Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследование. Тема «Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии» остается одним из самых актуальных форм обучение школьников и требует тщательного изучения, в связи с тем, что ныне действующая программа ставит перед учителем истории следующие цели и задачи:
включать дополнительные внутренние резервы и методические приёмы для улучшения результатов учебной деятельности;
активизировать научную деятельность;
сделать процесс обучения мотивированным и целеустремлённым;
организовать самоконтроль индивидуальной успеваемости учащихся;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....3
Глава I. Наглядность как средство учебного процесса…………………...6
1.1 Дидактическое обоснование наглядности…………………….....6
1.2 Психологические аспекты наглядности………………………..11
1.3 Наглядность обучение (факторы)……………………………….13
Выводы по I главе…………………………………………………….14

Глава II. Методика использование наглядных средств на уроках истории................................................................................................................15
2.1 Классификация наглядных средств обучения………………..16
2.2 Методика работы с наглядностями на уроках истории……..18
2.3 Использование наглядных средств на уроке Истории (9 класс)……………………………………………………………………………31
Выводы по II главе …………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………39
Список использованной литературы………………………………….…..40

Вложенные файлы: 1 файл

курс..исполь наг.docx

— 68.45 Кб (Скачать файл)

Работа  с картой.

  1. Покажите на карте Восточную Галицию, Северную Буковину, Закарпатье.
  2. Покажите на карте страны, в которые переселялись эмигранты из Западной Украины.

V. Итог  урока.

Заключительное  слово учителя.

Сельское  хозяйство Западной Украины было обременено остатками крепостничества. Крестьянская реформа превратилась на практически неприкрытый, циничный грабеж крестьянства. На долю крестьян выпали малоземелье, безземелье, бедность, разорение. Несправедливые экономические  отношения в западноукраинских  землях вызывали аграрное переселение, которое усилилось демографическим  бумом. Десятки тысяч крестьян вынуждены  были эмигрировать или идти на заработки  в соседние государства.

VІ.  Домашнее задание.

  1. Изучите текст учебников (51 п.28 (гл.1), п. 29 (гл.1.2).
  2. Подготовьте сообщения на темы «Развитие галицких городов», «Львов во второй половине ХІХ в.», «Развитие торговли в западно украинских землях во второй половине ХІХ в.».

Тема  урока: «Наш край в конце ХVІІІ  в. – в первой половине ХІХ в.»

Цель  урока:

- познакомить  учеников с историей родного  края в первой половине ХІХст., показав ее в контексте судьбы  украинских земель в составе  Российской империи;

- формирование  умений и навыков, находить  исторические знания из литературы, краеведческих музеев школ, райцентров, областных центров;

- пользоваться  выступлениями одноклассников как  источником знаний;

- выступать  с сообщениями на исторические  темы;

- воспитывать  любовь к родному краю.

Оборудование: карта, контурная карта, картосхема, экспонаты школьного музея, выставка книг по истории родного края.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

І. Организационный  момент.

ІІ. Изучение нового материала.

1. Наш  край на карте Украины.

2. Ознакомление  с литературой по истории родного  края.

3. Краеведческие  музеи нашего края.

4. Хозяйственная  жизнь нашего края в первой  половине ХІХ в. Его особенности  и тенденции. 

5. Главные  общественно-политические события  первой половины ХІХв.

6. Деятельность  общественно –политических организаций  на территории нашего края  в первой половине ХІХ в.

7. Антикрепостные  восстания на территории нашего  края в первой половине ХІХ  в.

8. Развитие  культуры на территории нашего  края: а) образование; б) наука;  в) фольклор; г) литература; д) живопись; е) театр; ж) скульптура; з) архитектура;  и) народный быт; к) художественные  промыслы.

ІІІ. Закрепление  новых знаний.

ІV. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный  момент.

ІІ. Изучение нового материала.

Методические рекомендации: учитель  заранее тщательно готовит этот урок, максимально привлекая учеников к поиску краеведческой информации; во время проведения урока учитель  может создавать временные рабочие  ученические группы, использующие музейную экспозицию, литературные источники, легенды, которые раскрывают историю родного  края в первой половине ХІХ в. В  своих выступлениях ученики обязательно  знакомят одноклассников с источниками, которыми они пользовались. С помощью  учителя они готовят наглядный  материал: картосхемы, таблицы, фотографии памятников истории и памятников архитектуры, карту памятных событий, хронологическую таблицу. В ходе урока можно предложить ученикам составить таблицу «Наш край в  первой половине ХІХ в.».

          ІІІ. Закрепление новых знаний и умений учеников.

Игра – экспромт «Краевед»

Условия игры: по желанию учеников или учителя выбирают несколько  краеведов. Каждый ученик класса задает по одному вопросу. Победитель тот, кто  даст больше правильных ответов.

ІV. Домашнее задание.

  1. Проработайте записи в тетради.
  2. Закончите работу над таблицей «Наш край в первой половине ХІХв.» (если это задание было на уроке).
  3. Подготовьтесь к тематическому оцениванию по пройденным темам «Западноукраинские земли в конце ХVІІІ – начале ХІХ в.», «Культура Украины конца ХVІІІ – первой половины ХІХ вв.».

 

 

 

 

 

 

                                       Выводы по II главе

 

              Во второй главе полностью посвящается раскрытию приёмов работы со средствами наглядного обучения: работа с мелом и доской; использование таблиц и схем; работа с картинами; использование картографического материала; применение макетов. Мы выяснили, что современный урок соответствует ряду различных требований, важным требованием к уроку является умение учителя обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу. Изучили классификацию наглядного обучение, выяснили, что одна из распространённых классификаций использующейся методистами - это классификация по содержанию и характеру изображаемого материала. Она делит наглядности на три группы.

       А также посмотрели образец  урока, на различные темы, выяснили  что наглядный урок может быть  очень сложным, с точки зрение  педагогики. Вначале нашей работы  говорили что “ наглядность все еще до наших времен остается самым простым и доступным методом в обучении детей ” , изучив вторую главу, мы пришли к окончательному выводу, что использование наглядных средств обучения на уроках истории, это не простая форма обучение, а тщательно изученное, со своими сложными структурами и классификациями, но все же наглядность остается одним из самых правильных форм обучение школьников.

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

В результате нашей работы мы доказали нашу цель, которая сформулировалась так: выявить эффективность использования наглядных средств на уроках истории; влияние их на доступность и качество получаемых знаний учащимися. Таким образом, мы можем сделать вывод о необходимости использования средств наглядного обучения на уроках истории, что в свою очередь приводит к следующим результатам:

           - ознакомление с памятниками и применение наглядностей на уроках истории пробуждают у детей интерес к изучению прошлого, к истории, как науке, внимание и творческое воображение.

- опыт преподавания истории показывает, что использование наглядных пособий значительно экономит время подачи нового и закрепления пройденного материала;

- эмоционального воздействия, (картины, иллюстрации и макеты)

- помогает сделать более мотивированным и целеустремленным;

- раскрывает  методику эффективной работы  со средствами наглядного обучения;

- индивидуальной успеваемости учащихся;

- использование  различных наглядных средств  позволяет увеличить эффективность  и качество усвоения учащимися  учебного материала; 

- помогает  включать дополнительные резервы  и методические приемы для  улучшения результатов учебной  деятельности;

Можно прийти к окончательному выводу в нашей работе, что использование наглядных средств обучения дает гораздо более высокий результат, чем проведение обычного. Использование наглядности, позволяет школьникам воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и а визуальном формате, что в разы увеличивает методическую значимость проведенного урока. Таким образом, изучив классификацию и методику применения наглядных средств обучения, как карты, портреты, схемы, мы узнали что использование наглядных пособий достигается при работе с различными типами наглядности и является важным    методическим   компонентом  преподавания    истории.

                    Список использованной литературы

 

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред.А.Г. Колоскова. - М.: Педагогика, 1984. – 250 с.
  2. Вагин A.A. Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, 1968. – 240 с.
  3. Вагин A.A. Художественная литература в преподавании новой истории.- М.: Просвещение, 1978. – 302 с.
  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2001. - с.165.
  5. Гора П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения. - М., 1971. – 214 с.
  6. Данилов М.А. Процесс обучения/Основы дидактики/Ред. Занков Б.П. -М., 1967. – 318 с.
  7. Захарова E.H. История Отечества. 1917-1939. – М.,1996. - с.280.
  8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Республика, 1994. – 230.
  9. Знаков Л.В. Избранные педагогические труды. Т. 3 - М. - СПб., 1987. – с.260.
  10. История Украины. Хронология основных событий/Авт. Упоряд. Ю.А.Алексеев и др. - К.: Лебедь, 1995. – с. 480.

11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 - М., 1982.-с. 470.

12. Комментарий к Конституции  Украины. Институт законодательства  Верховной Рады Украины. Второе  издание, исправленное и дополненное.- К., 2004. – 412 с.

13. Конституция Украины: принята  на 5-ой сессии ВРУ 28 июня 1996г.- К.: Юринком, 2007.

14. Короткова М.В. Методика проведения  игр и дискуссий на уроках  истории. М., 2003. – с. 260.

15. Маслоу А.Г. Дальние пределы  человеческой психики. - М.: Евразия, 1997. – с. 225.

  1. Методика обучения истории в средней школе. Ч. II / Под ред. Н.Г. Дайри. - М.: Просвещение, 1978. – с. 160.
  2. Методическое пособие по истории: 8 класс. Под ред. А.Преображенского.- М.: Просвещение, 1989. – с. 240.
  3. Мурзаев B.C. Рисунки на классной доске в преподавании истории. -М., 1946. – с. 180.
  4. Петрова Л.В. Нетрадиционные формы истории в V-VI классах. // Преподавание 29. истории в школе. №4, 1987.
  5. Программы для общеобразовательных учебных заведений. История Украины 5-11 кл. Всемирная история 6-11 кл. - К.: Школьный мир. – 2001.- с. 280.
  6. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. - М.: Владос, 2000. – с. 210.
  7. Черникова Т.В. История России IX—XVII вв. Рабочая тетрадь. — М., 1997.
  8. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950.- с.420.
  9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.8 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. – с. 450.
  10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 10 - М.-Л.: АПН РСФСР, 1950. – с. 390.
  11. Философский словарь / Ред. Фролов И.Т. - М., 1987. – 322 с.
  12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Градарики, 2005. – 424 с.

 

 

    

 


Информация о работе Испoльзование наглядных средств oбучения на урoках истoрии