Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломАнтоновой.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Как показали многочисленные исследования последних лет [8, 21, 26], двигательная активность современных школьников колеблется в чрезвычайно широких пределах от 1000 до 25 000 локомоций в сутки, и её сравнение с рекомендуемыми нормами затруднено, поскольку большинство школьников демонстрирует показатели активности, весьма отдаленные от тaк называемых норм, демонстрируя при этом средние показатели физического развития.

В связи с полученными результатами исследований, необходимо признать большую вариативность двигательной активности школьников, которая существенно затрудняет оптимизацию режима дня ребёнка для поддержания физической активности, наиболее благоприятно влияющей на его рост, развития и здоровье (21).

         В связи с этим необходимо проводить оценку объективно присущих большинству школьников параметров двигательной активности и оптимизировать режим дня в соответствии с установленными средними параметрами, при этом подходить к оптимизации индивидуально: предусмотреть модель режима дня для мало и много двигающихся детей.       Сложные и многогранные задачи воспитания здорового и физически 
крепкого подрастающего поколения невозможно решить только на уроках физической   культуры   в   школе.   Подготовка  к  будущей   жизни   должна осуществляться во всех формах внеклассной и внешкольной работы по физическому воспитанию, начиная с раннего детства. Решение этой задачи, как считают многие авторы возможно только при условии научного обоснования эффективных средств и методов организации оптимальной двигательной активности с учетом возрастных особенностей детского организма.

        Некоторые исследователи указывают на то, что для успешного выполнения контрольных нормативов учебных программ немаловажное значение имеет повышение двигательной активности учащихся, что в свою очередь положительно влияет на совершенствование функциональных возможностей организма [32, 39].

         В заключение раздела отметим, что необходимо постоянно проводить оценку современных параметров двигательной активности школьников разных возрастных групп, прослеживая её в динамике, поскольку образ жизни школьников стремительно меняется, причём в сторону снижения двигательной      активности.      Объективно      существующие      параметры двигательной   активности   современных   школьников   должны   являться отправной точкой для совершенствования режима дня детей.

1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека

Двигательная активность оказывает непосредственное влияние  на деятельность всех органов и систем организма человека. Здоровье человека во многом зависит именно от характера  и объема физической активности [3, 5, 8].

В данном разделе приведём высказывание Тиссо (XVIII в. Франция): «Движение  как таковое может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут  заменить действие движения», которое  нам позволяет убедиться, что ещё в 18 веке люди понимали значение двигательной активности для укрепления и поддержания здоровья.

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся  атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию -удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т. д., которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности [40, 42, 51].

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций  внутренних органов. При этом очень  уязвимой является сердечно-сосудистая система. Функциональное состояние сердца ухудшается нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную  способность организма. Происходит преждевременное формирование "старческого" механизма регуляции жизнедеятельности  органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д. [40].

Снижение физической активности ведет к заболеваниям (инфаркт, гипертония, ожирения и т.д.). Например, у людей умственного труда инфаркт встречается в 2-3 чаще, чем у людей физического труда.

Патологические изменения  в организме развиваются не только при отсутствии движения, но и даже при обычном образе жизни, но тогда, когда двигательный режим не соответствует "задуманной" природой генетической программе. Недостаточность физической активности приводит к нарушению обмена веществ, нарушению устойчивости к гипоксии (недостаток кислорода).

Способность человека противостоять  гиподинамии - отсутствие мышечной активности - далеко не беспредельна [42,51].

Уже через одну-две  недели постельного режима, даже у  совершенно здоровых людей отмечается значительное уменьшение мышечной силы, расстройство координации движений, снижение выносливости.

Отрицательные последствия гиподинамии распространяются на многие функции организма, даже на те, которые не имеют непосредственного отношения  к мышечной работе, движению.

Например, недостаток нервных  импульсов способствует развитию тормозных  процессов в головном мозге, из-за чего ухудшается его деятельность, контролирующая работу внутренних органов. В результате их функционирование и взаимодействие постепенно нарушается [42,51].

Раньше считали, что двигательная активность воздействует в основном на нервно-мышечный (или двигательный аппарат), а изменения обмена веществ, системы кровообращения, дыхания и других систем могут рассматриваться как побочные, второстепенные.

Последние исследования в медицине опровергли эти представления. Было доказано, что при мышечной деятельности возникает явление, получившее название моторно-виcцеральных рефлексов, то есть импульсы с работающих мышц адресованы внутренним органам [51].

Это позволяет рассматривать  физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на уровень обмена веществ и деятельность важнейших функциональных систем организма.

Активные движения благотворно  влияют на становление и развитие регулирующих и координирующих деятельность различных систем организма функций  нервной системы. Постоянная тренировка системы кровообращения способствует совершенствованию ее транспортной, защитной и теплорегулирующей функций [2].

Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность   легких.  Тренировка   дает   возможность   подростку   лучше

управлять своим телом, у него появляется сноровка, и тогда  никакой труд не утомляет.

Регулярные физические упражнения, как организованные, так  и неорганизованные, помогают увеличить  массу скелетной мускулатуры, укрепить суставы, связки, способствуют правильному формированию костной ткани [4].

Образ жизни человека, его двигательная активность значительно  влияют на состояние его здоровья, физическую и умственную работоспособность. В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса, значительным уменьшением доли физического труда, мышечных усилий, прилагаемых при выполнении различных видов деятельности, в том числе и бытовых, возрастает угроза такого социального явления как гиподинамия.

Потребность организма в дополнительной мышечной деятельности становится с каждым годом все более и более актуальной. Признание этого факта выдвигает целый ряд задач, одной из которых является обоснование рационального режима двигательной активности человека на различных этапах его жизни с позиций гигиены, психологии, педагогики, физиологии и биомеханики [8, 21].

Однако чрезмерная двигательная активность столь же вредна, как  и гиподинамия, ибо в этом случае функции организма не обеспечиваются восстановительными процессами в полной мере, что, в свою очередь, истощает иммуно-биологическую систему организма и увеличивает риск заболеваемости. В какой-то степени этим объясняется тот факт, что у 7 - 9% юных спортсменов выявляются нарушения жизнедеятельности организма, обусловленные перенапряжением и нерациональной методикой тренировки.

Ещё в большей мере всё выше перечисленное относится к детям старшего дошкольного возраста. В детстве, в процессе роста и развития, организм   дошкольника   крайне   подвержен   отрицательным   влияниям   от нерационально организованного двигательного режима дня [1, 22, 25].

Именно в старшем дошкольном возрасте родители и педагоги должны сформировать оптимальную двигательную активность, потребность у ребёнка в движениях, мышечной деятельность, и тогда, становясь взрослее, дошкольник будет больше двигаться ввиду сложившейся привычки. Поэтому чрезвычайно важно организовать режим дня старшего дошкольника таким образом, чтобы в нём нашлось место для организованной двигательной активности, подвижных игр, развлечений на свежем воздухе, как в дни учёбы, так и выходные дни и в дни отдыха.

 

 

 

 

 

***Поскольку представленные исследования посвящены старшим дошкольникам, необходимо отметить, что особенностью двигательной активности в данном возрасте является существенное преобладание подвижных игр над остальными видами физических упражнений. В программе по физической культуре до 80% всего времени отводится именно подвижным играм, у старших дошкольников игра является ведущей деятельностью, в ходе которой ребёнок развивается, познаёт мир, осваивает новые виды движений (1,3).

Главным содержанием  подвижных игр являются разнообразные  движения и действия играющих. Игры оказывают благоприятное влияние  на сердечнососудистую, мышечную, дыхательную  и другие системы организма (6,7).

Подвижные игры повышают функциональную деятельность, вовлекают  в разнообразную  динамическую  работу  крупные  и  мелкие  мышцы  тела, увеличивают подвижность в суставах, содействуют развитию и совершенствованию различных анализаторов.

Подвижные игры всегда эмоциональны. Эмоциональное состояние характеризуется усиленным выделением гормона адреналина, повышают мышечную деятельность, активизируют деятельность центральной нервной системы (6,10,20).

Особенно ценным в  оздоровительном отношении является проведение подвижных игр на открытом воздухе и зимой, и летом, благодаря чему усиливается обмен веществ, увеличивается приток кислорода, что благотворно отражается на всем организме. К тому же, игры на открытом воздухе содействуют закаливанию детей.

Под влиянием физических упражнений, применяемых в подвижных играх, активизируются все стороны обмена веществ (углеводный, белковый, жировой и минеральный). Мышечная работа стимулирует функции желез внутренней секреции (24,27,37).

Игры должны оказывать  благотворное влияние на нервную систему занимающихся. Это достигается путем оптимальных нагрузок, а также такой организацией игры, которая вызывала бы у играющих положительные эмоции. Плохая организация игры содействует развитию отрицательных эмоций, нарушает нормальный ход нервных процессов, что нередко является причиной стрессов, приносит вред здоровью (12, 13, 16).

Правила в подвижных  играх способствуют упорядочению взаимодействий участников, устраняют излишнее возбуждение.

Четкое объективное  судейство, согласно правилам игры, вызывает у игроков положительные эмоции.

Подвижные игры при регулярном их проведении помогают выработке динамических стереотипов нервных процессов, что облегчает выполнение движений, делает их более экономными.

В связи с усиливающимся  в наше время потоком информации, увеличением времени на занятия, сокращением действий, требующих мышечных усилий,   у подрастающего поколения наблюдается гиподинамия.    Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности (12).

Подвижные   игры   могут   быть   средством   активного   отдыха   после длительной умственной деятельности.

При отставании физического  развития у детей необходимо использовать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития.

Игры с  элементами корригирующей гимнастики способствуют воспитанию правильной осанки, вызывают полезные морфологические и физиологические сдвиги (38,43).

Игра    есть    деятельность,    которой,    начиная    с    рождения    ребенка, принадлежит большая роль в формировании личности. В игре дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют свое представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребенок, как и взрослый, познает мир в процессе деятельности. Педагоги физического воспитания отмечают большое образовательное значение подвижных игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре [6, 7, 11].

Занятия играми обогащают  участников новыми ощущениями, представлениями, понятиями.

В руках педагога игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Они  расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и  обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде. Н.К. Крупская: «Мы знаем, что дети учатся не только на учебе, но и в процессе игры они учатся организовываться, учатся узнавать жизнь» [11, 12, 14].

Информация о работе Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции