История архитектурного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат

Краткое описание

Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая педагогика, история педагогики и образования.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование, охватывая своими хронологическими рамками период с Древней Руси до рубежа XX-XXI вв., позволяет прийти к следующим основным выводам:

1. В Древней Руси (X-XVII вв.) моделью  для подготовки архитектурных  кадров послужила итальянская  система корпоративного цехового обучения. Знания передавались по наследству при совместной работе ученика и мастера в артельно-ремесленных объединениях. С появлением чертежа здания в натуральную величину на строительной площадке потребовались другие знания и умения. Начинают обучать первых чертежников в иконописных мастерских, а позднее в XVII в. в государственных учреждениях.

2. Европизация России в XVIII в. приводит  к появлению типового чертежа  для массовых построек. Это отражается  на архитектурной образовательной  практике в рамках двух школ - российской (ремесленно-трудовая) и европейской (знаниево-академическая), которые удачно сочетаются в школах-командах на основе регулярного учебного процесса при ведущих русских архитекторах.

3. Академия художеств в Петербурге  во второй половине XVIII в. реализовала стандарты франко-итальянской (знаниево-академической) модели образования с преобладанием рисунка, живописи, скульптуры и черчения.

4. В архитектурном образовании XIX в. преобладает немецкая знаниевая  модель, ориентированная на универсальный тип специалиста инженера-архитектора для промышленного зодчества и массового гражданского строительства. На рубеже ХГХ-ХХ вв. архитектурную подготовку ведут разнопрофильные учебные заведения художественно-композиционной и научно-технической направленности.

5. В XX в. диспропорции в художественном, научном и техническом развитии  будущих архитекторов начинают  преодолеваться за счет новых  научно-педагогических взглядов  на практику подготовки архитектурных  кадров: в начале XX в. пространственный фактор архитектуры выдвигается в основу программной стратегии обучения архитектурному творчеству; в 60-х гг. вводный пропедевтический курс, начало которому было положено в 20-е гг., рассматривается как целостная система о методах обучения архитектурной профессии на основе творческой композиционно-поисковой работы на абстрактные темы; в 70-80-е гг. комплексный курс архитектурного проектирования как основная творческая дисциплина интегрирует в себе отдельные теоретические и практические дисциплины; в конце XX в. весь комплекс дисциплин художественно-композиционной и научно-технической направленности объединяется на гуманитарной основе подготовки архитектора-профессионала, интеллигента и социально-активной личности.

6. Региональные архитектурные школы (вузы и факультеты), появившиеся в конце XX в., учитывают исторический опыт ведущих архитектурных школ страны Москвы и Петербурга, имеют свои особенности интеграции художественно-композиционной и научно-технической подготовки, более доступны абитуриентам, отражают потребности и специфику региона, расширяют перечень сопутствующих архитектуре творческих дизайнерских и художественных профессий.

7. Реформирование российского архитектурного  образования на рубеже II-III тысячелетий  связано с переходом с традиционной системы непрерывного отечественного образования (довузовского, вузовского и послевузовского) на англо-американскую ступенчатую (бакалавр-магистр). Научные исследования, ведущиеся в этом направлении, стремятся максимально сохранить накопленный опыт в методике и теории, в области комплексного проектирования и организации системы непрерывного образования.

8. Рассмотренные в диссертации  этапы развития довузовской подготовки  неразрывно связаны с этапами  становления профессионального  архитектурного образования. Понятие «довузовская подготовка» обозначало как период отсутствия высших архитектурных учебных заведений, так и предварительную подготовку к получению высшего профессионального образования с появлением вузов.

9. Современная система довузовской  архитектурной подготовки сложилась к концу XX в. и представлена двумя основными направлениями: довузовская архитектурно-художественная подготовка (рабфак, подготовительные курсы, подготовительные отделения) направлена на подготовку к вступительным экзаменам в вуз и довузоское архитектурно-художественное образование (архитектурные студии, профильные архитектурные классы общеобразовательных школ при архитектурных вузах), которое сосредотачивается на развитии творческой личности средствами архитектуры и дизайна.

10. Отечественная система непрерывного архитектурного образования тесно связана с культурно-историческими этапами становления общества и носит эволюционный характер. С архитектурой (искусством) связана идея новой педагогической парадигмы творческого отношения к преподаванию всех дисциплин и к окружающей действительности.

Мы отдаем себе отчет в том, что история отечественного архитектурного образования может быть рассмотрена и под иным углом зрения. Предложенная нами трактовка не исключает иных аспектов исследования данного вопроса. В качестве перспективных направлений нам представляется:

• углубленное изучение отдельных региональных архитектурных школ;

• анализ региональной системы довузовской подготовки;

• исследования проблемы совместимости исторического отечественного опыта непрерывного архитектурного образования и инновационных подходов к нему в современных условиях.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Кольстет, Людмила Анатольевна, Ростов-на-Дону

1. Абаренкова, Е.В, Московские частные художественные студии как явление художественной жизни России конца XIX начала XX века Текст.: авторреф. дис. канд. искусствоведения /Е.В. Абаренкова. -М., 1996. -23 с.

2. Авдотьин, Л.Н. Подготовка кадров  высшей квалификации Текст. / Л.Н. Авдотьин // Архитектура СССР 1985. - № 4. - С. 54.

3. Адаскина, Н.Л. Пропедевтический  курс ВХУТЕМАСа (1920-1926 гг.) Текст. / Н.Л. Адаскина // Тр. ВНИИТЭ- Сер. Техническая  эстетика. 1978. -№21.-С. 44-63.

4. Адаскина, Н.Л. Формальный метод  в художественной пропедевтике как преломление творческой концепции Текст. / Н.Л. Адаскина // Тр. ВНИИТЭ. -Сер. Техническая эстетика. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. 1984. - № 26. - С. 8-23.

5. Антология педагогической мысли  Древней Руси и Русского государства в XIV-XVII вв. Текст. / сост. С.Д. Бибишина, Б.Н. Митюрова. М.: Педагогика, 1985. - 367 с.

6. Антология педагогической мысли  России XVIII века Текст. / сост. И.А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. - 480 с.

7. Антология педагогической мысли  России первой половины XIX века Текст. / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 558 с.

8. Архитектура и дети Текст. / сост. И. Абаева, Т. Базилевич. М.: Изд-во  ВНИИ полиграфии, 1991. - 15 с.

9. Архитектура гражданских и  промышленных зданий Текст.: в 5 т. / Центральный науч.- исслед. ин-т теории и истории архитектуры; под ред. В. И. Пилявского. М.: Стройиздат, 1984. - (Т. 1: История архитектуры / Н.Ф.Гуляницкий. - 334 е.: ил.).

10. Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 1749 1990-е Текст.: Сб. 1 / сост. Р.Н. Блашкевич, Ф.И. Гринберг, Л.И. Иванова-Веэн. - М.: Изд-во МОЛ СЛ России, 1995. - 96 с.

11. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические  произведения Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

12. Бадялов, А.В. Архитектурное творчество  гражданских инженеров: методические разработки по изучению курса «Истории русской архитектуры» Текст. / А.В. Бадялов. Л.: Межвузовская типография, 1983. - 38 с.

13. Балакина, А.Е. Инженер-архитектор  востребован временем Текст. / А.Е  Балакина, Т.Г. Маклакова, Т.В. Фомина // Архитектура и строительство России.- 1999.- №1 С. 14-17.

14. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного  проектирования Текст.: учеб.-метод. пособие для вузов / Б.Г. Бархин. М.: Стройиздат, 1993. - 438 е.: ил.

15. Бархин, Б.Г. Шесть десятилетий  московского архитектурного института. 1933-1993 Текст. / Б.Г. Бархин // Архитектурный вестник. 1994. -№ 1. - С. 7-8.

16. Басов, М.Я. Методика психологического  наблюдения над детьми Текст. / М.Я. Басов. М.: ГИЗ, 1926. -112 с.

17. Басов, МЛ. Методика психологического наблюдения над детьми Текст. / М.Я. Басов. М.: ГИЗ, 1931. - 840 с.

18. Безсонов, С.В. Проект М.Ф. Казакова  «О заведении в столичном городе  Москве училища каменных, плотничных  и столярных мастеров» Текст. / С.В. Безсонов // Архитектура СССР 1937. - № 1. - С. 79-80.

19. Бирюкова, Н.В. История архитектуры  Текст.: учебное пособие / Н.В. Бирюкова. М.: ИНФРА-М, 2005. - 367 с.

20. Бондаревская, Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного  образования Текст. / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2000. - 76 с.

21. Борисов, С. Баженов Текст. / С. Борисов. М.: Жургазобъединение, 1937.- 183 с.

22. Борисова, Е.А. Архитектурные школы  Петербурга в первой половине  восемнадцатого столетия Текст.: дис. канд. архитектуры/Е.А. Борисова; науч. рук. И. Гробарь; Московский архитектурный ин-т. М., 1964. - Т. 1. - 261 е., Т. 2. - 215 с.

23. Ботвинников, А.Д. Научные основы  формирования графических знаний, умений и навыков школьников  Текст. / А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов.- М.: Педагогика, 1979. 256 с.

24. Буров, Н. Очерки по истории архитектуры Текст. В 2 т. Т. 2 / Н. Буров. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 540 с.

25. Введение в архитектуру Текст.: методическое пособие / сост. Е.Б. Новикова. М.: Изд-во Мосстройкомитета, 1989. - 87 с.

26. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей Текст. / К.Н. Вентцель // Христоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1936. -Т.4.-С. 433-444.

27. Визуальные поурочные таблицы  к программе детской школы  искусств № 1 «СТАРТ» Изоматериал. / авт. сост. И.М. Абаева [и др.]. - М.: ООО «ПЦ Р-Мастер», 1999. - 50 с.

28. Вильман, О. Дидактика как история  образования в ее отношениях  к социологии и истории образования  Текст. В 2-х т. Т.1 / О. Вильман. М.: Типогр. Г. Лисснера и А. Гешела, 1904. - 471 с.

29. Виньола, Д.Б. Правила пяти ордеров архитектуры Текст. / Д.Б. Виньола. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1952. - 168 с.

30. Витрувий, М.П. Десять книг об  архитектуре Текст. / М.П. Витрувий. -М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1936. 343 с.

31. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / под общ. ред. И.С. Якиманской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

32. Всеобщая история архитектуры  Текст. В 12 т. Т. 10. Архитектура XIX- начала XX в. / под ред. С.А. Хан-Магомедова. М.: Изд-во литературы по строительству, 1972. - 591 е.: ил.

33. Всеобщая история архитектуры  Текст. В 12 т. Т. 12. Архитектура СССР / под ред. Н.В. Баранова. М.: Изд-во литературы  по строительству, 1975. -754 с.

34. Выготский, Л.С. Воображение и  творчество в детском возрасте  Текст. / Л.С. Выготский. СПб.: Изд-во «Союз» - 1997. - 92 с.

35. Выготский, JI.C. Педагогическая психология  Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика - 1991. - 479 с.

36. Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 512 с.

37. Гальперин, П.Я. Введение в психологию  Текст. / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.

38. Гальперин, ПЯ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / ПЛ. Гальперин. М.: Наука, 1966. -С. 236-277.

39. Гальперин, П.Я. Умственные действия  как основа формирования мысли  и образов Текст. / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. -1957. № 6. - С. 58-69.

40. Герчук, Ю.Я. В.И. Баженов. Письма. Пояснения  к проектам. Свидетельства современников. Биографические документы Текст. / Ю.Я. Герчук. М.: Искусство, 2001. - 304 с.

41. Глазычев, B.JI. Эволюция творчества  в архитектуре Текст. / B.JL Глазычев. М.: Стройиздат, 1986. - 496 с.

42. Глобальное и региональное  в архитектурно-художественном образовании  Текст.: науч.-методич. и практич. конф. по архитектуре и дизайну; Казанская  гос. архит.-строит. акад. Казань : Изд-во  КГ АС А, 1999. -208 с.

43. Горбунов-Посадов, И.И. Несколько  вступительных слов к журналу  «Свободное воспитание» Текст. / И.И. Горбунов-Посадов // Горбунов-Посадов, И.И. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1936. - Т.4. - С. 427-433.

44. Дистервег, А. Избранные педагогические произведения Текст. / А. Дистервег.- М.: Учпедгиз, 1956. 314 с.

45. Дмитриева, Н.А. Московское училище  живописи, ваяния и зодчества  Текст. / Н.А. Дмитриева. М.: Искусство, 1951. - 172 с.

46. Древнерусская архитектура Текст. / под ред. С.Ю. Афонькина. СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристалл», 2002. - 96 е.: ил.

47. Евсина, Н.А. Архитектурная теория  в России XVIII в. Текст. / Н.А. Евсина. М.: Наука, 1975. - 262 с.

48. Евсина, Н.А. Архитектурная теория  в России второй половины XVIII -начала XIX века Текст. / Н.А. Евсина. М.: Наука, 1985. - 254 с.

49. Егоров, С.Ф. Теория образования  в педагогике России начала XX века. Историко-педагогический очерк  Текст. / С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1987. -152 с.

50. Жилкина, З.В. Довузовское архитектурное  образование в России Текст. / З.В. Жилкина. -М.: Изд-во «Ладья», 1998. 96 с.

51. Залесов, В.Г. Архитектура Томска (XIX начало XX века) Текст. / В.Г. Залесов. - Томск: Изд-во Томского гос. архит.-строит. ун-та, 2004. -170 е.: ил.

52. Иконников, А.В. Архитектура и  история Текст. / А.В. Иконников. -М.: ARHITEKTURA, 1993. 249 с.

53. Ильина, В.И. История искусств  Текст. / В.И. Ильина. М.: Высшая школа, 2000. - 125 с.

54. Инновационная программа «СТАРТ»: Развитие творческого потенциала  детей средствами архитектуры  и дизайна Текст. / И.М. Абаева, О.А. Бармаш, И.В. Орлова [и др.]. М.: Изд-во ВЦХТ, 1998. - 88 с.

55. История воспитания и образования  в России XVIII века. Ч. 2 -Материалы  для самост. изучения Текст.: учеб. пособие / сост. Д.И. Латынина; Российский  ун-т - М.: Изд. Российского ун-та, 1992. - 136 с.

56. История русского искусства  Текст.: учебник. В 3 т. Т.1 / под ред. И.В. Рязанцева; НИИ теории и истории  изобраз. искусств акад. художеств  СССР. -М.: Изобразительное искусство, 1991. 508 с.

57. История советской архитектуры Текст. / под ред. Н.П. Былинкина. -М.: Госстройиздат, 1962. 346 с.

58. Карпова, Г.Ф. Образовательная ситуация  в России в первой половине XX века Текст.: монография / Г.Ф. Карпова; Ростовский гос. пед. ун-т. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1994.-280 с.

59. Карпова, Г.Ф. Архитектурное образование  в России Текст.: учебное пособие / Г.Ф. Карпова, JI.A. Кольстет; Ростовская  гос. академия архитектуры и искусства. Ростов-на-Дону: Печатный квартал, 2005. - 94 с.

Информация о работе История архитектурного образования в России