История архитектурного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат

Краткое описание

Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая педагогика, история педагогики и образования.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Общая педагогика, история педагогики и образования

Темы диссертаций по педагогике

« Общая педагогика, история педагогики и образования »

 

http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-istoriya-arhitekturnogo-obrazovaniya-v-rossii

 

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему:История архитектурного образования в России

Автореферат

Автор научной работы

 

Кольстет, Людмила Анатольевна


Ученая степень

 

кандидат педагогических наук


Место защиты

 

Ростов-на-Дону


Год защиты

 

2007


Специальность ВАК РФ

 

13.00.01


Share on twitter Share on vk Share on facebook Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru Share on livejournal Share on google Share on favorites Share on print More Sharing Services

Диссертация

Читать

Читать

Купить

Автореферат диссертации по теме "История архитектурного образования в России"

На правах рукописи

КОЛЬСТЕТ ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА

История архитектурного образования в России

13 00 01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ростов-на-Дону 2007

003174321

Работа выполнена в Педагогическом институте Южного федерального университета, на кафедре педагогики

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Карпова Галина Федоровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Михайлычев Евгений Аркадьевич

доктор педагогических наук, профессор Федотова Ольга Дмитриевна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Рязанский государственный университет им С А Есенина»

Защита состоится 2 ноября 2007 года в 15 00 На заседании диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук Д 212 208 18 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» по адресу 344082, Ростов-на-Дону, ул Большая Садовая, 33

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Педагогического института ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет»

Автореферат разослан 2 октября 2007

Ученый секретарь диссертационного совета

П П Пивненко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы исследования В контексте идей гуманизации и гуманитаризации возрастает роль и значение исторического знания, которое представляет собой социокультурное звено, непрерывно связывающее современное состояние образования с многовековым историческим опытом Ю Лотман отмечал «История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее» В наше время проблема изучения истории является приоритетной во всех областях, в т ч и в архитектурном образовании

Данное исследование содержит материал системного историко-педагогического анализа этапов становления и оформления архитектурного образования в нашей стране в процессе развития архитектурно-педагогической мысли и истории образования История архитектурного образования представлена как часть историко-педагогического знания и архитектурно-педагогической деятельности по научению архитектурному мастерству, начиная со времен Древней Руси Х-Х1 вв и до рубежа XX-XXI вв

Роль архитектурного образования непрерывно растет, становится предметом различных исследований социологических, психологических, культурологических и др В педагогическом аспекте архитектурное образование представлено идеями и деятельностью различных авторов

В аспекте исторического становления и развития архитектурных образовательных учреждений большой вклад внесли теоретики и практики архитектурного образования В XVIII в - М П Аврамов, В И Баженов, П М Еропкин, М Г Земцов, М Ф Казаков, Д В Ухтомский, И И Шувалов и др , В XIX в - П С Валуев, Ф А Козен, К А Макаров, А Д Наде-жин, С Г Строганов, А В Ступин и др

В XX в проблемам архитектурного образования посвящен ряд фундаментальных исследований

— по теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности - Б Г Бархин, А П Кудрявцев, И Г Лежава, Н Ф Мет-ленков, Н Н Нечаев, А В Степанов и др ,

— по научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики — Е Д Белоусов, А Э Коротковский, Д Л Мелодинский, Г Ю Сомов, А В Степанов, М А Туркус, В Р Усов и др ,

— по архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях -ИМ Абаева, 3 В Жилкина, В И Кирпичев, А Э Коротковский, Н Ф Метленков, И В Топчий, Н П Чуваргина и др ,

- по аспектам становления и  развития отдельных архитектурно-художественных  учреждений - А В Бадяло, Б Г  Бархин, Р Н Блашкевич, Ф И Гринберг, Н А Дмитриева, Л И Иванова-Веэн, А И Опочинская и др

Проблемы художественного образования, косвенно связанные с архитектурной подготовкой, представлены в трудах классиков отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической мысли

— с точки зрения развития творческих сил и эстетического воспитания - Р Бретон, А Дистервег, И Кант, Я А Коменский, И Г Песталоц-ци, Ж Ж Руссо, Ф Фребель и др ,

— исследованиями в области художественно-творческой деятельности — А В Бакушинский, П П Блонский, В С Воронков, Г А Гиппиус, С Ф Жуйков, А П. Сапожников, 3 И Калмыкова, Г. Кершенштейнер, Т В Кудрявцев, А М Матюшкин, С Т Шацкий, П И Швырков, Ф И Шмит и др ,

- в области психологии творчества - Б Г Ананьев, Л И Божович, Л  А. Венгер, В Вундт, Л С Выготский, П Я. Гальперин, А Ф Гартвиг, И.Ф  Добрынин, Л В Занков, А В Запорожец, П И Зинченко, Т А Ильина, И  С Кон, В С Кузин, Н Д. Левитов, А Н Леонтьев, Ю Полуянов, Н. Ростовцев, Е Шорохов, В Штерн, Д Б Эльконин и др

Проблемы архитектуры и архитектурного образования находятся в центре внимания международных общественных и профессиональных организаций Они представлены в Хартии Международного Союза архитекторов (МСА) и ЮНЕСКО «Об образовании архитекторов», принятой на XIX Международном конгрессе МСА в Барселоне в 1996 г, в международных программах ЮНЕСКО «Всемирное природное и культурное наследие в руках молодых» и в программе МСА «Архитекторы в школе», направленных на воспитание творческой личности, участвующей в художественном преобразовании окружающей среды и бережно относящейся к памятникам культуры

Вопросы непрерывного архитектурного образования регулярно рассматриваются на международных фестивалях «Зодчество», проводимых Союзом Архитекторов в Москве, а также на ежегодных международных смотрах дипломных проектов архитектурно-дизайнерских школ (Ростов-на-Дону, 2005 г , Казань, 2006 г ), были предметом обсуждения на совместной конференции деканов архитектурных школ Германии и России (Веймар, 2005 г )

С 1990 г проблематика довузовского и вузовского архитектурного образования стоит в центре внимания Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и проблемной научно-исследовательской лаборатории развития архитектурного образования Министерства образования и науки РФ Непрерывное архитектурно-строительное образование как фактор обеспечения качества среды жизнедеятельности явилось тематикой «Круглого стола» общего собрания РААСН в г. Воронеже в 2005 г

Анализ степени разработанности вопроса показал, что все исследования по отдельным частным вопросам и краткие исторические экскурсы в области архитектурного образования не носили системного характера, они не воссоздают целостной картины развития системы архитектурного образования в России и не представлены как часть педагогической образовательной системы в едином историческом процессе В них недостаточно четко обозначена историческая динамика развития основных компонентов системы архитектурного образования, это развитие не выделяется из контекста истории архитектуры в целом Данное обстоятельство создает существенный пробел в осознании архитектурно-художественного образования как педагогического явления Проблема исследования связана с тем, что

— история архитектурного образования в профессиональном архитектурном сообществе рассматривается, прежде всего, в контексте истории архитектуры (стилей, школ навыков и традиций), а не в рамках истории образования,

— систематизированная целостная картина архитектурного образования практически не нашла своего отражения в научных педагогических исследованиях В научных трудах представлены отдельные традиционные, исторически сложившиеся архитектурные центры Москвы, Петербурга и не исследованы молодые региональные школы, появившиеся во второй половине XX в , и этап довузовской подготовки в системе непрерывного отечественного архитектурного образования,

— в истории остались примеры авторских школ, в которых прогрессивные архитекторы-педагоги удачно совмещали профессиональную проектную деятельность с педагогической Включение современных архитекторов-практиков в педагогический процесс очень низкое из-за отсутствия у них необходимых знаний в области архитектурной педагогики,

— архитектурное образование как область педагогики развивается крайне медленно в силу дефицита исторических исследований, с позиций которых можно рассматривать тенденции и перспективы отечественного архитектурного образования

Всем вышеизложенным определяется актуальность и выбор темы нашего исследования

Объект исследования архитектурное образование в России Предмет исследования исторический процесс становления и развития системы отечественного архитектурного образования

Хронологические рамки исследования начиная со времен Древней Руси (Х-Х1 вв ) до начала XXI в включительно

Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса

Приступая к исследованию, мы исходим из следующих гипотетических предположений

1 История архитектурного образования  может рассматривается как часть  культурно-образовательных процессов  в России в соответствии с  принятой хронологией и периодизацией  истории российского образования

2 Воссоздание исторического процесса становления и развития отечественного архитектурного образования возможно на основе историко-педагогического анализа, направленного на выявление исторической динамики взаимодействия архитектурной практики и форм архитектурного образования

3 Состояние архитектурного образования  определялось научно-техническими, социально-экономическими, культурно-образовательными  особенностями конкретного исторического  времени

4 Развитие отечественного архитектурного  образования связано с преодолением  ряда противоречий между социальным заказом, техническими возможностями, уровнем развития педагогической мысли, образовательной практики и государственной политики в области образования и архитектуры

В соответствии с объектом, предметом и целью были сформулированы основные задачи исследования

— выявить и проанализировать источники и формы научения зодчеству в Древней Руси,

— проанализировать основные тенденции, внешние и внутренние факторы, способствующие становлению систематизированного архитектурного образования на основе регулярного учебного процесса в XVIII в ,

— исследовать состояние архитектурного образования в XIX в ,

— рассмотреть ситуацию в архитектурном образовании в XX в ,

— раскрыть исходные предпосылки регионализации архитектурного образования в конце XX в.,

— определить место и функции довузовской подготовки в системе отечественного архитектурного образования

Методологическую основу исследования составили принцип историзма в историко-педагогическом познании, основания логико-исторического подхода к анализу развития образовательных систем и образовательного процесса, системный подход в исследовании образования, позволяющий преодолеть обычное расчлененное рассмотрение образовательной реальности и анализировать ее целостно, во всей ее сложности и взаимообусловленности, дающей возможность исследовать процесс становления и развития системы образования в ее органических «внешних» взаимосвязях с развитием общества как макросистемы и в глубинных «внутренних» взаимосвязях и взаимозависимостях ее различных структурных компонентов, положения диалектики и теории образования о ведущей роли социальных условий в развитии педагогического процесса, о

взаимосвязи и взаимообусловленности педагогических процессов, об опережающем развитии образования, о соотношении государственных и общественных факторов в этом развитии, о важности познания прошлого в интересах современной образовательной практики и др

Теоретическую основу исследования составили научно-теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах по теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности -Б Г Бархин, А Э Коротковский, Н А Нечаев, А В Степанов, А А Тиц, С О Хан-Магомедов и др , по научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики — В Ф Кринский, Д Л Мелодинский, А В Степанов, М А Туркус, В Р Усов, и др , по архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях - ИМ Абаева, З.В Жилкина, В И Кирпичев, Н Ф Метленков, Е Б Топчий, Н П Чуваргина и др , по аспектам становления и развития отдельных архитектурно-художественных учреждений - Б Г Бархин, Р Н Блашкевич, Л И Иванова-Веэн и др , по теории художественного творчества и эстетического воспитания — И Кант, Я А Коменский, И Г Песталоцци, Ж Ж Руссо, П П Блонский, С Т Шацкий, Л С Выготский и др

Источниковую базу исследовании составили монографии специалистов в области архитектурного образования, истории педагогики и образования, научные труды архитекторов, искусствоведов и историков, посвященные изучаемым нами периодам архитектурного образования и архитектурным учебным заведениям, фундаментальные работы и статьи классиков и современных теоретиков педагогики и психологии, официальные документы (постановления, правительственные решения, приказы), диссертационные исследования, психологическая, учебно-методическая, публицистическая литература, учебные программы и альбомы чертежей и рисунков, опыт образовательной деятельности архитектурных вузов России

Информация о работе История архитектурного образования в России