Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломАнтоновой.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

-несформированность  понятийного аппарата              -  1 чел. -    3%;

-нарушение  взаимоотношений со сверстниками         -  3 чел. -   12%;

- психические  травмы                                                     -  1 чел. -     3%.

 

                                                                                                                                                                                    

             Результативность  коррекционно-развивающей  работы на момент окончания занятий:

- направлены в другие образовательные  учреждения -         3 чел. -12%;

- в ДОУ в группе « риска» на новый учебный год оставлены -  8 чел. – 31%.

 

Качество питания.

 

Горячее питание полностью  решает все задачи рационального  питания, гарантирует сохранение и  укрепление здоровья, высокую работоспособность, хороший психоэмоциональный настрой воспитанников и обучающихся прогимназии.

Для воспитанников прогимназии  предусмотрено четырехразовое питание, у учащихся сохранено трехразовое  питание : завтрак, обед, полдник. Соблюдение оптимального режима питания способствует наилучшему усвоению пищи :

-максимальное разнообразие  рациона (достаточный ассортимент  продуктов).;

-кулинарная обработка  продуктов, обеспечивающая высокие  вкусовые качества и сохранность  пищевой ценности всех продуктов  , использование . различных способов кулинарной обработки;

-исключение из рациона  продуктов и блюд. Обладающих  вредными действиями;

-санитарно-эпидемиологическая  безопасность питания.

      В рационе  питания присутствуют ежедневно  мясо или рыба. Молоко и молочные  продукты, сливочное и растительные масла, хлеб и хлебобулочные изделия, сметана, сыр ,яйца. Творог, свежие овощи, фрукты. Картофель, натуральные соки. Это полностью удовлетворяет физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах.

Пища подается с пищеблока горячей, жидкой, натуральной. Редко употребляются сосиски или колбасы. Исключаются копченые продукты, газированные напитки, консервированные продукты, чипсы и фастфуд.

Вывод: Результативность проводимых мероприятий в рамках опытно-экспериментальной работы оценивается  в конце учебного года и включает  обработку данных медицинской статистики, результаты анкетирования родителей, мониторинг физического развития воспитанников и обучающихся.    По данным медицинской статистики  и психолого-педагогической диагностики в результате  реализации комплексной есть общая положительная динамика в состоянии двигательной активности воспитанников, в течение ряда лет отмечается четкая динамика снижения общей заболеваемости в нашем учреждении  на 13,1%  среди детей дошкольного возраста. Таким образом, проведение  системы малозатратных мероприятий с дошкольниками можно считать достаточно эффективным. По данным диагностики необходимо внести некоторые коррективы в данную программу для повышения ее эффективности.

2.Психологическое сопровождение.

 Результаты исследования влияния

двигательной  активности  на интеллектуальную сферу  ребёнка.

 

Для оценки сопряженности изучаемых показателей  предполагается провести корреляционный анализ между показателями соматического, физиологического, когнитивного, эмоционального и ценностного компонентов здоровья и успеваемостью воспитанников прогимназии после экспериментального воздействия.

В рамках опытно-экспериментальной  работы в ДОУ было проведено исследование влияния двигательной активности на интеллектуальную сферу ребёнка.   

Анализ результатов  психологического обследования детей  позволил определить характер влияния  созданных в учреждении экспериментальных  условий для психического развития воспитанников, а также возможность  использования средств физического воспитания для оптимизации психических процессов.

Всего обследовано 188 детей.

Для оптимизации развития познавательной деятельности детей  были отобраны средства физического  воспитания (игры, упражнения), классифицированные по воздействию на ВПФ: памяти, мышления,  речи, внимания, восприятия. Во время прогулки в режиме дня проводили подвижные игры, направленные на развитие определенного психического качества. Игры и упражнения классифицировались как: развивающие  у детей внимание и память; расширяющие понятийный аппарат, осведомленность об окружающем мире; развивающие мелкую и крупную моторику; логические игры, игры-соревнования.

Для развития ребёнка  огромное значение имела предметно-ролевая  и сюжетная игра с правилами. Педагоги создавали двигательные ситуации  в ролевой игре, направленные на развитие умения осуществлять последовательные умственные действия (анализ, сравнение). Использовали  игры-эстафеты. При этом учитывали возрастные и индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Анализ результатов  исследования психических процессов  воспитанников прогимназии, вовлеченных  в активную двигательную деятельность, выявил существенные изменения их показателей  в динамике учебного года.

Наблюдалось улучшение  показателей, которые характеризовали уровень познавательных процессов у детей 3 лет. Выраженный прирост произошёл в развитии памяти и внимания. Однако, среднегрупповые показатели восприятия, речи  и мышления увеличились незначительно.

В 4 года отмечено интенсивное  развитие образного, логического мышления и речи. Показатели, отражающие уровень развития восприятия и памяти на данном возрастном этапе дали меньший прирост.

У пятилеток продолжалось интенсивное развитие психических  процессов: образного и логического  мышления, памяти. Наблюдалось отставание в темпах прироста показателей восприятия и речи.

В 6 лет у детей не отмечалось прироста результатов в тестах на образное и логическое  мышление. Мы не исключаем, что к этому возрасту у детей сформировался высокий уровень обобщенных представлений. При выполнении задания на образно-логическое мышление они классифицировали предметы. Практически безошибочно анализировали изображение, подбирали фрагменты узора. Это являлось условием выполнения методики, направленной на выявление умения самостоятельно анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов и в целом характеризовало уровень развития логического мышления. Характеристики восприятия, речи, памяти у детей возрастали в динамике учебного года.

С возрастом эффект от физкультурных занятий становился более существенным. Шестилетние воспитанники показали высокий и устойчивый уровень развития познавательной активности, проявили большой интерес к тестовым заданиям и успешно справились с ними.

К концу учебного года среднегрупповые интегральные показатели восприятия, логического мышления, речи, памяти у 4-леток превысили  нормативные показатели. У пятилетних наряду с этим отмечалось превосходство в образном мышлении. Воспитанники 6-летки, демонстрировали высокий уровень психического развития по сравнению со сверстниками из других образовательных учреждений.

Средняя суммарная оценка умственного развития детей достоверно увеличивалась в динамике учебного года в каждой возрастной группе  (табл. 1). Наиболее интенсивный прирост оценки к концу учебного года отмечался у четырёхлетних, наименьший – у шестилетних детей.

По умственному развитию дети к концу учебного года во всех возрастных периодах опережали сверстников, входящих в группу нормы. Темпы прироста среднегрупповой суммарной оценки в 3, 4 и 5 лет были выше, чем у детей из других образовательных учреждений.

На начало  года среди  воспитанников 3-6 лет с высоким, средним  и низким уровнем развития ВПФ  было в среднем соответственно 21, 52 и 27% детей.

К концу учебного года количество детей прогимназии с высоким уровнем развития резко возросло и составило в среднем 64%, средний уровень развития показали 36%, низкий – отсутствовал.

Согласно полученным в ходе диагностики психологическим  данным  умственное развитие воспитанников ДОУ соответствовало средним и высоким возрастным показателям.

                                                               

Таблица 2. 

 

Диагностика психического развития 5-6 летних детей дошкольного возраста (%)

Психические процессы

Начало года

Конец года

В

С

Н

В

С

Н

Восприятие

19

60

21

65

35

0

Мышление

34

62

4

70

30

0

Речь

12

50

38

57

42

1

Память

14

56

30

59

41

0


 

 

Диагностика психического развития 6-7 летних детей дошкольного возраста (%)

Психические процессы

Начало года

Конец года

В

С

Н

В

С

Н

Восприятие

11

44

45

37

61

2

Мышление

21

44

35

30

69

1

Речь

5

55

40

24

71

24

Память

10

39

51

32

67

1


 

Примечание. Уровни психического развития:  В-высокий,  С- средний, Н- низкий.

 

Таким образом, исследование психического развития детей показало, что опытно-экспериментальная работа по коррекции двигательной активности обеспечивает благоприятные условия для становления психических процессов детей. Выявлено влияние уровня сформированности двигательной  активности на общее развитие ребенка. Процесс формирования и развития двигательных навыков положительно влияет на развитие ВПФ. На начало  учебного года среди воспитанников 3-6 лет с высоким уровнем развития 21% , средним -51% детей и низким уровнем развития ВПФ было соответственно 27% детей. К концу учебного года количество детей ДОУ с высоким уровнем развития резко возросло и составило в среднем 64%, средний уровень развития показали 36%, низкий – отсутствовал.

 

 

Программа «Организация  взаимодействия с  родителями по повышению двигательной активности дошкольников».

    В целях творческого объединения педагогов, воспитанников, родителей для повышения двигательной активности дошкольников прошел цикл мероприятий (Фестиваль «В олимпийцы всей семьей»).

  Его основные задачи:

      - включение педагогов в деятельность по разработке нового содержания педагогических технологий, организационных форм работы по физическому воспитанию;

      - стимулирование инновационной  деятельности педагогов по созданию  оригинальных моделей нетрадиционного физкультурного оборудования, двигательной среды в группах, на участках и верандах для прогулок;

      - предоставление возможности проявить  профессиональные и личностные  способности в умении вовлекать  детей и родителей в физкультурно-массовые  мероприятия;

      - выявление эффективных форм  проведения физкультминуток, прогулок, организации самостоятельной двигательной активности детей, родительских собраний и спортивных развлечений совместно с родителями;

      - отбор лучших методических разработок, пособий, дидактических материалов для занятий физической культурой.

      Фестиваль проводился по следующим  направлениям.

      - «Выбираем маршрут»: изучение современной методической литературы по данной теме, разделов  обновленной программы по физическому воспитанию о формировании двигательной активности, разработка планов совместной работы с родителями по формированию культуры здоровья, разработка  методических материалов, помогающих педагогам  в организации работы по физическому воспитанию детей; подбор упражнений, составление комплексов оздоровительной гимнастики ( ноябрь-декабрь 2012 г.) ;

     - «Кладовая мудрости» :

1.Научно-методические семинары, проведенные научным руководителем, профессором:

-«Методические  рекомендации по формированию  представлений детей о двигательной активности» (январь 2013 г.);

- «Режим двигательной  активности дошкольников» (март 2013 г.);

2.Научно- практические  конференции по обобщению опыта  педагогов по данному вопросу (декабрь 2012, февраль 2013 г.).

  -«100 вопросов и ответов» - диагностика  состояния сформированности двигательной активности у воспитанников, анкетирование родителей.

  - «Вечное движение»: активизация детей по использованию нестандартного оборудования; создание двигательных ситуаций в самостоятельной игровой деятельности детей в группе, классе, на прогулках; проведение с воспитанниками и обучающимися  утренней гимнастики,  спортивных и интеллектуальных игр, соревнований, офтальмогимнастики ( в течение года).

Информация о работе Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции