Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломАнтоновой.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта. Такие игры направлены на совершенствование и закрепление предварительно разученных технических и тактических приемов и навыков того или другого вида спорта.

Большое образовательное  значение имеют игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в оздоровительных и спортивных лагерях, на базах отдыха, в походах, на экскурсиях на природу.

Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых  туристу, спортсменам, занимающимся спортивным ориентированием [19, 20, 24].

Подвижные игры с небольшими предметами (камушками, мешочками, малыми мячами, палочками, флажками и др.) повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, содействуют совершенствованию двигательной функции рук и пальцев, что особенно необходимо   для   детей   дошкольного   возраста.

Большое образовательное  значение имеет знакомство детей с народными играми в нашей многонациональной стране. Они знакомят детей с национальной культурой разных народов, с их обрядами и обычаями. Все это способствует патриотическому и интернациональному воспитанию. В подвижных играх участникам приходится исполнять отдельные роли (входящего, счетчика очков, помощника судьи, судьи, организатора игры, вожака и др.), которые способствуют развитию у них организаторских навыков и умений [6, 27, 32, 33].

Велико значение подвижных  игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. При чем в подвижных  играх физические качества развиваются  в комплексе, что жизненно важно [9, 33].

  Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать,    догнать,    мгновенно    реагировать    на    звуковые,    зрительные, тактильные сигналы) [6, 33].

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости. Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.

Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной  двигательной деятельностью, связанной  со значительной затратой сил и энергии, развивает выносливость. Игры, связанные с частыми изменениями направления, амплитуды движений, способствуют воспитанию гибкости. Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании детей.

Многие подвижные игры связаны с сюжетом, который раскрывается в имитации животного мира, явлений природы, трудовых действий и взаимоотношений взрослых. Игры активизируют познавательную деятельность, обогащают детей знаниями, новыми представлениями, направляют и активизируют наблюдательность, внимание и двигательную память, сообразительность. Подвижная игра носит коллективный характер и приучает детей  к деятельности  в  коллективе.  Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга [10, 11, 20].

Участвуя   в   коллективной   игре,   ребенок   должен   жертвовать   своими интересами ради интереса товарищей, интереса команды: уступить место товарищу, находившемуся в лучшем положении, чтобы добиться результата, стараться выручить попавшего в «плен», стремиться выполнить движение побыстрее, что бы улучшить положение своей команды и т.п. Чувство солидарности и товарищества воспитывается в играх постепенно. От детей дошкольного и младшего школьного возраста требуется только согласование своих действий в играх с товарищами [7, 9, 11].

Игре свойственны противодействия  одного игрока другому, одной команде другой. В связи с этим перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить создавшуюся обстановку, выбрать правильные действия и выполнить его. В силу этого игры помогают самопознанию участвующих в них.

Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению «взять себя в руки» после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Все это способствует воспитанию воли [11].

Подвижные игры способствуют и художественному  воспитанию детей. Первые проявления художественного  творчества у детей, как правило, принимают форму игры. В играх детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, большое место занимает творческое воображение: простая палка может быть и лошадью, и велосипедом, и ружьем, и саблей и т.п. [12, 41].

Воображение и творчество развиваются  не только в ролевых играх, организационных   подвижных   играх   с   сюжетным   содержанием.   Игры, отражающие    окружающую    действительность,    построены    в    детском понимании на поражении отдельным персонажам, разыгрывании событий с распределением ролей, в исполнении которых дети вносят свое творческое воображение. В процессе таких игр творческое воображение развивается и совершенствуется. Они содействуют развитию ощущений и восприятий, приучают воспринимать окружающие предметы и явления во всех их взаимосвязях, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем их мире, приучают к наблюдательности, а также к логическому мышлению [28, 30, 31].

Организованные игры с музыкальным  сопровождением развивают у детей  музыкальность. Педагоги используют игровой метод, в музыкальном воспитании детей: игра с движением под музыку способствует лучшему усвоению характера и формы музыки. В хороводных и музыкальных играх ребенок проявляет свои первые танцевальные способности.

В игре ребенок обнаруживает все  свои личные качества и свойства. Выявление индивидуальных особенностей в процессе игры помогает лучше узнать каждого ребенка и воздействовать на развитие его в нужном направлении. Не одна деятельность так ярко и всесторонне не раскрывает характерные черты личности школьника, как игра. Увлеченный игрой ребенок обнаруживает все стороны своего характера, часто замкнутый в классе он совершенно по иному проявляет себя в игре. Все это крайне важно для правильного индивидуального подхода к детям [11, 12].

Таким образом, в данном разделе мы представили характеристику влияния подвижных игр на младшего школьника, которая позволяет установить, что подвижные игры являются универсальным средством повышения уровня двигательной активности, поскольку многосторонне и гармонично, одновременно с увеличением двигательной активности, развивают ребёнка, доставляют им эмоциональную радость, закрепляют свойства, качества, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, физически развивают и закаляют детский организм, совершенствуют те качества и навыки, которые необходимы детям в дальнейшей жизни.

***

Как было сказано  в предыдущем разделе, подвижные  игры включаются во все формы физического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Подвижные игры занимают ведущее место в жизни детей. Это 
объясняется необходимостью удовлетворить большую потребность в движениях, свойственную детям старшего дошкольного возраста. Дети растут, у них развиваются важнейшие системы и функции организма [3, 9, 15, 18].

Такие действия, как бег, подлезание, равновесие, ползание, ритмическая  ходьба, прыжки, дети лучше усваивают  в играх. Они легче воспринимают движения, облеченные в конкретные, понятные им образы.

 Разностороннее, благотворное влияние физическое воспитание оказывает только в том случае, если оно осуществляется с учетом возрастных возможностей детей.

При сниженной двигательной активности мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на незначительные физические усилия отвечают перенапряжением, что может привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный режим способствует возникновению отклонений в физическом развитии. С другой стороны, неоправданное повышение физических нагрузок также может пагубно влиять на развитие растущего  организма  ребенка.   Правильное дозирование физических нагрузок является одной из самых сложных задач в деятельности специалиста по физической культуре.

Двигательная  активность дошкольника складывается из суммы разнообразных движений, выполняемых в течение дня. Ее количественные характеристики зависят от возраста, пола, типа высшей нервной деятельности, сезонов года, климато-географических условий. Двигательная активность нормируется по объему и интенсивности движений.

Объем нагрузки означает как длительность выполнения физических упражнений, так и суммарное количество физической работы, выполненной в течение определенного времени (за одно занятие, неделю, месяц, год и т.д.). В дошкольном учреждении при оценке режима двигательной активности объем движений часто определяется количеством шагов в сутки или в определенный отрезок времени. За время пребывания в дошкольном учреждении количество шагов в сутки должно составлять для детей 3 лет — 9—9,5 тыс., 4 лет — 10— 10,5 тыс., 5 лет — 11—12 тыс., 6 лет — 13—13,5 тыс. Для оценки двигательного режима в повседневной практике определяют общую продолжительность двигательного компонента за период бодрствования. Она должна составлять не менее 50% времени бодрствования.

Интенсивность нагрузки — это сила воздействия физической работы на организм человека в данный момент, ее напряженность и степень концентрации объема во времени. Показателями интенсивности служат: скорость передвижения (в беге, плавании, передвижении на лыжах и др.); темп (в играх); высота и длина (в прыжках или метании).

Об интенсивности  двигательной деятельности судят по характеру пульса. Частота сердечных сокращений характеризует физиологическую стоимость различных упражнений (табл. 1).

Таблица 1

Колебания частоты сердечных сокращений при  выполнении различных физических упражнений у детей 5— 7 лет (в мин) *

 

Виды физических упражнений

Частота сердечных  сокращений

Время восстановления (мин)

Общеразвивающие упражнения

100-140

1-2

Умеренная ходьба

120-150

1-2

Осложненная ходьба, ходьба по лестнице

130-160

3


 

 

Окончание табл. 1

 

Виды физических упражнений

Частота сердечных сокращений

Время восстановления (мин)

Бег на месте

130-170

3

Бег средней интенсивности

150-180

3-4

Медленный бег трусцой

150-170

2-3

Прыжки в длину

130-165

1-2

Прыжки со скакалкой

140-170

3-4

Подскоки

130-160

2-3

Равновесие

120-150

1

Езда на велосипеде

130-160

3

Игра в мяч

145-195

3


* Таблица дана по  кн.: Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Метод, рекомендации/ М-во здравоохранения СССР. — М., 1982.

 

Любое занятие, в том числе и физкультурное, вызывает утомление, которое проявляется временным снижением работоспособности. По степени его выраженности можно судить о нагрузке и вносить при необходимости коррективы. Педагог может судить о соответствии предъявляемой физической нагрузки уровню подготовленности детей по степени выраженности у них внешних признаков утомления (табл. 2).

Таблица 2

Внешние признаки утомления

 

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Степень выраженности утомления

 

Небольшая

Значительная

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Потоотделение

Незначительное

Выраженное

Дыхание

Несколько учащенное

Резко учащенное, поверхностное

Движения

Бодрые, задания выполняются четко

Неуверенные, нечеткие, появляются


Окончание табл. 2

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Степень выраженности утомления

 

небольшая

Значительная

   

дополнительные  движения.

У некоторых  детей — двигательное возбуждение, у других заторможенность

Самочувствие

Хорошее, жалоб  нет

Жалобы на усталость, небольшая сутулость,

снижение интересак  окружающему

.   Внимание

Четкое, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении

команд, ошибки при смене

направления движения

Пульс, уд/мин

110-150

160-180


 

Упражнения, вызывающие увеличение частоты сердечных сокращений в минуту до 120—130 ударов, считают нагрузкой малой интенсивности, от 131 до 140 ударов — средней, от 141 до 160 ударов — субмаксимальной и свыше 160 ударов — максимальной интенсивности. Активную двигательную деятельность составляют упражнения средней, субмаксимальной и максимальной интенсивности.

В практике оценки интенсивности двигательной деятельности часто используется упрощенная классическая:

110—130 уд/мин  — восстанавливающая;

130—150 уд/мин  — развивающая;

150—170 уд/мин  — тренирующая.

Информация о работе Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции