Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат
Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование, охватывая своими хронологическими рамками период с Древней Руси до рубежа XX-XXI вв., позволяет прийти к следующим основным выводам:
1. В Древней Руси (X-XVII вв.) моделью для подготовки архитектурных кадров послужила итальянская система корпоративного цехового обучения. Знания передавались по наследству при совместной работе ученика и мастера в артельно-ремесленных объединениях. С появлением чертежа здания в натуральную величину на строительной площадке потребовались другие знания и умения. Начинают обучать первых чертежников в иконописных мастерских, а позднее в XVII в. в государственных учреждениях.
2. Европизация России в XVIII в. приводит
к появлению типового чертежа
для массовых построек. Это отражается
на архитектурной
3. Академия художеств в
4. В архитектурном образовании
XIX в. преобладает немецкая
5. В XX в. диспропорции в художественном,
научном и техническом
6. Региональные архитектурные
7. Реформирование российского
8. Рассмотренные в диссертации
этапы развития довузовской
9. Современная система
10. Отечественная система непрерывного архитектурного образования тесно связана с культурно-историческими этапами становления общества и носит эволюционный характер. С архитектурой (искусством) связана идея новой педагогической парадигмы творческого отношения к преподаванию всех дисциплин и к окружающей действительности.
Мы отдаем себе отчет в том, что история отечественного архитектурного образования может быть рассмотрена и под иным углом зрения. Предложенная нами трактовка не исключает иных аспектов исследования данного вопроса. В качестве перспективных направлений нам представляется:
• углубленное изучение отдельных региональных архитектурных школ;
• анализ региональной системы довузовской подготовки;
• исследования проблемы совместимости исторического отечественного опыта непрерывного архитектурного образования и инновационных подходов к нему в современных условиях.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидат педагогических наук , Кольстет, Людмила Анатольевна, Ростов-на-Дону
1. Абаренкова, Е.В, Московские частные художественные студии как явление художественной жизни России конца XIX начала XX века Текст.: авторреф. дис. канд. искусствоведения /Е.В. Абаренкова. -М., 1996. -23 с.
2. Авдотьин, Л.Н. Подготовка кадров высшей квалификации Текст. / Л.Н. Авдотьин // Архитектура СССР 1985. - № 4. - С. 54.
3. Адаскина, Н.Л. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа (1920-1926 гг.) Текст. / Н.Л. Адаскина // Тр. ВНИИТЭ- Сер. Техническая эстетика. 1978. -№21.-С. 44-63.
4. Адаскина, Н.Л. Формальный метод в художественной пропедевтике как преломление творческой концепции Текст. / Н.Л. Адаскина // Тр. ВНИИТЭ. -Сер. Техническая эстетика. Теоретические концепции и творческие школы в дизайне. 1984. - № 26. - С. 8-23.
5. Антология педагогической
6. Антология педагогической
7. Антология педагогической
8. Архитектура и дети Текст. / сост. И. Абаева, Т. Базилевич. М.: Изд-во ВНИИ полиграфии, 1991. - 15 с.
9. Архитектура гражданских и промышленных зданий Текст.: в 5 т. / Центральный науч.- исслед. ин-т теории и истории архитектуры; под ред. В. И. Пилявского. М.: Стройиздат, 1984. - (Т. 1: История архитектуры / Н.Ф.Гуляницкий. - 334 е.: ил.).
10. Архитектурные школы Москвы. Исторические данные. 1749 1990-е Текст.: Сб. 1 / сост. Р.Н. Блашкевич, Ф.И. Гринберг, Л.И. Иванова-Веэн. - М.: Изд-во МОЛ СЛ России, 1995. - 96 с.
11. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические произведения Текст. / Ю.К. Бабанский. М.: Педагогика, 1987. - 560 с.
12. Бадялов, А.В. Архитектурное творчество гражданских инженеров: методические разработки по изучению курса «Истории русской архитектуры» Текст. / А.В. Бадялов. Л.: Межвузовская типография, 1983. - 38 с.
13. Балакина, А.Е. Инженер-архитектор востребован временем Текст. / А.Е Балакина, Т.Г. Маклакова, Т.В. Фомина // Архитектура и строительство России.- 1999.- №1 С. 14-17.
14. Бархин, Б.Г. Методика архитектурного проектирования Текст.: учеб.-метод. пособие для вузов / Б.Г. Бархин. М.: Стройиздат, 1993. - 438 е.: ил.
15. Бархин, Б.Г. Шесть десятилетий московского архитектурного института. 1933-1993 Текст. / Б.Г. Бархин // Архитектурный вестник. 1994. -№ 1. - С. 7-8.
16. Басов, М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми Текст. / М.Я. Басов. М.: ГИЗ, 1926. -112 с.
17. Басов, МЛ. Методика психологического наблюдения над детьми Текст. / М.Я. Басов. М.: ГИЗ, 1931. - 840 с.
18. Безсонов, С.В. Проект М.Ф. Казакова
«О заведении в столичном
19. Бирюкова, Н.В. История архитектуры Текст.: учебное пособие / Н.В. Бирюкова. М.: ИНФРА-М, 2005. - 367 с.
20. Бондаревская, Е.В. 100 понятий личностно-
21. Борисов, С. Баженов Текст. / С. Борисов. М.: Жургазобъединение, 1937.- 183 с.
22. Борисова, Е.А. Архитектурные школы
Петербурга в первой половине
восемнадцатого столетия Текст.
23. Ботвинников, А.Д. Научные основы
формирования графических
24. Буров, Н. Очерки по истории архитектуры Текст. В 2 т. Т. 2 / Н. Буров. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 540 с.
25. Введение в архитектуру Текст.: методическое пособие / сост. Е.Б. Новикова. М.: Изд-во Мосстройкомитета, 1989. - 87 с.
26. Вентцель, К.Н. Новые пути воспитания и образования детей Текст. / К.Н. Вентцель // Христоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1936. -Т.4.-С. 433-444.
27. Визуальные поурочные таблицы к программе детской школы искусств № 1 «СТАРТ» Изоматериал. / авт. сост. И.М. Абаева [и др.]. - М.: ООО «ПЦ Р-Мастер», 1999. - 50 с.
28. Вильман, О. Дидактика как история
образования в ее отношениях
к социологии и истории
29. Виньола, Д.Б. Правила пяти ордеров архитектуры Текст. / Д.Б. Виньола. М.: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1952. - 168 с.
30. Витрувий, М.П. Десять книг об
архитектуре Текст. / М.П. Витрувий. -М.:
Изд-во Всесоюзной академии
31. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся Текст. / под общ. ред. И.С. Якиманской; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
32. Всеобщая история архитектуры Текст. В 12 т. Т. 10. Архитектура XIX- начала XX в. / под ред. С.А. Хан-Магомедова. М.: Изд-во литературы по строительству, 1972. - 591 е.: ил.
33. Всеобщая история архитектуры Текст. В 12 т. Т. 12. Архитектура СССР / под ред. Н.В. Баранова. М.: Изд-во литературы по строительству, 1975. -754 с.
34. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте Текст. / Л.С. Выготский. СПб.: Изд-во «Союз» - 1997. - 92 с.
35. Выготский, JI.C. Педагогическая психология Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика - 1991. - 479 с.
36. Выготский, JI.C. Психология развития как феномен культуры Текст. / JI.C. Выготский. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. - 512 с.
37. Гальперин, П.Я. Введение в психологию Текст. / П.Я. Гальперин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.
38. Гальперин, ПЯ. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / ПЛ. Гальперин. М.: Наука, 1966. -С. 236-277.
39. Гальперин, П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образов Текст. / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. -1957. № 6. - С. 58-69.
40. Герчук, Ю.Я. В.И. Баженов. Письма. Пояснения
к проектам. Свидетельства современников.
Биографические документы
41. Глазычев, B.JI. Эволюция творчества в архитектуре Текст. / B.JL Глазычев. М.: Стройиздат, 1986. - 496 с.
42. Глобальное и региональное
в архитектурно-художественном
43. Горбунов-Посадов, И.И. Несколько
вступительных слов к журналу
«Свободное воспитание» Текст. /
И.И. Горбунов-Посадов // Горбунов-Посадов,
И.И. Хрестоматия по истории
44. Дистервег, А. Избранные педагогические произведения Текст. / А. Дистервег.- М.: Учпедгиз, 1956. 314 с.
45. Дмитриева, Н.А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества Текст. / Н.А. Дмитриева. М.: Искусство, 1951. - 172 с.
46. Древнерусская архитектура
47. Евсина, Н.А. Архитектурная теория в России XVIII в. Текст. / Н.А. Евсина. М.: Наука, 1975. - 262 с.
48. Евсина, Н.А. Архитектурная теория в России второй половины XVIII -начала XIX века Текст. / Н.А. Евсина. М.: Наука, 1985. - 254 с.
49. Егоров, С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. Историко-педагогический очерк Текст. / С.Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1987. -152 с.
50. Жилкина, З.В. Довузовское архитектурное образование в России Текст. / З.В. Жилкина. -М.: Изд-во «Ладья», 1998. 96 с.
51. Залесов, В.Г. Архитектура Томска (XIX начало XX века) Текст. / В.Г. Залесов. - Томск: Изд-во Томского гос. архит.-строит. ун-та, 2004. -170 е.: ил.
52. Иконников, А.В. Архитектура и история Текст. / А.В. Иконников. -М.: ARHITEKTURA, 1993. 249 с.
53. Ильина, В.И. История искусств Текст. / В.И. Ильина. М.: Высшая школа, 2000. - 125 с.
54. Инновационная программа «
55. История воспитания и
56. История русского искусства Текст.: учебник. В 3 т. Т.1 / под ред. И.В. Рязанцева; НИИ теории и истории изобраз. искусств акад. художеств СССР. -М.: Изобразительное искусство, 1991. 508 с.
57. История советской архитектуры Текст. / под ред. Н.П. Былинкина. -М.: Госстройиздат, 1962. 346 с.
58. Карпова, Г.Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века Текст.: монография / Г.Ф. Карпова; Ростовский гос. пед. ун-т. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. пед. ун-та, 1994.-280 с.
59. Карпова, Г.Ф. Архитектурное образование
в России Текст.: учебное пособие
/ Г.Ф. Карпова, JI.A. Кольстет; Ростовская
гос. академия архитектуры и
Информация о работе История архитектурного образования в России