Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 18:08, курсовая работа
Цель: изучить уровень сформированности изобразительной деятельности младших дошкольников с нарушениями слуха в процессе использования нетрадиционных техник.
Для осуществления поставленной цели необходимо реализовать ряд задач:
1) изучить общую и специальную литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности рисования дошкольников с нарушенным слухом в сравнении с нормально слышащими детьми;
3) разработать и апробировать нетрадиционные техники рисования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста;
4) проанализировать результаты эксперементального обучения.
Обучение пальчиковому рисованию идет в несколько этапов.
Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.
На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка.
К подготовительной группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования, используя в сюжете, такие приемы как тычок, мазок, смешивание красок.
Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребенка. Рисовать ладошкой можно начинать уже с двух лет. Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск (от трех лет). Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков: понадобятся лишь оттиски готовых форм, смазанных краской. Печатку можно просто обмакивать в краску или прижимать к окрашенной «штемпельной подушке» - плоскому кусочку поролона – или смазывать краской либо красками, специально подбирая их сочетание. Печатку можно сделать их ватной палочки, пробки или кусочка сырой картофелины, спичечного коробка, ластика, кусочка поролона, смятой бумаги, древесного листа.
Восковые мелки + акварель или свеча + акварель (от четырех лет).
Ребенок рисует восковыми мелками (свечой) на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным, а рисунок свечой остается белым
Печать по трафарету используется в работе с детьми от пяти лет. Ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная. Возраст: от пяти лет. Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Трехлетние дети, взяв в руки кисточку и краски, очень часто рисуют «каляки» в виде пятен. В этом нет ничего страшного, ведь такую «каляку» можно запросто «оживить». Ребенок рисует на листе бумаги произвольное пятно. Взрослый вместе с ребенком придумывает, на что похожа данная «каляка». Дорисовываем детали, чтобы довести работу до задуманного образа.
Кляксография обычная используется в возрасте от пяти лет. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются. Используя кляксографию с трубочкой, ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали также дорисовываются. Наиболее привлекает кляксография с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Затем дорисовываются недостающие детали.
Такую технику рисования как набрызг можно использовать в возрасте от пяти лет. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Акварельные мелки можно использовать от пяти лет. Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Тычкование. Эта техника рисования используется детьми, начиная с 5 лет. Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, затем опускает его в клей. Далее приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
Монотипия пейзажная (от шести лет). Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Рисование нетрадиционными способами с малышами помогает им лучше познать окружающий мир, с помощью таких рисунков дети выражают свои переживания, эмоции. Такие занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мелкую моторику рук, внимание, память. Самое главное, что детям эти занятия нравятся, каждый маленький художник всякий раз создает оригинальный и неповторимый шедевр.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
2.1. Организация и методика эксперимента
С целью изучения особенностей изобразительной деятельности рисования детей младшего дошкольного возраста с нарушениями слуха была проведена исследовательская работа на базе ГБОУ СОШ №1485 (структурное подразделение начальная школа - детский сад № 1635) в младшей группе.
В исследовании приняли участие 15 детей младших групп с нарушенным слухом Структурного подразделение начальная школа - детский сад №1635 в возрасте от 3 до 4 лет и 15 детей того же возраста, посещавших ГБОУ ЦРР ДОУ №2380 «Жемчужинка». Воспитанники ДОУ №2380 «Жемчужинка» на время проведения исследования никаких соматических болезней и патологий в развитии не имели. Из группы детей, посещавших специализированный детский сад, 7 человек, по данным заключения сурдоцентра, имели тугоухость III и IV степени, 8 воспитанников – глухоту. Из них 6 человек имплантированы. Задержка психического развития наблюдалась у 2 ребят, интеллект остальных в пределах нормы. У 4 детей отсутствовала речь, речевой процесс 11 дошкольников варьировался от лепетных слов до аграмматичной бытовой фразы. Шестеро из пятнадцати ребят воспитывались неслышащими родителями.
Были определены направления и разработана методика констатирующего эксперимента.
Направления констатирующего эксперимента:
При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:
В констатирующем эксперименте мы использовали адаптированные методики Н.А. Курочкина (2001г.), Стребелевой Е.А. («Нарисуй»), «Выбери, что нравиться» и авторские разработки.
Сбор анамнестических данных о детях включал: анализ анамнестических данных, медицинской документации; анализ психолого-педагогических характеристик.
Из анамнестических данных и медицинской документации нами были проанализированы анкеты родителей, заполненные ими во время поступления детей в ДОУ, и аудиограммы. В анкетах содержалась информация о составе семьи, течении беременности и родах, о ходе развития ребёнка до момента поступления в сад, перенесённых им болезнях, а так же о состоянии его здоровья на момент поступления в сад.
Анализ психолого-педагогических характеристик позволил нам получить сведения об уровне общего развития (состояние речи и интеллекта и т.д.) детей.
Отношение к рисованию оценивалось по следующим параметрам:
1. Выбор деятельности (игра, рисование, конструирование, чтение);
2. Наличие интереса к деятельности;
3. Характер организации деятельности (активность, произвольность).
Нами был организован и проведен тест с детьми «Выбери, что нравится; была разработана анкета для родителей и воспитателей; проведено занятие на тему свободного рисования, а также разработаны критерии и показатели интереса, на основе которых проводились наблюдения за самостоятельной изобразительной деятельностью детей.
В начале эксперимента мы выявляли, какому виду деятельности дети с нарушенным и нормальным слухом отдают предпочтение. Для этого был проведен тест «Выбери, что нравиться». Детям предлагались на выбор атрибуты разных видов деятельности: рисования, игры, конструирования, чтения, и определялось место изобразительной деятельности в соотношении с другими видами детской деятельности. Для получения наиболее объективных данных ребятам предлагались предметы, равноценные по внешнему виду, новизне:
-карандаши, фломастеры и бумага для рисования;
-конструктор, строительный материал;
-машинки, куклы для игры с набором одежды;
- книжки (сказки) с красочными
иллюстрациями и доступным
Для установления наличия интереса к изодеятельности, важна самостоятельная изобразительная деятельность ребенка в детском саду и дома. Поэтому нами были разработаны анкеты для родителей и воспитателей, а так же проведены наблюдения.
Анкета для родителей включала следующие вопросы (Приложение1):
- Каким видам деятельности
(игра, рисование, просмотр телевизора,
рассмотрение иллюстраций к
- Каким видом художественной деятельности Ваш ребёнок любит заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием и т.д.).
- Как часто Ваш ребенок рисует дома?
-Побуждаете ли Вы его
к занятиям изобразительной
- Руководите ли Вы
- Занимаетесь ли Вы изобразительной деятельностью совместно с ним? Как часто?
- Какое настроение преобладает у ребенка во время занятия изобразительной деятельностью?
Анкета для воспитателей включала ряд вопросов (Приложение2):
- Каким видам самостоятельной
деятельности (игра, рисование, рассмотрение
иллюстраций к сказкам и т.д.)
больше дети отдают
- Каким видом художественной деятельности дети больше любят заниматься? (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием и т.д.).
- Побуждаете ли
Вы детей к рисованию в
- Какое настроение преобладает у детей во время занятия изобразительной деятельностью?
- Проявляют ли дети
интерес во время занятия
- Сохраняется ли у детей интерес до конца деятельности?
- Проявляется ли у детей
стремление к положительным
Характер организации деятельности детей оценивался при выполнении задания на тему свободного рисования. Детям было предложено что-нибудь нарисовать, при этом они самостоятельно должны были организовывать своё рабочее место и выбрать материал для рисования.
Уровень сформированности изограмотности оценивался по следующим параметрам:
- технические навыки рисования;
-выразительные средства изображения.
Сформированность технических навыков рисования младших дошкольников анализировалась на материале наблюдений за самостоятельной деятельностью, материале задания на свободное рисование, а также по результатам и наблюдениям за проведением авторских методик (Приложение 3) и занятия «Бублики» (рисование красками) (Приложение 4).
Разработанная нами методика включала 6 картинок со следующими заданиями: