Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 21:24, дипломная работа

Краткое описание

Исследования последних лет достоверно показали губительное влияние гиподинамии на организм, что само по себе не ново. Об этом мы можем прочитать ещё в трудах мыслителей прошлого Платона, Авиценны, Хуа Го. Известный русский врач М. Мудров говорил о том, что «... для сохранения здоровья, а наипаче для предупреждения болезней нет ничего лучше упражнений телесных, или движений».
Как отмечают многие учёные, в настоящее время в Российской Федерации число практически здоровых детей составляет 10-15%. Катастрофическое ухудшение физического, нервно-психического, духовного здоровья подрастающего поколения не может не тревожить общество.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХО-ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА
1.1. Сущность дефиниции «двигательная активность» и факторы, влияющие на параметры активности…………………………………………………………6
1.2. Способы и нормы оценки двигательной активности дошкольников……12
1.3. Влияние двигательной активности на здоровье человека………………..18
Выводы по первой главе……………………………………………...............……
Глава II. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ……………...……………......
2.1. Организация экспериментального исследования и характеристика организационно-методического инструментария……….……………………….
2.2. Анализ результатов исследования двигательной активности детей старшего дошкольного возраст……………………………….………………..….
2.3. Коррекция двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при помощи психолого-педагогических методов…..………………….
Выводы по второй главе……………………………………………………….…..
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДипломАнтоновой.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

    - Фотовыставка «В олимпийцы всей семьей» ( февраль 2013 г.)

     Наиболее активное участие и интересные, содержательные работы были представлены родителями групп.

- Цикл родительских собраний, совместных спортивных праздников с родителями (март- апрель 2013 г.) Для повышения заинтересованности, мотивации, организации плодотворного взаимодействия с родителями педагоги использовали разнообразные, как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения родительских собраний:

- Игра “Устами младенца”.

- Творческие отчеты детей.

- День открытых дверей.

- За круглым столом.

- Семейная гостиная.

- Собрание-практикум.

- Вечер общения.

- Праздничные гостиные “А у нас сегодня праздник”.

- Семейная эстафета.

- Счастливый случай.

Активными участниками фестиваля стали родители, они помогали  создавать двигательную среду, знакомились  с успехами и достижениями детей в спортивных и интеллектуальных играх, участвуя в различных массовых мероприятиях по данной теме. Для них  были организованы  консультации, проведены родительские собрания по теме   сохранения и укрепления здоровья ребенка, наиболее эффективных способах его физического и двигательного развития, обновлены информационные стенды,  изданы стенгазеты с интересной  и полной информацией о результатах физкультурно-оздоровительной работы в каждой группе.

  Анализ состояния профессиональной компетентности  педагогов

Показатели подготовленности к освоению новых программ и методик  по повышению двигательной активности,  включающие:

- информированность педагогов  о новациях в этой области;

- наличие потребности  в изменении и обновлении педагогического процесса путём  реализации педагогических технологий;

- мотивированность на разработку и освоение инновационных методик по повышению двигательной активности;

- наличие системы знаний и умений по вопросам развития детей для успешной реализации профессиональной деятельности; наличие знаний и умений для исследовательской работы, находятся на достаточно высоком уровне.

 

В результате анкетирования педагогического состава по вопросам двигательной активности выявлена  заинтересованность в продолжении работы по сохранению и укреплению здоровья  воспитанников и  педагогов, в изучении и введении в практику новых технологий, современных научных исследований,  наличие системы знаний и умений по вопросам двигательной активности для успешной реализации профессиональной деятельности; наличие знаний и умений для исследовательской работы, находятся на достаточно высоком уровне.

В 2011-2012 учебном году 33% педагогов ДОУ являются   участниками опытно-экспериментальной работы. Благодаря научно-методической работе, проводимой со всеми членами педагогического коллектива независимо от их участия в эксперименте, на 42% увеличилось количество педагогов заинтересованных в работе по данной теме.

   В настоящее  время все педагоги (100%)  готовы   поделиться  накопленным опытом и результатами эффективности проведенной работы.

Для определения  параметров психологического благополучия, уровня знаний педагогов о состоянии  физического здоровья, здоровом образе жизни использованы методики:

- для исследования эмоциональной сферы личности использовалась методика оценки актуального психического состояния - опросник САН. Тест «САН», названный по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение» был разработан сотрудниками 1-го Московского медицинского института имени И.М. Сеченова: В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, М.П. Мирошниковым и В.Б. Шарай. «САН» предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (например, этапов обучения и тренажа)

 

На данном этапе опытно-экспериментальной работы уже можно говорить о равенстве   значимости   физических  и интеллектуальных качеств.  Повышение значимости физических качеств уже  занимает сильную  позицию у педагогов ДОУ, по сравнению с явным приоритетом  интеллектуальных, волевых и нравственных качеств перед физическими до начала опытно-экспериментальной работы

Для выявления  отношения педагогов к своему здоровью, их умение вести здоровый образ жизни, заботиться о своей двигательной активности  и продуктивно работать,  мы использовали  диагностику Лившица В.Ю.

 

 

42% педагогов – это люди,  бережно относящиеся к своему здоровью. У них  есть все шансы дожить до ста лет. Они следят за своим здоровьем больше, чем за чем-нибудь. У них хорошее самочувствие. Если они и  дальше будут  вести здоровый образ жизни, то сохранят энергичность, активность до глубокой старости.

50 %  респондентов  – это люди  не только с  хорошим  здоровьем, но и с хорошим настроением. Они не отказываются и от удовольствий, которые делают жизнь разнообразнее.

8%- легкомысленно относятся к своему здоровью. Им лучше принять здоровый образ жизни, упорядочить режим дня.

В процессе реализации программы опытно-экспериментальной деятельности отмечается положительное изменение эмоционального компонента здоровья: изменяется в положительную сторону  отношение  к окружающей действительности и к самому себе, к своему здоровью. Следует отметить, что наибольшие изменения произошли в области самооценки педагогами собственного физического здоровья, психического благополучия, уверенности в себе, знаний о здоровом образе жизни. 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенный комплекс условий (формирование  отношения к здоровью как основополагающей ценности; опора в образовательном процессе на положительный опыт самих педагогов; стимулирование рефлексивной деятельности и осознание каждым педагогом личной ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих) выбран коллективом правильно.

За  отчетный период администрацией и педагогами, участниками ОЭР, проделана следующая методическая работа по реализации плана опытно –экспериментальной работы. Были проведены:

Педагогические  советы :

-Создание педагогических условий для развития качеств  творческой личности воспитанников ДОУ. Педагог и ребенок в творческом диалоге (ноябрь 2012 г.)

-Воспитательный  процесс как часть целостного  педагогического процесса (февраль 2013 г.)

-Система  взаимодействия с семьями воспитанников и обучающихся на основе преемственности дошкольного и начального образования по формированию здорового образа жизни (апрель 2010 г.)

Семинары для педагогов:

- «Здоровье как показатель  эффективности обучения. Понятия «эффективность» и «качество» в образовательном процессе»  -август 2013 г.;

- «Управление процессом  оптимального личностного развития  детей дошкольного возраста в ДОУ» - ноябрь 2012 г.;

- «Современные инновационные психолого-педагогические технологии»-март 2013 г.;

- «Физкультурно-оздоровительные технологии в свободное время» - апрель- 2013 г.;

Индивидуальные  консультации  для педагогов по проблемам:

-методики определения уровня овладения детьми нормами поведения, соответствующими здоровому образу жизни;

- сотрудничества ДОУ и семьи в формировании  правил культурного поведения в обществе, направленного на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;

- использование занятий  по речевому этикету в формировании  нравственных ценностей у детей дошкольного возраста;

-формы взаимодействия  с семьями воспитанников по  воспитанию культуры здорового  образа жизни  у субъектов  прогимназии;

-  воспитательная деятельность  педагогов в системе работы  по формированию культуры здорового  образа жизни у субъектов ДОУ– сентябрь;

- методика оценки уровня общей двигательной активности и физической подготовленности детей среднего и старшего дошкольного возраста.

        Аттестация педагогических работников ДОУ в 2012-2013 уч. г.г.

       В данном учебном году успешно прошли аттестацию 16 педагогов,

среди них : -подтвердили соответствие

1 первой квалификационной  категории             -8 чел., 50% аттестующихся,

                                                   высшей                 -3 чел.; 18,75%

-повысили свою квалификационную  категорию-5 чел.,32,5%

( 3 чел .-18,75%    аттестованы  на высшую квалификационную  категорию, 

2- 12,5% на первую).                      

Для трансляции педагогического опыта на базе ДОУ были проведены семинары:

- Семинар-практикум совместно  с ГИМЦ для заместителей директоров школ города «Роль национальных традиций в воспитании» (ответственный  зам. директора  по ВР)-август 2012 г.

- Презентация опыта зам. директора по УВР «Проект управления реализацией плана опытно-экспериментальной работы по формированию двигательной активности у субъектов ДОУ»  на курсах повышения квалификации для заведующих дошкольными образовательными учреждениями – ноябрь 2012 г.

-Семинар – практикум  совместно с ГИМЦ  для воспитателей  ГПД «Формирование жизненного  опыта в обучении и воспитании) (ответственный  зам. директора)- март 2013 г.

Разработаны и используются на практике методические рекомендации:

-Методические рекомендации «Режим двигательной активности дошкольников»,  доктора педагогических наук,  профессора, руководителя экспериментальной площадки;

-«Методические рекомендации  по формированию представлений детей о двигательной активности», доктора педагогических наук,   профессора, руководителя экспериментальной площадки.

  -Методические рекомендации к комплексной программе

-«Формирование культуры здоровья в ДОУ» по развитию двигательной активности у детей дошкольного возраста», составители творческий коллектив педагогов и психологов;

-Примерная программа «Организация взаимодействия педагогов с родителями по формированию двигательной активности», составители творческий коллектив педагогов;

- Проект «Управление  реализацией плана опытно-экспериментальной  работы 

«Формирование культуры движений», подготовили заместитель директора по УВР., заместитель директора по УВР;

1. В ДОУ создана единая система организации работы, проводимая по трем направлениям:  -воспитательно-образовательному,  -физкультурно-оздоровительному , - лечебно- профилактическому.

Мы стремимся в комплексной  программе, созданной творческим коллективом педагогов, обеспечить последовательность, непрерывность и преемственность  содержания с учетом возрастных особенностей детей.

Комфортное существование ребенку обеспечивает  стиль взаимодействия детей и взрослых, в основе которого лежат понимание  и принятие личности ребенка и освоение им следующих знаний, умений и навыков:

  • понимать значение двигательной активности для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в обучении;
  • знать и соблюдать правила личной гигиены;
  • уметь правильно строить режим дня и выполнять его;
  • понимать значение двигательной активности для развития здорового организма, уметь удовлетворять свои двигательные потребности в процессе учебных занятий и в течение всего дня;
  • знать, как охранять свое здоровье от простудных и других инфекционных заболеваний, что делать при их возникновении, как оказать себе первую доврачебную помощь;
  • понимать, что некоторые привычки представляют вред для здоровья, не допускать их появления;
  • знать особенности своего физического и психического развития, характера, памяти, внимания в целях их совершенствования и коррекции;
  • уметь взаимодействовать экологически с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни.

В нашем учреждении для ребенка созданы адекватные организму детей условия жизнедеятельности: ежедневная двигательная активность, достаточное пребывание на воздухе, благоприятный психологический климат, сбалансированное питание.

Педагогический  коллектив убежден в необходимости  реализации новых технологий для всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Режим двигательной активности дошкольников

Физическая работа, в  которой участвуют большие мышечные группы, является естественной потребностью для всех органов, тканей и систем организма. Нормальная жизнедеятельность мышечной, костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нейроэндокринной систем возможна лишь при определенной дозе двигательной активности, которая может колебаться от минимума до максимума. Превышение пределов максимума и недостаточная двигательная активность ниже минимума отрицательно влияют на здоровье. Оптимум здоровья достигается оптимумом двигательной активности. Величина оптимума в значительной степени зависит от индивидуальных врожденных особенностей организма и подвержена изменениям в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, времени года, климатических условий и пр.

Информация о работе Исследование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и психолого - педагогические методы ее коррекции