Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломАнтоновой.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

Проблема  рационального двигательного режима в дошкольных учреждениях является одной из важных в физической культуре детей.

Исследования последних  лет свидетельствуют о том, что  существующий двигательный режим в дошкольных учреждениях лишь на 50—60% позволяет удовлетворить естественную потребность детей в движении.

Режим двигательной активности, организованный в дошкольном учреждении, характеризуется временем двигательной деятельности детей с отражением ее содержания.

Количественная характеристика деятельности детей может быть получена с помощью шагомера. Шагомер позволяет  фиксировать основные движения, в которых принимает участие большинство крупных мышечных групп (шаги при ходьбе и беге, приседания, подскоки,  наклоны и т.д.), не регистрируя движений отдельных мышечных групп  (плечевого пояса, рук, тог).

Количество движений за дневное время пребывания в дошкольном учреждении (по шагомеру) для разных возрастных групп, обеспечивающее реализацию потребности детей в движении, представлено в таблице 7.

 

Таблица 7

Средние показатели количества движений детей  за дневное время пребывания в дошкольном учреждении

 

Возраст

Количество движений

3 года

9000-9500

4 года

10 000—10 500

5 лет

11000-12 000

6 лет

13 000-13 500

7 лет

14000-15 000


 

В соответствии с проектом федеральюго компонента стандарта дошкольного образования (раздел «Физическое развитие») активная двигательная деятельность детей в режиме дня должна составлять 3,5—4 часа в день. Двигательная активность в организованных формах деятельности должна составлять 45—50% всего объема суточной двигательной активности. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. Они проводятся не чаще двух раз в неделю. Участие ребенка более чем в двух занятиях нецелесообразно.

Двигательная активность детей в дошкольном учреждении условно делится на строго регламентируемую (занятия), частично регламентируемую (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, физкультурные досуги, праздники) и нерегламентируемую, т.е. самостоятельную.

Однако следует помнить, что чем более регламентирована деятельность, тем выше процент включенности ребенка в двигательную деятельность. Если на занятиях этот показатель приближается к 100%, то, например, на физкультурном досуге он составляет 80— 90%, а в самостоятельной двигательной деятельности лишь 50—60% (не все дети и не все время, отведенное на этот вид деятельности, будут заниматься физическими упражнениями).

В таблице 8 представлена модель двигательного режима в дошкольном учреждении — Центре развитии ребенка.

Работа с гиперактивными детьми

Гиперактивность (синдром дефицита внимания с гиперактивностью — СДВГ) проявляется у детей не свойственной для нормального развития импульсивностью, двигательной расторможенностью, отвлекаемостью, невнимательностью. Такие дети, как правило, не могут сосредоточиться на одном предмете более или менее длительное время, не способны завершить выполнение поставленной задачи, небрежны в ее выполнении. Продуктивность выполнения задания обычно низкая. Часто отмечается повышенная утомляемость. Умственная деятельность детей с СДВГ характеризуются цикличностью:  они могут продуктивно работать в течение 5—15 минут, после чего их мозг «отдыхает» 3—7 минут, накапливая необходимую энергию для дальнейшей работы. Состояние утомления сопровождается беспричинным раздражением, плаксивостью, истериками. Могут отмечаться нарушения пространственной координации, проявляющиеся в двигательной неловкости, неуклюжести.

Необычность поведения  этих детей не является результатом  дурного характера, упрямства или  невоспитанности, как считают многие взрослые. Скорее можно утверждать, что это — специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения в определенных структурах мозга, наследственность, патология беременности и родов, инфекции и интоксикации первых лет жизни), так и психосоциальными факторами.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют:

      1. пренаталъная патология (токсикозы, обострение хронических заболеваний у матери, инфекционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фактору, попытки прервать беременность, угроза выкидыша);
      2. осложнения при родах (преждевременные, скоротечные или затяжные, стимуляция родовой деятельности, неправильное положение плода, асфиксии, внутренние кровоизлияния)
      3. психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Дети с гиперактивностью обращают на себя внимание с первых дней жизни. Они плохо спят, чрезмерно  чувствительны к внешним раздражителям (свету, шуму, температуре, запахам), имеют  повышенный мышечный тонус. В среднем дошкольном возрасте они обнаруживают неспособность дослушать сказку, выполнить какое-то действие до конца. Их интересы поверхностны и недолговечны, нет попыток проникнуть в суть какого-либо явления. Действия спонтанные, беспорядочные, а игры шумные. Такие дети никогда не задумываются о последствиях своих поступков, не обращают внимания на состояние близких людей. Они часто эгоистичны, демонстративны и требовательны, что приводит к постоянным конфликтам и развитию агрессивности. Отмечается болтливость. Дети легко идут на контакт, иногда злоупотребляя терпеливостью окружающих.

Опасность СДВГ заключается  в том, что в подростковом возрасте он может развиться в асоциальное  поведение (правонарушения, алкоголизм, наркотическую зависимость).

По сравнению с другими нарушениями личности и поведения дошкольников, наличие гиперактивности вызывает наибольшее сопротивление и протест у взрослых. Это вызвано тем, что такие дети сами по себе приносят много неудобств и, кроме того, будоражат окружающих сверстников, которые часто их не принимают в свои игры, так как гиперактивные дети ломают постройки, непоследовательны и агрессивны.

Для диагностики гипердинамического синдрома в психологической практике используется несколько методик (тест Тулуз-Пьерона, нейропсихологическая экспресс-диагностика «Лурия-90» Э.Г. Смирницкой), но основой для выделения гиперактивности служит анкетирование педагогов и родителей1, так как эти методики рассчитаны на детей 6-ти лет и старше, а гиперактивность проявляется в 3— 4 года.

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующих умениях ребенка: концентрировать внимание; доводить начатое до конца; контролировать свои движения; снимать, мышечное напряжение;

(Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с деаъми. СПб., 2000; Павлова М. Гиперактивный ребенок // «Дошкольное образование» № 11 (83), 2002).

-контролировать свои  эмоциональные проявления;

-расширять поведенческий  репертуар во взаимодействии  со взрослыми и сверстниками.

В работе со взрослыми, и  прежде всего родителями, важно изменить их отношение к своему ребенку, стиль  взаимодействия с ним. Начало работы заключается в объяснении причин поведения на основе сбора анамнеза. Они должны понять, что дисциплинарные меры воздействия на гиперактивного ребенка не действуют. Эмоциональный фон общения с ребенком должен быть ровным, позитивным, но без эйфории от его успехов и отвержения из-за неудач. Тактика вседозволенности также недопустима, так как такие дети очень быстро становятся манипуляторами.

Гиперактивным детям  должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать  сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться  и т. д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений  и запретов должна быть четкой и  неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ним должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать на улице» , чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно — включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей  необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате или в ДОУ должно быть пространство для активного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм вырьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие постройте так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, успокаивающе проговаривая его действия спокойным голосом. Главное — сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения и ребенок не виноват в этом. Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

  1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.
  2. Обучение самомассажу.
  3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений.
  4. Игры для развития тактильного взаимодействия.
  5. Пальчиковые игры.
  6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.
  7. Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.
  8. Работу с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу более эффективно строить  поэтапно:

индивидуальная; парная; подгрупповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия.

Работа с  ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и  семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными.

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми   с синдромом дефицита внимания с гиператстивностью (СДВГ)

В самом начале пути родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения  и требований к ребенку.

Общаться с  таким ребенком необходимо мягко и спокойно. Гиперактивный ребенок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям. Поэтому, присоединившись к вашему настроению, может впасть в эйфорию.

В общении с  этими детьми недопустим попустительский  стиль поведения, т.к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.

Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям. Но помните о том, что  делать это надо не слишком эмоционально.

Важно научиться  давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти в комнату, убрать игрушки, помыть руки и прийти в столовую. Лучше давать те же указания по порциям, следующее только после того, как выполнено предыдущее. Их выполнение необходимо контролировать.

Как и в общении  с другими детьми, с гиперактивным  ребенком взрослому необходимо быть особенно последовательным в воспитании. Запретов не должно быть много, но они  должны быть четко сформулироваными, продуманными. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

Постепенно  взрослый должен вырабатывать у себя умение перестраивать деструктивные  действия ребенка на конструктивный лад. Например, если ребенок кричит, можно начать петь с ним его любимую песенку, постепенно снижая громкость голоса. Можно предлагать ребенку несколько действий на выбор.

Гиперактивному  ребенку трудно переключиться с  одного действия на другое. Поэтому  необходимо заранее предупредить ребенка  о начале новой деятельности. Причем очень хорошо, если это будет звонок будильника или кухонный таймер. В случае выполнения просьбы родителей ребенка необходимо поощрить (не обязательно материально).

Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.

Информация о работе Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции