Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа
Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
- Фотовыставка «В олимпийцы всей семьей» ( февраль 2013 г.)
Наиболее активное участие и интересные, содержательные работы были представлены родителями групп.
- Цикл родительских собраний, совместных спортивных праздников с родителями (март- апрель 2013 г.) Для повышения заинтересованности, мотивации, организации плодотворного взаимодействия с родителями педагоги использовали разнообразные, как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения родительских собраний:
- Игра “Устами младенца”.
- Творческие отчеты детей.
- День открытых дверей.
- За круглым столом.
- Семейная гостиная.
- Собрание-практикум.
- Вечер общения.
- Праздничные гостиные “А у нас сегодня праздник”.
- Семейная эстафета.
- Счастливый случай.
Активными участниками фестиваля стали родители, они помогали создавать двигательную среду, знакомились с успехами и достижениями детей в спортивных и интеллектуальных играх, участвуя в различных массовых мероприятиях по данной теме. Для них были организованы консультации, проведены родительские собрания по теме сохранения и укрепления здоровья ребенка, наиболее эффективных способах его физического и двигательного развития, обновлены информационные стенды, изданы стенгазеты с интересной и полной информацией о результатах физкультурно-оздоровительной работы в каждой группе.
Анализ состояния профессиональной компетентности педагогов
Показатели подготовленности к освоению новых программ и методик по повышению двигательной активности, включающие:
- информированность педагогов о новациях в этой области;
- наличие потребности в изменении и обновлении педагогического процесса путём реализации педагогических технологий;
- мотивированность на разработку и освоение инновационных методик по повышению двигательной активности;
- наличие системы знаний и умений по вопросам развития детей для успешной реализации профессиональной деятельности; наличие знаний и умений для исследовательской работы, находятся на достаточно высоком уровне.
В результате анкетирования педагогического состава по вопросам двигательной активности выявлена заинтересованность в продолжении работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и педагогов, в изучении и введении в практику новых технологий, современных научных исследований, наличие системы знаний и умений по вопросам двигательной активности для успешной реализации профессиональной деятельности; наличие знаний и умений для исследовательской работы, находятся на достаточно высоком уровне.
В 2011-2012 учебном году 33% педагогов ДОУ являются участниками опытно-экспериментальной работы. Благодаря научно-методической работе, проводимой со всеми членами педагогического коллектива независимо от их участия в эксперименте, на 42% увеличилось количество педагогов заинтересованных в работе по данной теме.
В настоящее время все педагоги (100%) готовы поделиться накопленным опытом и результатами эффективности проведенной работы.
Для определения параметров психологического благополучия, уровня знаний педагогов о состоянии физического здоровья, здоровом образе жизни использованы методики:
- для исследования эмоциональной сферы личности использовалась методика оценки актуального психического состояния - опросник САН. Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» был разработан сотрудниками 1-го Московского медицинского института имени И.М. Сеченова: В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошниковым и В.Б. Шарай. «САН» предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (например, этапов обучения и тренажа)
На данном этапе опытно-экспериментальной работы уже можно говорить о равенстве значимости физических и интеллектуальных качеств. Повышение значимости физических качеств уже занимает сильную позицию у педагогов ДОУ, по сравнению с явным приоритетом интеллектуальных, волевых и нравственных качеств перед физическими до начала опытно-экспериментальной работы
Для выявления отношения педагогов к своему здоровью, их умение вести здоровый образ жизни, заботиться о своей двигательной активности и продуктивно работать, мы использовали диагностику Лившица В.Ю.
42% педагогов – это люди, бережно относящиеся к своему здоровью. У них есть все шансы дожить до ста лет. Они следят за своим здоровьем больше, чем за чем-нибудь. У них хорошее самочувствие. Если они и дальше будут вести здоровый образ жизни, то сохранят энергичность, активность до глубокой старости.
50 % респондентов – это люди не только с хорошим здоровьем, но и с хорошим настроением. Они не отказываются и от удовольствий, которые делают жизнь разнообразнее.
8%- легкомысленно относятся к своему здоровью. Им лучше принять здоровый образ жизни, упорядочить режим дня.
В процессе реализации программы опытно-экспериментальной деятельности отмечается положительное изменение эмоционального компонента здоровья: изменяется в положительную сторону отношение к окружающей действительности и к самому себе, к своему здоровью. Следует отметить, что наибольшие изменения произошли в области самооценки педагогами собственного физического здоровья, психического благополучия, уверенности в себе, знаний о здоровом образе жизни.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенный комплекс условий (формирование отношения к здоровью как основополагающей ценности; опора в образовательном процессе на положительный опыт самих педагогов; стимулирование рефлексивной деятельности и осознание каждым педагогом личной ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих) выбран коллективом правильно.
За отчетный период администрацией и педагогами, участниками ОЭР, проделана следующая методическая работа по реализации плана опытно –экспериментальной работы. Были проведены:
Педагогические советы :
-Создание педагогических условий для развития качеств творческой личности воспитанников ДОУ. Педагог и ребенок в творческом диалоге (ноябрь 2012 г.)
-Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса (февраль 2013 г.)
-Система взаимодействия с семьями воспитанников и обучающихся на основе преемственности дошкольного и начального образования по формированию здорового образа жизни (апрель 2010 г.)
Семинары для педагогов:
- «Здоровье как показатель эффективности обучения. Понятия «эффективность» и «качество» в образовательном процессе» -август 2013 г.;
- «Управление процессом
оптимального личностного
- «Современные инновационные пси
- «Физкультурно-оздоровительные технологии в свободное время» - апрель- 2013 г.;
Индивидуальные консультации для педагогов по проблемам:
-методики определения уровня овладения детьми нормами поведения, соответствующими здоровому образу жизни;
- сотрудничества ДОУ и семьи в формировании правил культурного поведения в обществе, направленного на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
- использование занятий
по речевому этикету в
-формы взаимодействия с семьями воспитанников по воспитанию культуры здорового образа жизни у субъектов прогимназии;
- воспитательная деятельность
педагогов в системе работы
по формированию культуры
- методика оценки уровня общей двигательной активности и физической подготовленности детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Аттестация педагогических работников ДОУ в 2012-2013 уч. г.г.
В данном учебном году успешно прошли аттестацию 16 педагогов,
среди них : -подтвердили соответствие
1 первой квалификационной категории -8 чел., 50% аттестующихся,
-повысили свою
( 3 чел .-18,75%
аттестованы на высшую
2- 12,5% на первую).
Для трансляции педагогического опыта на базе ДОУ были проведены семинары:
- Семинар-практикум совместно с ГИМЦ для заместителей директоров школ города «Роль национальных традиций в воспитании» (ответственный зам. директора по ВР)-август 2012 г.
- Презентация опыта зам. директора по УВР «Проект управления реализацией плана опытно-экспериментальной работы по формированию двигательной активности у субъектов ДОУ» на курсах повышения квалификации для заведующих дошкольными образовательными учреждениями – ноябрь 2012 г.
-Семинар – практикум совместно с ГИМЦ для воспитателей ГПД «Формирование жизненного опыта в обучении и воспитании) (ответственный зам. директора)- март 2013 г.
Разработаны и используются на практике методические рекомендации:
-Методические рекомендации «Режим двигательной активности дошкольников», доктора педагогических наук, профессора, руководителя экспериментальной площадки;
-«Методические рекомендации по формированию представлений детей о двигательной активности», доктора педагогических наук, профессора, руководителя экспериментальной площадки.
-Методические рекомендации к комплексной программе
-«Формирование культуры здоровья в ДОУ» по развитию двигательной активности у детей дошкольного возраста», составители творческий коллектив педагогов и психологов;
-Примерная программа «Организация взаимодействия педагогов с родителями по формированию двигательной активности», составители творческий коллектив педагогов;
- Проект «Управление
реализацией плана опытно-
«Формирование культуры движений», подготовили заместитель директора по УВР., заместитель директора по УВР;
1. В ДОУ
создана единая система организации работы,
проводимая по трем направлениям: -воспитательно-
Мы стремимся в комплексной программе, созданной творческим коллективом педагогов, обеспечить последовательность, непрерывность и преемственность содержания с учетом возрастных особенностей детей.
Комфортное существование ребенку обеспечивает стиль взаимодействия детей и взрослых, в основе которого лежат понимание и принятие личности ребенка и освоение им следующих знаний, умений и навыков:
В нашем учреждении для ребенка созданы адекватные организму детей условия жизнедеятельности: ежедневная двигательная активность, достаточное пребывание на воздухе, благоприятный психологический климат, сбалансированное питание.
Педагогический
коллектив убежден в
Режим двигательной активности дошкольников
Физическая работа, в
которой участвуют большие