Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа
Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский Государственный Педагогический Университет»
(ФГПОУ ВПО «ЧГПУ»)
Факультет коррекционной педагогики
Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик,
Выпускная квалификационная работа
Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом
Выполнила: студентка 543 группы Лобова Е.С. |
Научный руководитель: Лысова А.А. к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ |
Челябинск
2012
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….………………
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности
навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного
возраста с детским церебральным параличом………………………………………………………
3.2. Содержание коррекционно-
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В Проекте стандарта
общего образования детей с
Одной из распространенных
причин инвалидности являются детские
церебральные параличи (далее ДЦП),
возникающие как следствие
Объект исследования: формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности формирования навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с ДЦП
Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические
основы формирования навыков са
2) Осуществить
подбор диагностических
3) Выявить особенности
формирования навыков
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить
анализ результатов
Гипотеза исследования. Использование в коррекционной работе по формированию навыков самообслуживания у старших дошкольников с ДЦП подобранных нами игр, упражнений, стихов и рассказов позволит преодолеть имеющиеся трудности и особенности этих жизненно необходимых навыков у данной категории детей.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, изучение медицинских карт учащихся, наблюдение, беседа, констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, анализ и обобщение полученных результатов.
База исследования: Исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения, детского сада №181 г. Челябинска. В исследование принимали участие 6 детей, в возрасте 6-7 лет, страдающих детскими церебральными параличами разной степени выраженности.
Квалификационная работа состоит из 3 глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Философские и психологические исследования последних лет раскрывают такую закономерность деятельности, как единство двух ее сторон ее социальной сущности или проекции на «мир вещей» и «мир людей». Проекция на «мир вещей» - предметная деятельность (познавательная и практическая), которая обеспечивает ребенку усвоение знаний, умений и навыков в общении с взрослыми. В Педагогическом словаре знания определяются как совокупность сведений в какой – либо области, элементарное умение как действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Но действие при этом еще недостаточно отработано, выполняется медленно. Однако это действие может быть доведено до навыка. Навык – автоматизированное умение. Это действие, которое совершается быстро, легко, уверенно, по привычке, не задумываясь. Функционирует при отсутствии или минимальной затрате умственных, волевых усилий.
В словаре С.И. Ожегова самообслуживание определяется как процесс обслуживания себя собственными силами [31]. Очевидно, что формирование навыков самообслуживания у дошкольников является процессом постепенным, проходит в тесном общении со взрослым и проходит несколько ступеней: от знаний к умению и затем к навыку.
По определению известного физиолога и педагога Н.Н. Щелованова, режим дня в первые годы жизни ребенка определяет взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка во сне, кормлении, а также в деятельности. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию навыков самообслуживания: мыть руки, полоскать рот, пользоваться ложкой, одеваться и раздеваться и пр.[1]. Исходя из места и роли навыков самообслуживания в структуре человеческой деятельности, Е. В. Гурьянов определяет их как автоматизированные способы действий, которые вырабатываются в процессе упражнений [10]. С. Л. Рубинштейн также определяет навыки самообслуживания как автоматизированные компоненты сознательной деятельности, формирующиеся в процессе упражнений по формированию этих навыков [46]. В дополнение к данной точке зрения И.Б. Ительсона определяет навык как психическую подготовленность человека к сознательному выполнению определенных действий с максимальной точностью, скоростью, целесообразностью, которые были достигнуты благодаря устойчивому применению наиболее рациональных способов осуществления стандартизируемых компонентов этих действий [56]. С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр. От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользоваться ложкой, одеваться.
Самообслуживание является одним из видов трудового воспитания дошкольников. Всего различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К. Ушинский, А.C. Макаренко, В.A. Сухомлинский, Н.К. Крупская.
В.А. Сухомлинский писал, что труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мир, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека [17]. Мысли Ушинского о трудовом воспитании достаточно глубоки. Ушинский утверждает что, материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя духовная животворенная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья[52]. Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым [22]. Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым [28]. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, С.М. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие). По мнению Е.И. Радиной, в совместном труде взрослый может выступить как образец для подражания не только своими умениями, но и отношением к работе [41].
Самообслуживание, являясь одним из видов трудового воспитания, направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
При обычном варианте развития ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом. Помимо этого, обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, по ориентировке на образец [58,62].
У детей с особенностями развития формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью. Необходима целенаправленная работа по формированию этих навыков с учетом особенностей развития ребенка [26].
Под навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Итак, самообслуживание как процесс обслуживания себя собственными силами основывается на формировании у детей определенных знаний, на основе которых формируются умения, а при длительной тренировке и навык самообслуживания.
Большинство ученых подчеркивает, что своевременное формирование культурно-гигиенических умений, навыков самообслуживания и труда на этапе дошкольного детства явится залогом успешной социализации ребенка [35,50]. Самообслуживание – это обслуживание себя собственными силами. К навыкам самообслуживания относятся навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания, культурно-гигиенические навыки. Многие ученые отмечают, что формирование навыков социально-адаптивного поведения имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять свои первичные потребности (в пище, в защите организма, от какого – либо вредного воздействия), ребенку так или иначе приходится обследовать различные предметы и орудия. В результате ознакомительной деятельности у ребенка формируются образы как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ложкой) [62]. Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориентировочную реакцию, расширяется, и он начинает интересоваться (активно обследовать и действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд. В раннем возрасте через овладение практическими бытовыми действиями может развиваться и игровая деятельность. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным «кормить куклу».