Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа
Актуальность исследование. Тема «Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии» остается одним из самых актуальных форм обучение школьников и требует тщательного изучения, в связи с тем, что ныне действующая программа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:
включать дополнительные внутренние резервы и методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
активизировать научную деятельность;
сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Наглядность как средство учебного процесса…………………...6
1.1 Дидактическое обоснование наглядности…………………….....6
1.2 Психологические аспекты наглядности………………………..11
1.3 Наглядность обучение (факторы)……………………………….13
Выводы по I главе…………………………………………………….14
Глава II. Методика использование наглядных средств на уроках истории................................................................................................................15
2.1 Классификация наглядных средств обучения………………..16
2.2 Методика работы с наглядностями на уроках истории……..18
2.3 Использование наглядных средств на уроке Истории (9 класс)……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе …………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………….…..40
Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический материал сопровождается иллюстрированным рядом, текстом и хронологическими материалами.
Однако, такие атласы доступны не многим школам из-за их высокой цены.
Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический материал сопровождается иллюстрированным рядом, текстом и хронологическими материалами.
Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простого действия - знакомство с отдельными странами. Затем - изучается история единого мира в тот или иной период.
Карта
становится одним из важнейших средств
извлечения сущности знаний. На заключительном
этапе школьники поднимаются
от знаний исторической топографии и
умений ею ориентироваться к
Одно из важнейших направлений в работе с картой - это обучение школьника ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты: города, реки, моря, части суши. Полезным методическим приёмом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах [14, c. 216].
Описывая приём локализации исторических событий на карте, т.е. отнесение их к определённому месту, нужно выявлять ускоряющее или замедляющее влияние географической среды. Например, роль сухопутной и речной торговли для Древней Руси. Чётко получить представление по этому поводу поможет небольшая иллюстрация или аппликация. Такой метод называется «оживлением» карты [2 с. 226]. Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. Так же полезно передвижение их по карте. Например, путь завоевательных походов Святослава на Оку и Волгу, в Болгарское царство. С помощью «живой» карты учитель получает возможность выделить и подчеркнуть нужные элементы исторической карты, сосредоточит внимание школьников на важнейших объектах.
Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого нужно обучать школьников пользоваться масштабом карты.
Во время работы с картой ученик должен уметь пользоваться легендой карты. Расшифровка картографической информации достигается в результате длительных упражнений.
Использование масштаба и легенды карты представляет для учащихся большую трудность. Для этого существует система общепринятых обозначений. Это существенно облегчает работу ученикам.
Современная методика исходит из того, что меняющиеся в историческом времени легенды вместе с картами лучше усваиваются учениками, если они сами участвуют в их создании. Рисование условных знаков учащиеся выполняют с удовольствием. Такая работа приучает детей к мысли, что наличие различных подходов к отображению истории на картах -нормальное явление [24, c. 16].
В этом смысле полезны и другие приёмы и упражнения. Школьникам предлагается две одинаковые карты, но с условными знаками разных легенд. Им нужно подписать города, страну, определить время и озаглавить карту. Одинаковые по контурам карты представляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт также различны.
Тем не менее, к этой работе надо подходить разумно, не нарушая так называемого принципа «дидактического преломления» карты. Одно из важнейших условий - согласование различных легенд карт, масштабов, тематических акцентов, цветовых решений.
Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом. На основе извлекаемой из карты информации учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания.
Например: «На основе анализа карт по истории первой мировой войны кратко напишите об итогах каждого года и прокомментируйте на основе полученной картографической информации оценки кампаний войны»
Объектом анализа может быть не только карта, но и картосхема. Это средство должно быть освобождено от лишних деталей. Оно призвано раскрыть только те существенные моменты, без усвоения которых невозможно усвоения существа событий, поэтому методист A.A. Вагин назвал их «алгебраическим отражением хода событий» [2 с. 210].
В основном используют картосхемы на военную тематику. Ученика привлекает идея военной операции, ее замысел, развитие маневра. В ходе разбора картосхемы, ребята соединяют различные этапы битв в единое целое, группируют рисунки-картосхемы, обозначая буквами битву, а цифрами -последовательные этапы битв.
Например:
В старших классах проблемные задания по карте связывают и с критическим анализом карт. Методика критического анализа карт близка научной критике источников, поэтому сложна для школьников. Ученики убеждаются, что карты отражают не историю вообще, автор любой карты основывается на своем собственном видении прошлого. На этом этапе полезно сравнивать карты, изданные в Украине, России и Западной Европе, в разных странах и регионах. Дети убеждаются, что карта может делать политику. [14 с. 15].
Аналитический (он еще называет его дедуктивным) отталкивается от целостности карты, способ заключается в анализе и разборе готовой заполненной исторической карты. В этом случае дети имеют возможность рассмотреть различные элементы карты в совокупности и в смысловой взаимосвязи.
Синтетический (или индуктивный) путь
знакомства с картой, по его мнению,
в какой-то степени воспроизводит
процесс создания исторической карты.
Школьники получают чистую контурную
карту или пленку, затем на нее
накладывается «географический
фон», далее наносятся границы, далее
ее превращают в тематическую карту,
наносятся необходимые объекты,
а затем уже надписи к ним.
Таким путем дети расчленяют картографические
слои и убеждаются в разноплановости
картографической информации. Вот почему
на уроке учителю истории
2.3 Использование наглядных средств на уроке Истории (9 класс)
Тема:
«Социально-экономическое
Цель урока:
- донести
о колониальном характере
- натуральный
характер товарообмена, который
сложился во второй половине
ХІХв. между западно-украинскими
землями и Австрийской
- формирование
у учеников умений и навыков
прослеживать причинно-
- воспитывать
уважительное отношение
Оборудование: учебник, историко-этнографическая карта Украины, контурные карты.
Тип урока: изучение нового материала.
Структура урока
а) Реформы
в Австрийской империи и
б) Влияние аграрной реформы 1848г. на развитие экономики. Изменения в сельском хозяйстве.
в) Начало трудовой эмиграции украинцев.
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учеников.
Беседа на повторение.
Прослушав ответы учеников, учитель делает вывод: революционные события 1848-1849 гг. в Австрийской империи привели к глубоким изменениям в положении западных украинцев. Революция повлияла на все стороны жизни, но сельское хозяйство оставалось ведущей отраслью. Нехватка орной земли порождала негативные социальные последствия.
ІІІ. Изучение нового материала.
Лекция.
После
революции 1848г. в Австрийской империи
наступил период «баховской реакции».
В 60-ые гг. в стране стали назревать
политические реформы. Конституция, принятая
в 1867г., провозглашала равноправие
граждан в государственных
Изменения положения западно-украинских земель.
Восточной
Галицией продолжал управлять
Работа с контурной картой.
Обозначьте границы Восточной Галиции, Северной Буковины, Закарпатья.
Рассказ учителя.
Аграрная реформа 1848г. в западноукраинских землях освободила крестьян освободила крестьян от остатков крепостничества. За отмену панщины помещики получили денежную компенсацию: часть- от государства, часть – от крестьян. В пользу помещиков решался и земельный вопрос. В соответствии с аграрной реформой 1848г. за крестьянами должны были сохраниться те земли, которыми они пользовались до реформы. В результате в руках помещиков Восточной Галиции оказалось 44% земельной площади, Буковины – 54%, Закарпатья – 70%.
Во
второй половине ХІХ в. в западноукраинских
землях резко выросло количество
населения (демографический взрыв)
– в Галиции численность
Западная Украина и после отмены крепостного права еще долго оставалась отсталым аграрным регионом. В Восточной Галиции и северной Буковине в сельском и лесном хозяйстве было занято почти 75% населения, а в промышленности – менее 10%. На протяжении второй половины ХІХ в. в сельском хозяйстве западноукраинских земель постепенно происходила аграрная эволюция, оно переходило на рыночный путь развития. Политика Габсбургов способствовала обнищанию крестьян, вследствие чего многие из них покидали родной край, эмигрируя в Америку.
Рассказ учителя.
Эмиграция (лат.) – переселение, вынужденное или добровольное перемещение людей из своей страны в другое государство по экономическим (трудовая эмиграция), политическим или религиозным причинам.
Демографический
взрыв, аграрное перенаселение, недостаток
земли послужили причинами
На протяжении второй половины ХІХ в. из Восточной Галиции и Северной Буковины эмигрировало приблизительно 250 тыс. чел., из Закарпатья – 170 тыс. чел. Австрийское правительство не придерживалось последовательной политики в эмиграционном вопросе – сначала игнорировало его, а позднее запретило эмиграцию, возвращая переселенцев обратно. Но эти меры не остановили эмиграцию.
Вопросы.
Работа с контурной картой.
Обозначьте направления трудовой эмиграции из западноукраинских земель.
ІV. Закрепление новых знаний и умений учеников.
Беседа по вопросам.
Информация о работе Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии