Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследование. Тема «Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии» остается одним из самых актуальных форм обучение школьников и требует тщательного изучения, в связи с тем, что ныне действующая программа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:
включать дополнительные внутренние резервы и методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
активизировать научную деятельность;
сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Наглядность как средство учебного процесса…………………...6
1.1 Дидактическое обоснование наглядности…………………….....6
1.2 Психологические аспекты наглядности………………………..11
1.3 Наглядность обучение (факторы)……………………………….13
Выводы по I главе…………………………………………………….14

Глава II. Методика использование наглядных средств на уроках истории................................................................................................................15
2.1 Классификация наглядных средств обучения………………..16
2.2 Методика работы с наглядностями на уроках истории……..18
2.3 Использование наглядных средств на уроке Истории (9 класс)……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе …………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………….…..40

Вложенные файлы: 1 файл

курс..исполь наг.docx

— 68.45 Кб (Скачать файл)

Знание  учителем форм сочетания слова и  средств наглядности, их вариантов  и сравнительной эффективности  дает возможность творчески применять  наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям [16, с. 56].

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.2 Психологические аспекты наглядности

 

Наглядность - это свойство, выражающее степень  доступности и понятности психических  образов объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения [6, с. 127]. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением  участвуют память и мышление. Образ  воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек  анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него знаниями.

Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия.

Существуют  также образы воображения - образы таких  объектов, которые человек никогда  непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы  из знакомых и понятных ему элементов  образов восприятия и представления. Благодаря образам воображения  человек способен вначале представить  себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий.

Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в виде их наглядных  представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения между разными  объектами и тем самым помогает создавать более обобщённые, более  глубокие по содержанию психические  образы познаваемых объектов [8, с. 55].

Значение  наглядности в преподавании истории  не ограничивается сферой чувственного созерцания и формирования конкретных представлений. Использование средств  наглядности облегчает познание сложных исторических понятий [2, с. 144].

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  1.3 Наглядность обучение (факторы)

 

  1. Наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для учащихся как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.
  2. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия. К.Д. Ушинский писал, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в познании, тем больше в сознании появляется впечатлений, которые потом ложатся в механическую память и в дальнейшем легче вспоминаются [23 с. 251].
  3. Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребёнок мыслит больше образами, чем понятиями. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами. Однако и на более высоких стадиях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов.
  4. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более лёгким. Многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся.

«Учите  ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным  словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с  картинками двадцать таких слов - и  ребенок усвоит их на лету», - учит К.Д. Ушинский [24 с. 267].

 

 

 

                                   Выводы по I главе

 

    Таким образом, мы выяснили, что использование наглядных способов обучение детей, один самых эффективных, на данный момент способов формирование понятия. В Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

С психологической  точки зрение, мы выяснили, что наглядность  в обучении детей быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядных исходных образов восприятия, таким образом не все одинакова воспринимают сущность наглядности, кто то хорошо, кто плохо, но все еще до наших времен остается самым простым и доступным методом в обучении детей.

Рассмотрев цель и задачи психологической и дидактической, а также его факторы, мы пришли к выводу, что задачи наглядной работы учителя истории требует, чтобы каждом школьнике надо подходить индивидуально, учитывая их возрастные и психологические аспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Методика использование наглядных средств на уроках истории

 

Современный урок истории должен соответствовать  ряду требований:

  1. соответствие содержания урока уровню развития исторической науки и задачам воспитательной работы;
  2. четкость цели урока в неразрывном единстве образовательных, воспитательных и развивающих задач. Учитель мотивированно может уделить преимущественное внимание какому-то одному аспекту урока, исходя из особенностей его содержания, уровня знаний и умений класса, но при этом должны быть в той или иной степени реализованы и другие его аспекты;
  3. определение главного, существенного для каждого урока, с тем чтобы оно было понято и усвоено всеми учащимися класса. В настоящее время определение существенного для каждого отдельного урока является ключевой проблемой. Определение существенного требует от учителя установления ценности и значительности различных элементов материала учебной программы в целях развития личности в процессе обучения с учетом реальных условий в каждом классе;
  4. целесообразный выбор средств и методических приемов для каждой части урока;
  5. организация активной познавательной деятельности учащихся.

При проведении урока любого вида необходимо обеспечить его

тематическую  целостность и законченность, т.е. органическое единение всех его элементов (проверка знаний, повторение, изучение нового материала и т.д.), и, вместе с тем, определенную завершенность  в раскрытии темы урока, связь  каждого данного урока с предыдущими  и последующими [1 с. 134].

Важным  требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию  учения, т.е. вызвать у учащихся интерес  к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную  атмосферу[5, с.187].

Эмоциональную обстановку на уроке создает и  живое, окрашенное человеческим чувством слово учителя, и интересный документ, учебный кинофильм и т.д. Они  усиливают интерес учащихся, к  уроку, помогают созданию ярких образных представлений об изучаемой эпохе, жизни народных масс и исторических деятелей.

Подлинный интерес к уроку, эмоциональное  отношение к изучаемому создаются  не только путем приведения яркого материала об исторических событиях, но и путем создания проблемной ситуации, постановки интересной учебно-познавательной задачи, путем стимулирования личностного  отношения учащихся к изучаемым  фактам [6, с. 128].

 

          2.1 Классификация наглядных средств обучения

 

Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей  учебной информации.

В современной  дидактике утверждается, что принцип  наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы (люди, животные, предметы и т.п.) их изображения и модели. Из-за множества видов наглядных средств обучения появилась потребность их классификации. Одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы [21 с. 145]. 1. Изобразительная наглядность, в которой значительное место

занимают:

  • работа с мелом и доской;
  • репродукции картин;
  • фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры;
  • учебные картины - специально созданные художниками или иллюстраторами для учебных текстов;
  • рисунки и аппликации;
  • видеофрагменты;
  • аудиофрагменты;
  • видеофильмы (в т.ч. аудио и видеосюжеты).
  1. Условно-графическая наглядность, которая представляет собой своеобразное моделирование, куда входят:
  • таблицы;
  • схемы;
  • блок-схемы
  • диаграммы;
  • графики;
  • карты;
  • картосхемы;
  • планшеты.
  1. Предметная наглядность, которая включает:
  • музейные экспонаты;
  • макеты;
  • модели.

Такая классификация является наиболее оптимальной для использования  наглядностей на уроках [19 с. 83].

Учитель может использовать различные  средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, магнитофонные  записи, видеофильмы), с помощью которых  можно сделать понятными для  учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственно наблюдению и модели изучаемых объектов и  явлений.

 

          2.2 Методика работы с наглядностями на уроках истории

 

Рассмотрим  некоторые из видов средств наглядных  пособий, предусмотренных выше изложенной классификацией.

 

                                 Работа с мелом и доской

 

Знаток  мелового рисунка B.C. Мурзаев был  преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей  библиографической редкостью, он писал: «В этом маленьком и скромном кусочке  белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие  и неожиданные возможности» [18 с. 10].

Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории, благодаря  доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем, меловой  рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому  значительно облегчается процесс  восприятия материала. Поскольку меловой  чертеж или рисунок развивается  на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации  внимания.

Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания, дети производят вместо записей эскизные зарисовки в  своих тетрадях. Эта работа учит распределять внимание, переключать  его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному  запоминанию материала.

Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического явления или события - его возникновения, изменения и  развития. Меловой рисунок позволяет  выделить стадии этого развития. Применяется  он и тогда, когда необходимо вычленить  те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию  сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала [17, с. 187].

Эскизный  рисунок B.C. Мурзаев предлагал применять  в следующих случаях. Во-первых, для  воссоздания образов природы  той или иной страны, так называемые «меловые пейзажи». Во-вторых, делать рисунки-изображения, которые воспроизводят орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки  следует в тех случаях, когда  учитель хочет подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах  и создать представления об их типичности [18 с. 45].

Педагогический  рисунок связан со схемами, потому что  в самой его сути заложена схематичность. Под схемами обычно понимается чертеж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и  людей на местности.

Информация о работе Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии