Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа
Актуальность исследование. Тема «Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии» остается одним из самых актуальных форм обучение школьников и требует тщательного изучения, в связи с тем, что ныне действующая программа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:
включать дополнительные внутренние резервы и методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
активизировать научную деятельность;
сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Наглядность как средство учебного процесса…………………...6
1.1 Дидактическое обоснование наглядности…………………….....6
1.2 Психологические аспекты наглядности………………………..11
1.3 Наглядность обучение (факторы)……………………………….13
Выводы по I главе…………………………………………………….14
Глава II. Методика использование наглядных средств на уроках истории................................................................................................................15
2.1 Классификация наглядных средств обучения………………..16
2.2 Методика работы с наглядностями на уроках истории……..18
2.3 Использование наглядных средств на уроке Истории (9 класс)……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе …………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………….…..40
П.В. Гора выделял следующие типы схем:
5. Графики
и диаграммы, отражающие
Представить
местность и изучить природные
условия с целью более
Однако
таких схем-рисунков бывает недостаточно,
чтобы графически продемонстрировать
ту или иную мысль. Скажем, меловые
рисунки картографического
Меловые
рисунки целесообразно
Классическими меловыми рисунками стали изображения орудий труда. Работа с меловыми рисунками сопровождается вопросами для беседы:
4. Как
они применялись при
В процессе беседы учитель может отметить, что соха-косуля переворачивала пласт, запахивая навоз. Пласты земли разрезает отрез - нож, который устанавливается на нужную глубину. Лемех режет пласты земли в горизонтальном направлении, отвал переворачивает и взрыхляет пласты.
Оригинальные
меловые схемы и рисунки
Применение
рисунков в разрезе и меловых
планов возможно и при изучении истории
культуры. Например, церковные и
светские сооружения ХVІІІ в. в стиле
барокко помогает удовлетворить
естественное любопытство детей
об их внешнем и внутреннем устройстве,
схематические рисунки колонн демонстрируют
различие архитектурных стилей. Схематические
планы позволяют вскрыть
Таким
образом, меловые схемы и рисунки
- неисчерпаемый кладезь
Использование таблиц и схем
Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.
Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.
Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы [26, с. 224]. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Традиционно
в методике преподавания истории
выделяют следующие виды схем: логические,
сущностные, последовательные, диаграммы,
графики, технические, локальные. Таблицы
же разделяют на тематические, сравнительные,
хронологические и
Логические
схемы. Обычно они применяются при
изучении причин и последствий событий
и явлений, помогают выявить причинно-следственные
связи. Они достаточно просты в исполнении
учениками, так как основаны на последовательном
соединении квадратов, в которых
фиксируются причины и
Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.
При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны [7 с. 23, 33, 59, 66].
Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.
Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.
наглядность урок история обучение
A.A. Вагин
выделил несколько типов
В методике преподавания истории выделены основные этапы работы над картиной. Они сводятся к следующему: сначала обязательна подготовка к восприятию картины, обычно она сопровождается сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации. Далее следует первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?» За ним следует осмысление отдельных деталей картины, их анализ. Далее -обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.
Сегодня используется, в основном, иллюстративный материал учебника, в частности, исторические картины. В теории школьного учебника и методике преподавания истории выделены несколько типов иллюстраций по связи их с текстом учебника и по способам работы с ними.
Дополнительные иллюстрации служат либо наглядным пояснением к тексту, как бы следуя за ним, либо изображение дополняет материал, отсылает к тексту с тем, чтобы разъяснить непонятное в наглядном образе. Таким образом, они дополняют друг друга.
По своей смысловой нагрузке иллюстрации могут выполнять и равноправную с текстом функцию: тогда они так и называются равноправными. Они восполняют материал, отсутствующий в тексте.
Иллюстрация может выступать и в качестве самостоятельного источника извлечения знаний. Тогда она называется независимой. Наиболее ценными иллюстрациями, в смысле развития познавательной активности школьников, являются независимые и равноправные иллюстрации [20, с. 187].
Одним из художников, чьи произведения проходят через курс отечественной истории, является A.M. Васнецов.
Не случайно, полотна и акварели А.М.Васнецова всегда составляют неотъемлемую часть иллюстраций учебников по русской истории: они не
только создают зрительный запоминающийся образ городов, но и побуждают школьника ответить на вопрос, почитать дополнительную литературу о жизни соотечественников в прошлом. Сам художник был ученым-исследователем. Он рисовал типологические и описательные картины.
Такие картины можно использовать в качестве зрительной опоры, например, для фиксации и образного обозначения даты. В этом случае используется картина «Постройка первых стен в 1156 году».
Другой
вариант работы с картинами - материальная
иллюстрация: рассмотрение картины
«Гончарная мастерская» учитель
ведет, придерживаясь
В ходе беседы не следует заранее указывать детям, кто в мастерской раб, а кто свободный мастер. Это школьники определят сами на основании характера труда и на основании различий в одежде. А затем - сделать общий вывод:
- кто работал в мастерской?
- какую работу выполняли рабы?
- каково их положение?
Таким образом, общее правило методики работы с картиной основано на закономерностях восприятия и осмыслении наглядного материала, отнюдь не означает шаблонного разбора картины. Общая формула последовательности разбора картины: от главного к деталям, от целого - к частям и снова - к целому [2. с. 166].
Картина художника может выступать на уроке в различных ролях: в качестве зрительной опоры, материализованной иллюстрации, эмоционального эффекта, объекта выявления деталей, самостоятельного источника новых знаний, средства моделирования схем. Она также может помочь воссоздать образ эпохи, прояснить реальную картину исторических событий, стать источником «опознания» действующих лиц и творческой интерпретации материала. Все это делает картину достаточно продуктивным средством наглядности.
Использование картографического материала
В настоящее время школы слабо оснащены картами. Преобладают карты, выполненные на основе старой методологии и посвященные, в основном, территориальным изменениям, политическим процессам в государстве или военным событиям.
Не более десятка карт отражают новые подходы к содержанию исторического материала. На них изображены религиозные процессы, экономико-демографическое развитие регионов, культурные достижения стран и народов.
Из трёх типов исторических карт (общих, обзорных и тематических) сегодня явно превалируют последние.
Тематические
карты посвящены отдельным
Общие, и особенно обзорные карты, стали использоваться гораздо реже. Их применение изменилось. Теперь в ряде тем обзорных карт представлено комплектом то двух до трёх штук. Они отражают ряд последовательных моментов в развитии изучения явлений и состояний их в определённый момент. Это позволяет избежать перегрузки карт информацией.
По-иному
сегодня в преподавании истории
ведётся использование
Информация о работе Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии