Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат
Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.
Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:
I. Монографии и учебные пособия 1 Кольетет, Л А Архитектурное образование в России [Текст] / ГФ Карпова, Л А Кольетет // Ростов-на-Дону ЮО РАО, РАИ, РГПУ, 2000 - 3,6 п л (авторский вклад 2 п л ) 2. Кольетет, Л А Архитектурное образование в России [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольетет // - Ростов-на-Дону ЮО РАО, РГААИ, УМО по образованию в области архитектуры Министерства образования и науки РФ, 2005 — 4 п л (авторский вклад 2,3 п л ) II. Статьи, опубликованные в рецензируемых журналах, состоящих в перечне ВАК РФ 3 Кольетет, Л А Традиции и современное состояние системы довузовского архитектурного образования [Текст] / Г Ф Карпова, Л.А Кольетет// Известия высших учебных заведений Северо-Кавказский регион Общественные науки №2 -Ростов-на-Дону 2001 -0,4пл (авторский вклад 0,3 п л ) 4. Кольетет, Л А Из истории архитектурного образования в России [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольетет // Научная мысль Кавказа Специальный выпуск. Ученые Ростовской государственной академии архитектуры и искусства - Международной научно-практической конференции «Архитектурно-художественное образование в России на рубеже веков» и Всемирному дню архитектуры - Ростов-на-Дону. 2001 — 0,4 п л (авторский вклад 0,25 п л) III. Тезисы докладов
5 Кольетет, Л А «Основы архитектуры
в школе» — резерв
6 Кольетет, Л А Архитектурно-
7 Кольетет, Л А Об интеграции
педагогики и архитектурно-
8 Кольетет, Л А Довузовская подготовка как элемент многоуровневого архитектурно-художественного образования РАИ [Текст] / Н А. Моргун, Л А Кольетет // Содержание и разнообразие форм со-
временного образовательного процесса в технических вузах Тезисы докл и выст научно-методической конференции вузов Северного Кавказа - Новочеркасск НГТУ, 1998 - 0,1 п л (авт вклад 0 08 п л )
9 Кольстет, Л А Интегративный
курс «Основы архитектуры» в
довузовской подготовке [Текст] / Л
А Кольстет // Региональная архитектурно-
10 Кольстет, Л А Развитие архитектурного
образования в России в период
петровских реформ XVIII в [Текст] / Г
Ф Карпова, Л А Кольстет // Проблемы
регионального развития
11 Кольстет, Л А Методологические
подходы в изобразительном
12 Кольстет, Л А Современная Российская архитектурно-художественная школа [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольстет // Архитектурно-художественное образование России на рубеже веков. Тезисы докл научно-практической конференции - Ростов-на-Дону РАИ, 2000 -0 1п л (авторский вклад 0 06 п л )
13 Кольстет, Л А Современные подходы в подготовке архитектурно-художественных кадров [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольстет // XXI в воспитание личности в свете гуманистической образовательной парадигмы Сборник материалов международного научного симпозиума - Сочи Международная академия гуманизации образования, РАО, 2000 - 0 2п л (авторский вклад 0 7 п л )
14 Кольстет, Л А Из истории
ростовской архитектурно-
15 Кольстет, Л.А Довузовская подготовка
в системе архитектурного
16 Кольстет, JIА Развитие ростовской архитектурной школы [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольстет // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона VIII годичное собрание Южного отделения РАО и XX региональные психолого-педагогические чтения Юга России - Ставрополь ЮО РАО, СГУ, 2001 - 0,2 п л (авторский вклад 0 15 п л )
17 Кольстет, Л А Региональная
педагогическая культура как
фактор формирования
18 Кольстет, Л А Историческая
динамика понятия «довузовская
подготовка» и ее содержание [Текст]
/ Г Ф Карпова, Л А Кольстет //
Архитектурно-художественное
19 Кольстет, Л А Интеграция специальных
и общеобразовательных
20 Кольстет, Л А Концепция анализа творческих работ учащихся в системе довузовской подготовки [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольстет // Архитектура, градостроительство, дизайн Материалы XIV научно-практической конференции - Ростов-на-Дону РААИ, 2002 - 0,2 п л (авторский вклад 0 15 п л )
21 Кольстет, Л А Личностно и профессионально развивающие аспекты архитектурного образования на довузовском этапе [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольстет// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона X годичное собрание Южного отделения РАО и XXII региональные психолого-педагогические чтения Юга России - Ростов-на-Дону. РГПУ, 2003 -0,1 пл (авт вклад 0 07 п л )
22 Кольстет, Л А Педагогическая мысль XIX в о допрофессиональном художественно развитии детей [Текст] / Г Ф Карпова, Л А Кольстет // Архитектура, градостроительство, дизайн Материалы XV научно-практической конференции - Ростов-на-Дону РААИ, 2003 - 0,2 п.л (авторский вклад 0 15 п л )
23 Кольстет, Л А Инновационные
процессы в архитектурно-
Уральский Международный факультет, 2003 - 0,4 пл (авторский вклад 0 3 п л )
24 Кольстет, JIА Историческая динамика
Российского архитектурного
Подписано в печать 21 09 2007 Формат 60*84 1/,6 Офсетная печать Физ печ л 1,0 Тираж 100 экз Заказ № 2-275
ИПО ПИ ЮФУ 344082, г Ростов-на-Дону, ул Большая Садовая, 33
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидат педагогических наук , Кольстет, Людмила Анатольевна, 2007 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XIX В. ВКЛЮЧИТЕЛЬНО.
1.1. Архитектурное ремесло и
Руси. (Х-XVII вв.).
1.2. Становление архитектурного образования в России (XVIII в.).
1.3. Архитектурное образование в России (XIX в.).
Выводы по I главе.
ГЛАВА 2. АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В
ПЕРИОД XX - НАЧАЛА XXI В.
2.1. Ведущие школы отечественного архитектурного образования.
2.2. Основные центры довузовского
архитектурно-художественного
2.3. Довузовская архитектурно-
Выводы по II главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "История архитектурного образования в России"
Актуальность исследования. Реформирование Российского образования предъявляет ряд новых требований к его содержанию. В контексте идей гуманизации и гуманитаризации возрастает роль и значение исторического знания, которое представляет собой социокультурное звено, неразрывно связывающее современное состояние образования с многовековым историческим опытом. Ю. Лотман отмечал: «История плохо предсказывает будущее, но хорошо объясняет настоящее». В наше время проблема изучения истории является приоритетной во всех областях научного знания, в т.ч. и в архитектурном образовании. Обращаясь к ней, ученые пытаются понять настоящее.
Данное исследование содержит материал системного историко-педагогического анализа этапов становления и оформления архитектурного образования в нашей стране в процессе развития архитектурно-педагогической мысли и истории образования. История архитектурного образования представлена как часть историко-педагогического знания и архитектурно-педагогической деятельности по научению архитектурному мастерству, начиная со времен Древней Руси X-XI вв., и до ведущих школ архитектурного образования в России на рубеже XX-XXI вв.
Современная стратегическая доктрина прогресса передовых стран базируется на концепции всемерного развития человеческого потенциала. По мере перехода от индустриального общества, развитие которого основано на преимущественном использовании человека как квалифицированной рабочей силы, к постиндустриальному обществу акцент в архитектурном образовании переносится на создание условий для культурного и интеллектуального развития творческой личности. Центром внимания становятся не средства обучения, а саморазвивающаяся личность.
Положение стран в современном мире все в большей степени определяется их интеллектуальным потенциалом. Сегодня соперничество архитектурных школ все более сдвигается в область соревнования национальных систем архитектурного образования. Как заметил Г.Уэльс: «История человечества превращается в гонку между образованием и катастрофой». Роль архитектурного образования непрерывно растет, становится предметом различных исследований: социологических, психологических, культурологических и др.
В педагогическом аспекте архитектурное образование представлено идеями и деятельностью различных авторов.
В аспекте исторического становления и развития архитектурных образовательных учреждений большой вклад внесли теоретики и практики архитектурного образования.
В XVIII в. - М.П. Аврамов, И. Адольский, В.И. Баженов, А.Н. Бакарев, И.И. Бецкой, Джакомо Бароцци да Виньола, князь Долгорукий, И.В. Еготов, П.М. Еропкин, Жан-Батист Валлен-Деламот, М.Г. Земцов, М.Ф. Казаков, П.Н. Кожин, И.К. Коробов, Ж.Б. Леблон, М.В. Ломоносов, А.К. Нартов, П. Никитин, И.С. Саблуков, Д.В.Ухтомский, И.И. Шувалов и др.
В XIX в. - Н.Н.Буяльский, П.С. Валуев, А.Г. Венецианов, Ф.А. Козен, К.А. Макаров, А.Д. Надежин, А.П. Сапожников, С.Г. Строганов, А.В. Ступин, Ф.Ф. Чуриков, барон Штиглиц и др.
В XX в. проблемам архитектурного образования посвящен ряд фундаментальных исследований по:
• теории и методике изучения архитектурного творчества и условиям развития мастерства архитекторов в ходе профессиональной учебной деятельности - Б.Г. Бархин, М.Г. Бархин, Ю.П. Волчок, М.Я. Гинсбург, А.Л. Дембич, И.В. Желтовский, К.В. Кудряшов, А.Э. Коротковский, А.П. Кудрявцев, И.Г. Лежава, С.А. Малахов, Н.Ф. Метленков, Н.А. Нечаев, И.С. Николаев, Е.С. Пронин, А.В. Степанов, Д.Л. Мелодинский, А.А. Тиц, С.О. Хан-Магомедов и др.;
• научным методам формирования мастерства архитекторов в процессе изучения архитектурной пропедевтики - Е.Д. Белоусов, В. Гропиус, А.В. Иконников, В.И. Иовлев, А.Э. Коротковский, В.Ф. Кринский, Н.А. Ладовский, И.В. Ламцов, В.И. Мальгин, Л.В. Марц, Д.Л. Мелодинский, А.А. Нестеренко,
A.С. Никольский, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов, А.В.Степанов, М.А. Туркус,
B.Р. Усов, С.О. Хан-Магомедов, О.В. Чернышов и др.;
• архитектурно-художественной подготовке на довузовском этапе в современных условиях - И.М. Абаева, О.А. Бармаш, З.В. Жилкина, В.И. Кирпичев, М.Т.Козлов, А.Э. Коротковский, Д.Л. Мелодинский, Н.Ф. Метленков, Е.Б. Новикова, А.В. Степанов, И.В. Топчий, Т.А. Ушакова, Н.П. Чуваргина и др.;
• аспектам становления и развития отдельных архитектурно-художественных учреждений - А.В. Бадяло, Б.Г. Бархин, Э. Белюгин, Р.Н. Блашкевич, Ф.И. Гринберг, Н.А. Дмитриева, Л.И. Иванова-Веэн, Н. Молева, А.И. Опочинская, С.О. Хан-Магомедов, Г.Черкасов и др.
Проблемы художественного образования, косвенно связанные с архитектурной подготовкой, представлены в трудах классиков отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической мысли:
• с точки зрения развития творческих сил и эстетического воспитания - Р. Бретон, А. Дистервег, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.;
• исследованиями в области художественно-творческой деятельности -А.В. Бакушинский, Бернес, П.П. Блонский, B.C. Воронков, Г.А. Гиппиус, Д. Дьюи, С.Ф. Жуйков, Е. Ильин, А.П. Сапожников, В. Рутман, Левенштейн, З.И. Калмыкова, Г. Кершенштейнер, Клапаред, X. Колоцца, Т.В. Кудрявцев, A.M. Матюшкин, М. Махмутов, Э. Мейман, В. Оконь, К. Риччи, С.Т.Шацкий, П.И. Швырков, Ф.И. Шмит и др.;
• в области психологии творчества - Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В. Вундт, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Ф. Гартвиг, В.В. Давыдов, Д.Д. Давыдов, Дике, И.Ф. Добрынин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, П.И.
Информация о работе История архитектурного образования в России