Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый исправленный.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

 

Большее количество детей (4ч.) находятся на среднем уровне самостоятельности – трудятся охотно, но только под руководством педагога или с помощью более активных товарищей. В работе с ними необходимо совершенствовать их навыки, поощрять проявление самостоятельности, воспитывать уверенность в себе.

 

1. Результаты исследования сформированности навыка приёма пищи.

Большее количество детей в исследуемой группе (3 ч.) находятся на среднем уровне сформированности навыка приёма пищи. Самостоятельно пользуются ложкой, кружкой, салфеткой и т.д. Допускают ошибки или нуждаются в  напоминаниях взрослого.  Например: придя с прогулки, сразу садятся за стол, забывая помыть руки, и только после напоминания педагога отправляются в умывальную комнату; после еды не все дети пользуются салфеткой, требуются напоминания педагога. Один ребёнок находится на уровне выше среднего.  Ест аккуратно. Пользуется всеми столовыми приборами правильно, пользуется салфеткой после и во время еды. Но ни когда, без напоминания взрослого не моет руки перед едой. Один ребёнок находится на уровне ниже среднего. Различает предметы необходимые для приёма пищи. Малоинициативен. Может держать ложку в руке, но не хочет сам есть. Дома всегда кормят с ложечки. В группе кормит педагог. У него необходимо поощрять проявление самостоятельности, развивать мотивацию.

2. Результаты исследования сформированности навыков одевания и раздевания.

Большинство детей (4 ч.) находятся на среднем уровне сформированности навыков одевания и раздевания. Самостоятельно могут одеваться и раздеваться. Обуваются и разуваются самостоятельно. Застёгивают, расстёгивают крупные пуговицы, молнию, кнопки. Развешивают одежду. Но при этом иногда они допускают ошибки. Например: путают правый и левый ботинок; не правильно застёгивают пуговицы; только 2 ребёнка умеют завязывать шнурки; могут одеть майку или колготы на изнаночную сторону и не заметить, исправляют ошибку только после напоминания педагога; иногда забывают или не хотят убирать вещи в шкаф, требуется напоминание и помощь педагога. У этих детей нужно развивать внимательность к своему внешнему виду и к внешнему виду сверстников, учить замечать и исправлять ошибки самостоятельно.

Один ребёнок  находится на низком уровне сформированности навыков одевания и раздевания. Без помощи взрослого не может сам одеваться и раздеваться. Как и при формировании навыков приёма пищи, при формировании навыков одевания и раздевания необходимо поощрять проявление самостоятельности, развивать мотивацию.

 

3. Результаты исследования сформированности гигиенических навыков.

Большинство детей (3 ч.) находятся на среднем уровне сформированности гигиенических навыков. Самостоятельно могут умываться, причёсываться, пользоваться туалетом, носовым платком. Но при этом они допускают ошибки или нуждаются в напоминаниях взрослого. Например: моют руки забыв закатать рукава; забывают полоскать рот после еды; могут положить расчёску в чужой кармашек; не вытирают руки и лицо после умывания; чистят зубы без нанесения на щётку зубной пасты. Исправляют ошибки, в основном, после напоминания взрослых.

Один ребёнок  находится на уровне ниже среднего. Малоинициативен при выполнении гигиенических навыков.  Выполняет действия, но с большим количеством ошибок, практически все время при выполнении гигиенических навыков нуждается в помощи педагога. Например: умывается не следуя алгоритму; пользуется не всегда своим полотенцем; не умеет без помощи взрослого наносить зубную пасту на щётку, чистит зубы только под руководством взрослого, т.к. делает это не аккуратно; не умеет полоскать рот; при пользовании туалетом, иногда, требуется помощь взрослого. 

 

В целом, полученные результаты показали, что большинство детей (80%) продемонстрировали средний уровень сформированности навыков самообслуживания, один ребенок уровень ниже среднего (20%). 

Дима, 6 лет, находится на среднем уровне. Все действия по самообслуживанию выполняет самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми  приборами, самостоятельно одевается, умывается, пользуется туалетом, самостоятельно чистит зубы.  Забывает мыть руки перед едой и после прогулки, моет руки не закатывая рукава, часто путает левый и правый ботинок, может не правильно застегнуть пуговицы и не заметить ошибки.

Вика, 6 лет, находится  на среднем уровне. Все действия по самообслуживанию выполняет самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми приборами, самостоятельно одевается, умывается, причёсывается, пользуется туалетом.  Не умеет завязывать шнурки, забывает полоскать рот после еды.

Кристина, 7 лет, находится на среднем уровне. Все  действия по самообслуживанию выполняет  самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми приборами, самостоятельно одевается, умывается, чистит зубы, пользуется туалетом.  Нуждается в напоминаниях, когда нужно помыть руки, убирает свои вещи в шкаф только после напоминания.

Вова, 6 лет, находится  на среднем уровне. Все действия по самообслуживанию выполняет самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми  приборами, самостоятельно одевается, умывается, пользуется туалетом.  Иногда путает лицевую и  изнаночную стороны, ошибку замечает после указания на неё, не умеет завязывать шнурки.

На уровне ниже среднего находится 1 ребёнок, владеющий навыками самообслуживания, но не проявляющий инициативы, не доводящий начатое дело до конца. Саша, 6 лет, ест с помощью педагога, редко сам, чистит зуб под руководством педагога, не умеет полоскать рот, практически всегда нуждается в помощи педагога.  У него надо развивать интерес к деятельности, воспитывать самостоятельность, ответственность и желание трудиться на общую пользу, аккуратность, умение делать все хорошо и до конца.

Эксперимент показал, что средние уровни сформированности навыков   самообслуживания старших дошкольников с ДЦП обусловлены рядом причин. В основном это связано с особенностями двигательного и психического развития. Недостаточный уровень самостоятельности детей обусловлен также просчетами в воспитании и обучении. Нами были выделены следующие трудности и особенности в формировании навыков самообслуживания старших дошкольников с ДЦП:

1. Не достаточная мотивация. Дети не заинтересованы в выполнении навыка до конца.

2. Отсутствие  инициативы и интереса к навыкам  самообслуживания.

3. Не достаточная  самостоятельность при выполнении  навыков.

4. Не внимательность при выполнении того или иного навыка самообслуживания.

5. Не достаточная  сформированность тех или иных  навыков самообслуживания у детей  в исследуемой нами группе.

Это свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной коррекционной работы по развитию навыков самообслуживания дошкольников с детским церебральным параличом. Для этого необходимо разработать систему коррекционных занятий.

 

 

 

3.2 Коррекционно-педагогическая  работа по формированию навыков  самообслуживания у детей старшего  дошкольного возраста с ДЦП

Занятия по формированию навыков  самообслуживания должны носить игровой  характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления  и тем самым принципиально  отличаются от игры. Главная их особенность  состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

По результатам  диагностики нами было разработано  содержание коррекционно-педагогической работы. Коррекционная работа проводилась с детьми, которых мы диагностировали ранее. Контингент и диагностика описаны в параграфе 3.1. Коррекционно-педагогическую работу проводили воспитатели группы. Данное содержание осуществляется на 3 этапах. На 1 этапе формируются и закрепляются навыки самообслуживания, описанные в содержании. Проводятся игры и занятия в соответствии с составленным нами календарно-тематическим планированием. На реализацию 1 этапа отводится 2 месяца: ноябрь и декабрь. На 2 этапе, навыки сформированные на первом этапе усложняются, закрепляются. Проводятся игры и занятия в соответствии с составленным нами календарно-тематическим планированием. 2 этап реализуется в течении двух месяцев: январь, февраль. На 3 этапе, навыки сформированные на предыдущих двух этапах совершенствуются и закрепляются. Также на третьем этапе усложнение и закрепление навыков достигается при проведении игр и занятий составленных нами и занесённых в календарно-тематический план. На реализацию 3 этапа отводится 2 месяца: март, апрель. Также на каждом этапе мы подобрали стихи, потешки и рассказы, которые способствуют развитию интереса у детей к навыкам самообслуживания, способствуют развитию мотивации самостоятельного выполнения навыков. Мы считаем, что подобранные игры и занятия по развитию навыков самообслуживания в сочетании с использованием подобранной литературы будут способствовать развитию навыков самообслуживания и преодолению выявленных нами трудностям. Охарактеризуем подробно каждый из этапов.

1 ЭТАП.

Навык приёма пищи.

Привлечение внимания детей  к поведению во время еды. Надевание  при необходимости специальных  фартуков для еды. Удерживание ложки, чашки (в индивидуальных случаях  могут использоваться специальные  чашки с двумя ручками); брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.

Навык одевания и раздевания.

Привлечение внимания детей  к внешнему виду: смотреть на себя в  зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле и т. п.). Раздевание и одевание одежды в определенном порядке с помощью взрослого, по просьбе взрослого. Расстегивание застежек на «липучках», пуговицах с помощью взрослого и самостоятельно. Застегивание застежек на «липучках», пуговицах и застежек-молний с помощью взрослого.

Гигиенические навыки.

Подворачивание  рукавов одежды перед умыванием  с помощью взрослого, по образцу  и по словесной просьбе взрослого. Мытье лица, рук в определенной последовательности с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе  взрослого. Пользование предметами личной гигиены в процессе умывания (мыло, полотенце). Выбор полотенца по символу с помощью взрослого, по указательному жесту (идентификация символического изображения над полотенцем и на соответствующей карточке) и по словесной просьбе взрослого. Пользование развернутым полотенцем для вытирания после умывания. Открывание и закрывание кранов с помощью взрослого, по образцу и по словесной просьбе взрослого.

Открывание  и закрывание тюбика с зубной пастой с помощью взрослого, нанесение  зубной пасты на щетку с помощью взрослого и по словесной инструкции («нажми на тюбик, остановись, достаточно» и т. п.). Чистка зубов перед зеркалом с помощью взрослого. Полоскание рта после еды.

Пользование индивидуальной расческой, нахождение ее в по соответствующему символу (выбирается одинаковая для полотенца, зубной щетки, расчески картинка). Расчесывание волос перед зеркалом с помощью взрослого (совмещенные действия, по подражанию и по словесной просьбе взрослого).

Пользование индивидуальным носовым платком, разворачивание и  складывание его в карман одежды. Сморкание в развернутый платок, складывание его в кармашек с помощью взрослого, по словесной просьбе взрослого. Пользование специальными салфетками, носовыми платками при слюнотечении, вытирание рта с помощью взрослого, при напоминании взрослым и самостоятельно.

Своевременное пользование туалетом (по напоминанию  взрослого, при сопровождении в  туалет взрослым, по словесной рекомендации взрослого и самостоятельно по необходимости). Пользование туалетной бумагой, мытье рук после туалета при активной помощи взрослого.

Для их формирования нами были подобраны игры и упражнения, а также литературный материал, который  направлен на достижение поставленных целей.

Перечень  игр и занятий: Занятие «Убери со стола»,  Игра «Кукла заболела», Игра «Оденем кукол»,  Игра «Обед у кукол»,  Занятие «Вымой руки»,  Занятие «Фонтанчики»,  Занятие «Оденемся на прогулку»,  Игра «Водичка, водичка!».

Конспекты всех игр и занятий описаны в  приложении 2.

Литературный  материал, используемый в процессе формирования навыков самообслуживания на 1 этапе (Приложение 1):

 «Баю-баю,  баю-баю...», «У Аленки в гостях», «Кисонька-Мурысенька» (рус), «Водичка-водичка», «Наша Маша»; Я. Аким «Мама»; Н. Артюхова «Ручеек»; A. Барто «Мишка», «Машенька»; B. Берестов «Больная кукла»; Е. Благинина «С добрым утром», «Мы пускаем пузыри»; П. Воронько «Спать пора»; C. Капутикян «Хлюп-хлюп», «Маша обедает»; О. Кригер «На прогулку»; Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла...»; И. Муравейка «Я сама»; Н. Найденова «Наши полотенца»; М. Пожарова «Толя и медвежонок»; Н. Саконская «Где мой пальчик?»; Л. Толстой «Была у Насти кукла», «Пошла Катя поутру» и др.

Подобранные потешки, стихи и рассказы используются при  выполнении того или иного навыка самообслуживания. Например, помогая ребёнку умываться проговаривать стихотворение «Хлюп-хлюп». Или перед тем как пригласить детей за стол, прочитать стихотворение «Маша обедает», и обсудить, за что каждому мама подала обед. Педагог посредством стихотворения объясняет детям, что трудолюбие поощряется.

 

2 ЭТАП

Навык приёма пищи.

Привлечение внимания детей к поведению во время еды. Надевание при необходимости специальных фартуков дня еды. Держание ложки, вилки индивидуально, чашки; брать в ложку, на вилку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи.

Навык одевания и раздевания.

Привлечение внимания детей к внешнему виду: смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную  на стуле и т. д.), исправлять непорядок  в одежде по словесной просьбе  взрослого и самостоятельно. Раздевание и одевание одежды в определенном порядке с частичной помощью взрослого: по просьбе взрослого и самостоятельно. Расстегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, расшнуровывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно. Застегивание застежек на «липучках», пуговицах, молниях, зашнуровывание и завязывание шнурков с частичной помощью взрослого и самостоятельно. Раздевание и одевание одежды в определенной последовательности с ориентировкой на словесную инструкцию взрослого, по последовательным картинкам и пиктограммам.

Информация о работе Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом