Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат
Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.
возможно только в процессе профессионального обучения, в совместной работе ученика и мастера
В середине XIX в все больше внимания уделяется технической подготовке будущих архитекторов, что приводило к увеличению числа инженерных дисциплин и повышению требований к образовательному уровню абитуриентов По Уставу 1896 г из отделения вспомогательных наук УЖВЗ было выделено общеобразовательное отделение Прием на это отделение осуществлялся по результатам вступительных экзаменов по рисованию и общеобразовательным предметам Учащиеся, окончившие общеобразовательное отделение переводились в первый класс художественного отделения. Общеобразовательное отделение для учащихся от 12 до 20 лет явилось первым опытом довузовской подготовки в Москве
Идея допрофессиональной подготовки в XIX в получила также развитие в виде начального профессионального художественного образования в сети средних художественных школ, частных студий, курсов, архитектурно-художественных училищ Хотя эти учебные заведения ориентировались на получении среднего художественного образования и просвещении широких слоев населения, тем не менее, их следует включить в систему учебных заведений, предваряющих подготовку к получению высшего архитектурного образования в Академии художеств Учебная работа велась по самостоятельным программам и сочеталась с творческими и иногда практическими заказами
Творческие подходы и предшествующий опыт архитектурно-художественных училищ определили новые организационные формы допрофессиональной подготовки в XX в. Особенностью данного периода является создание разнообразных форм допрофессиональной архитектурно-художественной подготовки Стремление создать систему непрерывного художественного воспитания и образования привело к появлению детских художественных школ, студий при домах пионеров, клубах и музеях Выпускники художественных школ имели хорошую графическую подготовку Однако вся эта сеть учреждений была немногочисленной и оставляла значительную часть школьников, неохваченными средствами индивидуального развития В средней школе время обязательного обучения отводилось больше на общеобразовательные предметы Изобразительное творчество в школе считалось второстепенным предметом
В XX в появляются два основных направления допрофессиональной подготовки довузовская архитектурно-художественная подготовка и довузовское архитектурно-художественное образование Довузовская архитектурно-художественная подготовка состояла преимущественно из внутривузовских структур рабфака, подготовительных курсов, подготовительных отделений и основной своей целью имела подготовку абитуриентов к вступительным экзаменам в вуз Традиционной формой испытания абитуриентов при поступлении в архитектурный вуз был академи-
ческий рисунок, что согласовывалось с представлением о классической школе обучения архитектуре
Ко второму направлению довузовской подготовки относится довузовское архитектурно-художественное образование, которое не было нацелено только на поступление в вуз и которое сосредотачивается на развитие личности средствами архитектуры и дизайна (архитектурно-художественные студии, профильные классы общеобразовательных школ при архитектурных вузах). Появление второго направления было связано с тем, что рекламно-информационная система профориентационной работы и существующие структуры довузовской подготовки и ко второй половине XX в оказались недостаточными. Все более стал ощутим кризис в системе пополнения архитектурных вузов подготовленными абитуриентами, что было связано с потерей престижа архитектуры в обществе, с заменой архитектурной деятельности на инженерную Академический рисунок как форма испытания абитуриентов выявлял только репродуктивные способности воспроизведения существующих предметных форм и не соответствовал современной модели подготовки абитуриента архитектурного вуза На новом этапе потребовался научный подход к переосмыслению архитектурного образования и довузовской подготовки Теоретиками и практиками архитектурного образования к этому времени было доказано, что для архитектора важна другая психологическая характеристика профессионального сознания — пространственное мышление и пространственное воображение При формировании у учащихся этих качеств акцент переносится с академического рисунка на изучение пропедевтических заданий из области объемно-пространственной композиции
Для овладения архитектурной деятельностью были выделены общие и специальные свойства личности учащегося, которые необходимо развивать на этапе довузовского архитектурно-художественного образования специальные (пространственное мышление, зрительная память, способность к конструированию и воплощению своих идей в материализованной форме — макете, комбинаторные способности), общие (развитие творческого воображения и фантазии, обобщающие умственные действия - способность к анализу и синтезу различных признаков объектов и явлений, развитие образно-логического мышления, целенаправленность действий, умение довести работу до конца, воспитание способности к самореализации и саморазвитию) Достижение поставленных целей и задач осуществляется благодаря поэтапному формированию умственных действий, учитывая перспективные парадигмы образования - акмеологи-ческую и аутодидактическую Сотрудничество учителя и учеников строятся на демократической основе Педагог-архитектор выступает интегратором всех художественны дисциплин Именно содержание, будучи определенным образом организовано, запускает развитие и саморазвитие сущностных природных свойств личности учащегося Архитектура, ис-
торически являясь первоначальным творчеством человека по созданию пространства своего бытия, помогает человеку в процессе преобразовательной деятельности совершенствовать самого себя, становится творческой личностью, познать окружающий мир и найти свое место в нем
Относясь к системному классу образований, архитектура как междисциплинарная область интегрирует в себе несколько главных компонентов гуманитарные, социальные и физические науки, технологии и изобразительные искусства Архитектура рассматривается как основа в достижении гуманитарного качества образования, т к заключает в себе функциональные методы познания, необходимые во всякой деятельности Все это позволило в конце XX в решениями ЮНЕСКО и Международного союза архитекторов говорить о необходимости введения архитектуры в ряд общеобразовательных дисциплин средней школы, обеспечив качественную трансформацию системы общего образования. Таким образом, создается система непрерывного архитектурного образования, которая дает осведомленность в архитектуре как для будущих архитекторов, так и для пользователей зданий
Для выявления и развития способностей учащихся в области архитектуры появилась необходимость в системе непрерывного архитектурно-художественного воспитания и образования. В настоящее время можно выделить четыре уровня архитектурного образования дошкольное образование (детские сады), начальное школьное образование (начальные классы), неполное среднее школьное образование (средние классы), среднее школьное образование (старшие классы) Такие системы существуют при высших архитектурных школах, которые осуществляют методическое обеспечение учебного процесса всех структурных подразделений В качестве принципа построения отношений «школа-вуз» положены системные закономерности
Научно-теоретическое отношение к миру в индустриальную эпоху диктовало необходимость «преподавать искусства как науку» При этом знания формально-логического происхождения представляли собой сухие правила, определения, схемы, понятии, лишенные эмоциональной окраски и личностной значимости для учащихся, что приводило к утрате целостности мировосприятия и развития и, как правило, к угасанию творческих способностей учащегося
Реальный путь формирования целостного восприятия и мышления ребенка — включение художественно-образных методов познания в другие образовательные области, т к только искусство и художественно-образные методы опираются на синтез Работа студии ЭДАС и школы искусств СТАРТ в Москве строится на попытке решить разные образовательные задачи методами искусства, используя межпредметную интеграцию
К концу XX в все активнее заявляет о себе идея, что с искусством (архитектурой) может быть связана педагогика в целом, что оно дает мо-
дель преподавания всех дисциплин, новую педагогическую парадигму Главное в этой концепции не стереть границу между научно-теоретическими и художественными дисциплинами и «преподавать науку как искусство», а научится у искусства не отчужденному отношению ко всему в мире Необходимо изменить содержание и методы образования в целом и любой общеобразовательный предмет преподавать творчески как искусство
На рубеже II — III тысячелетия сложившаяся система непрерывного архитектурно-художественного воспитания и образования не является единственной моделью для всех архитектурных школ страны Она формируется благодаря различным региональным культурным традициям, с учетом международного опыта Акцент в архитектурном образовании переносится с формирования специалиста (исполнителя) для народного хозяйства на создание условий для развития творческой личности Центром внимания становятся не средства обучения, а саморазвивающаяся и тем самьм самообразовывающаяся личность, создающая социально значимые пространства и ответственно относящаяся к окружающему миру
По данным исследования, проведенного нами, можно констатировать, что российское архитектурное образования тесно связано с историческими этапами социально-экономического, социокультурного, политического и научно-технического развития общества В начале III тысячелетия эти процессы приобретают все более динамичный характер Позиции стран в мировом сообществе будут определяться уровнем национальной системы образования и интеллектуальным потенциалом страны
Осуществленный в данном разделе диссертации анализ позволяет заключить
1 В XX в диспропорции в
2 Региональные архитектурные
тектурных школ страны Москвы и Петербурга, имеют свои особенности интеграции художественно-композиционной и научно-технической подготовки, более доступны абитуриентам, отражают потребности и специфику региона, расширяют перечень сопутствующих архитектуре творческих дизайнерских и художественных профессий
3 Реформирование российского
4 Рассмотренные в данном
5 Современная система
6 Отечественная система
В заключении отмечается, что проведенное исследование, охватившее своими хронологическими рамками период от зарождения школ и педагогической мысли в Древней Руси до начала XXI в , не претендует на всеобъемлемость К числу перспективных направлений исследования можно отнести углубленное изучение опыта отдельных региональньрс архитектурных школ, анализ региональной системы довузовской подготовки, исследование проблемы совместимости исторического отечественного опыта непрерывного архитектурного образования и инновационных подходов к нему в современных условиях
Информация о работе История архитектурного образования в России