображения даже самим ребенком.

 В рисунках слышащих дошкольников размеры изображений большие и средние. Дети соблюдали строение предмета. Задание не вызвало никаких трудностей. (Протокол исследования выразительных качеств изображения см. Приложение 11.)

Таблица 5.

Характер передачи формы

Характер

передачи формы

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во

%

Кол-во

%

Форма передана точно

6

40

12

80

Незначительные искажения

6

40

3

20

Форма не удалась

3

20

0

0


 

Таблица 6

Строение предмета

Строение предмета

Дети с нарушенным слухом

Дети с нормальным слухом

Кол-во

%

Кол-во

%

Части расположены верно

4

26,7

9

60

Незначительные искажения

          8

53,3

6

40

Части предмета расположены неверно

3

20

0

0


Анализ использования цвета детьми проводился по результатам детских работ на тему «Бублики», свободного рисования и методики Н.А. Курочкина. По данным исследования цветовые решения в рисунках дошкольников с нарушенным слухом характеризовались слабым использованием цветовой гаммы, дети предпочитали карандаши основных цветов (черный, жёлтый, красный, синий), которые крайне редко меняли в процессе работы. Количественные данные, полученные в ходе анализа характера использования цвета, представлены в таблице 7.

Информация о работе Использование нетрадиционных техник рисования в работе с младшими дошкольниками с нарушениями слуха