История архитектурного образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 23:14, автореферат

Краткое описание

Цель исследования разработать целостную историко-педагогичес-кую картину возникновения, становления и развития архитектурного образования в контексте культурно-образовательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая педагогика, история педагогики и образования.doc

— 367.50 Кб (Скачать файл)

Следующим этапом, поднявшим подготовку архитектурных кадров на новый уровень, следует считать создание во второй половине XVIII в первого высшего учебного заведения — Академии художеств в Санкт-Петербурге Систематическому профессиональному образованию и воспитанию специалистов придавалось большое государственное и общественное значение Выпускники Академии получали звание архитекторов-художников Архитектурные школы этого времени перестраиваются под стандарты франко-итальянского образования с преобладанием художественной линии в учебном процессе В этих условиях возрастает роль рисунка, живописи, скульптуры и черчения. Проникновение элементов европейской культуры несло и отрицательный опыт Академический метод обучения приводил к отрыву от живого опыта, ограничивал возможности творческой личности и приучал к мысли, что своим мастерством учащийся может только приблизиться к этим образцам, но не превзойти их При этом рисунок развивал лишь репродуктивное мышление В екатериненское и посте-катериненское время российское архитектурное образование перестраивается под стандарты прусского непрерывного академического образования с сильной научно-технической линией в подготовке

В начале XIX в было создано Министерство народного просвещения Реформирование образования идет под государственным контролем, т к развитие капитализма и переход его в стадию империализма поставил на повестку дня задачи массового обучения и профессиональной подготовки людей В этот период написаны отчеты о действии учебных программ, составе учебных дисциплин и успехах учащихся, приняты к публикации учебные пособия, развивается сеть учебных заведений и библиотек Но все мероприятия, предпринимаемые администрацией, касались не содержания, а только внешних форм обучения, планирования и отчетности

В образовании XIX в преобладает знаниевая модель, умение реализуется в независимых от архитектуры видах художеств рисунке, живописи и черчении В Х1Х-ХХ вв рисунок, живопись и черчение становятся критерием творческих способностей учащихся при поступлении в архитектурные учебные заведения. Даже профессионализм архитектора в целом оценивается по умению академически рисовать Подготовка архитекторов-педагогов рассматривается, прежде всего, как подготовка хороших рисовальщиков С этой целью в стране открываются специальные училища по подготовке учителей рисования в Москве - Строгановское училище, в Петербурге — Рисовальная школа на Бирже С XIX в курсы в системе до-профессионального образования - это курсы рисунка В XIX в знаниевое академическое образование окончательно утверждается в России

В диссертационном исследовании показано, что к концу XIX в ведущими центрами архитектурной подготовки в России становятся Москва и Санкт-Петербург

В Петербурге Академия художеств и в Москве Училище живописи, ваяния и зодчества, Строгановское художественно-промышленное училище рассматривали архитектуру как художественную деятельность, изучение инженерно-технических дисциплин было второстепенным

В Петербурге Институт гражданских инженеров готовил инженеров-архитекторов, обладающих глубокими знаниями в области технических наук, для удовлетворения потребностей всей архитектурно-строительной деятельности без разделения зодчества на «высокое» и утилитарное В Москве научно-техническое направление в обучении архитектурных кадров осуществлялось в системе строительных курсов и училищ (Императорское техническое училище)

Академическая строительная доктрина, главенствующая в странах Европы и России почти три столетия до конца XIX в , придерживалась принципов классической архитектуры на основе ордерных канонов Стиль классицизм, поддерживаемый Академией художеств, не соответствовал задачам расширения фабрично-заводского производства В стране не существовало специалистов в области промышленного и массового гражданского строительства, умеющих решать и архитектурно-художественные задачи Промышленному зодчеству требовался универсальный тип специалиста инженера-архитектора Таким образом, становление в России капиталистической формации привело к возникновению в архитектурном образовании нового направления — института гражданских инженеров Промышленная цивилизация воспитала технически грамотного исполнителя с репродуктивным типом мышления

Осуществленный в данном разделе диссертации анализ позволяет заключить

1 В Древней Руси (X—XVII вв ) моделью  для подготовки архитектурных  кадров послужила итальянская  система корпоративного цехово-

го обучения Знания передавались по наследству при совместной работе ученика и мастера в артельно-ремесленных объединениях С появлением чертежа здания в натуральную величину на строительной площадке потребовались другие знания и умения Начинают обучать первых чертежников в иконописных мастерских, а позднее в XVII в в государственных учреждениях

2 Европизация России в XVIII в приводит к появлению типового чертежа для массовых построек Это отражается на архитектурной образовательной практике в рамках двух школ — российской (ремесленно-трудовая) и европейской (знаниево-академическая), которые удачно сочетаются в школах-командах на основе регулярного учебного процесса при ведущих русских архитекторах

3 Академия художеств в Петербурге  во второй половине XVIII в реализовала  стандарты франко-итальянской модели  образования с преобладанием  рисунка, живописи, скульптуры и  черчения

4 В архитектурном образовании XIX в преобладает немецкая знаниево-академическая  модель, ориентированная на универсальный  тип специалиста инженера-архитектора  для промышленного зодчества  и массового гражданского строительства  На рубеже Х1Х-ХХ вв архитектурную подготовку ведут разнопрофильные учебные заведения художественно-композиционной и научно-технической направленности Во второй главе «Архитектурное образование в России в период

XX — начала XXI вв.» рассмотрены  ведущие школы отечественного  архитектурного образования в динамике их развития, архитектурно-педагогические воззрения на практику подготовки архитектурных кадров в быстро изменяющихся условиях XX в Показаны тенденции, способствующие формированию региональных архитектурных школ Исследованы основные центры довузовского архитектурно-художественного образования в системе непрерывного отечественного архитектурного образования конца XX в

Как показал анализ, на рубеже Х1Х-ХХ вв произошли глобальные изменения в художественном видении, влияющие на формообразовательную парадигму, которая приводит в частности к изменению системы архитектурного образования рисунок и живопись в обучении архитекторов оказались недостаточными для того, чтобы развивать чувство пространства Расширение учебных программ только за счет технических дисциплин способствовали появлению кризиса была потеряна связь между художественным решением формы сооружения и функционально-конструктивной логикой Потребовались радикальные изменения системы художественного воспитания архитектора с привлечением общественных, гуманитарных, естественных и технических наук

В этом направлении можно считать уникальным опыт Высших государственных художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСа) в

Москве, который перевернул устоявшиеся представления об архитектурном образовании Учащимся в 1920 г на Основном отделении ВХУТЕМАСа было впервые предложено отвлеченное композиционное упражнение, способствующее их объемно-пространственному мышлению и пространственному воображению В начале XX в пространство выдвигается в положение ведущей категории сознания и средства деятельности архитектора Логика пространственного фактора архитектуры была положена в основу программной стратегии обучения художественному творчеству в новых условиях и художественной пропедевтики как вводного этапа в образовании архитекторов

В архитектурном образовании внедряются методы развивающего обучения, повышается роль творческого начала. Акцент в изучении абстрактной композиции перемещается с конечного продукта композиции на процесс ее создания Новая педагогическая доктрина пришла на смену исчерпавшей свой потенциал академической школе и не была напрямую связана с проектированием и строительством конкретных сооружений

В советское время в социальном заказе на архитектурное проектирование и подготовку архитектурных кадров в вузе, как правило, не регламентировалась гармония материальной и идеальной сторон архитектурной модели, более того, был возможен противоречивый приоритет одной из них Отсюда негативные случаи издержек, связанные с диспропорцией в художественном, научном или техническом развитии будущих архитекторов, обучение начинает подчиняться сиеминутным, текущим требованиям В силу этих причин архитектура и содержание архитектурного образования все более теряло свое основное качество — художественность Замена архитектурной деятельности инженерной привела к потере престижа архитектуры в обществе, к снижению конкурса в архитектурные вузы

Материал диссертации позволяет убедиться, что следующий этап, изменивший подходы к архитектурной пропедевтике как целостной системе представлений о методах обучения архитектурной профессии в вузе на первой вводной решающей стадии начинает проявляться с средины 60-х гг в МАРХИ Таким образом, возобновляется курс архитектурной пропедевтики, начало которому было положено в 20-е гг. в ВХУТЕМАСе Характерной особенностью второй половины XX в в области развития науки и техники является широкое распространение идей системных исследований, общей теории систем При системном подходе основной акцент делается на анализе целостных интегративных свойств объекта, выявлении его различных связей и структур К системному классу образований относится и архитектура Перспективная модель архитектурного образования разрабатывается МАРХИ в 70-80-е гг Она соединяет в себе теоретические и практические направления на основе комплексного метода в ходе архитектурного проектирования как основной дисциплины Процесс обучения приобретает системный характер Синтез знаний

способствует взаимному обогащению отдельных теоретических и практических дисциплин, участвующих в творческом проектировании Именно эта тенденция к интеграции знаний в творческом процессе составляет сердцевину методики архитектурного проектирования, решает одну из важнейших проблем соотношение теории и практики в образовании К XXI в постепенно начинает преодолеваться и противостояние художественно-композиционной и научно-технической направленности в образовании на общей гуманитарной основе Весь комплекс дисциплин готовит специалиста-архитектора как профессионала, интеллигента и социально активную личность

На рубеже II и III тысячелетий более 40 разнопрофильных вузов России осуществляют подготовку архитекторов Региональные архитектурные вузы и факультеты, учитывая исторический опыт ведущих архитектурных школ страны, имеют свои особенности интеграции художественно-композиционной и научно-технической подготовки Они лучше отражают потребности и специфику региона, учитывают изменяющуюся экономическую обстановку и требования регионов, расширяют перечень творческих профессий, более доступны абитуриентам В этих условиях подготовка архитектора, создающего пространства, преобразующие жизнь человека и общества, ведется на основе интеграции многих специализаций, кроющихся в архитектуре Это и объемная архитектура, и создание ансамбля, и формирование ландшафта, и проектирование интерьера Современный архитектор универсален в своей подготовке, он является художником-дизайнером, инженером, ученым-исследователем, философом, психологом, педагогом, менеджером и экономистом

Поиск неповторимых образовательных моделей в архитектурных школах поддержан в 1996 г декларацией в «Хартии Международного Союза Архитекторов (МСА) - ЮНЕСКО об архитектурном образовании» «Разнообразие архитектурных школ есть культурное богатство мира» На рубеже XX-XXI вв основной проблемой в России становится переход традиционной системы непрерывного отечественного архитектурного образования на англо-американскую ступенчатую систему (бакалавриат — магистратура) В связи с этим, реформы архитектурного образования носят эволюционный и концептуальный характер в области комплексного проектирования и непрерывной системы образования (довузовской, вузовской и послевузовской) В целом прогресс в системе архитектурного образования осуществляется не столько на пути инноваций в научно-технической области, сколько в направлении гуманизации и гуманитаризации в сфере образования, принимая во внимание творческую индивидуальность конкретной личности

Мнение современной архитектурной общественности сходится в том, что отечественному архитектурному образованию необходимо максимально сохранить свои лидирующие позиции в методике и теории и

перестраиваться по-своему Диалог поколений способствует сохранению и передаче информации о вкладе, сделанном в 20-е гг' российской архитектурной школой в мировую историю и методику архитектурного образования. Прогрессивные идеи ВХУТЕМАСа изменили философию архитектурного образования и перевернули устоявшиеся представления о содержательном наполнении процесса обучения архитектуре

На современном этапе архитектурное образование расширяет область своего влияния на общество. Изменения затрагивают всю систему архитектурного образования, в том числе и довузовскую

Нами установлено, что историческая динамика понятия довузовская подготовка и ее содержание неразрывно связана с этапами становления архитектурного образования В разные исторические периоды понятие «довузовская подготовка» обозначало как период отсутствия высших учебных заведений, так и предварительную подготовку к получению высшего профессионального образования с появлением вузов Все эти значения объединялись общим понятием «профессиональная подготовка»

Данное понятие и соответствующее ему содержательное наполнение исторически менялись До XVIII в преобладало научение архитектурному мастерству в строительных артелях на основе подражания мастеру, позднее в иконописных мастерских под надзором художников-иконописцев Это была школа мастеров, где разновозрастных учащихся учили на личном примере без разделения на допрофессиональную и профессиональную подготовку

В XVIII в впервые были предприняты усилия по созданию допро-фессиональной архитектурно-художественной подготовки Этот процесс стал возможен с появлением в России архитектурных образовательных учреждений, функционирующих на основе регулярного педагогического процесса Единая методика обучения архитектурной деятельности пока еще отсутствовала, умение пока ценилось выше знаний В Воспитательном училище при Академии художеств в Петербурге создается своеобразная общеобразовательная школа с художественным уклоном В училище принимали мальчиков с пяти-шести лет Воспитательное училище можно рассматривать как первый исторический опыт допрофес-сиональной архитектурно-художественной подготовки, профессиональной ориентации, профессионального воспитания и отбора Обучение велось на примере классических античных образцов, в отрыве от непосредственной архитектурной деятельности с преобладанием рисунка и живописи, которые становится главным предметом, критерием мастерства В тоже время ведущими архитекторами-педагогами Москвы (Д В Ухтомскому, П Р Никитину, Б И Баженову, М Ф Казакову) и Петербурга (А Ф Кокоринову, А П Лосенко) удалось примерить традиции народного воспитания и классические новшества Было доказано, что сами образцы классического искусства не воспитывают профессионально Это

Информация о работе История архитектурного образования в России