Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67

Вложенные файлы: 1 файл

итоговый исправленный.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

Один ребёнок  находится на высоком уровне  сформированности гигиенических навыков. Самостоятельно и качественно выполняет  все гигиенические навыки. Не нуждается  в напоминаниях взрослого.

Один ребёнок  находится на среднем уровне. Научился полоскать рот, пользуется своим полотенцем. По прежнему чистит зубы под руководством взрослого, но гораздо аккуратнее, чем до проведения коррекционно-педагогической работы. Постепенно усваивает гигиенические навыки самообслуживания, но при этом допускает ошибки или нуждается в напоминаниях взрослого. Например, умывается под руководством педагога. Педагог вслух проговаривает каждое действие, а ребёнок выполняет.

 

Дима, 6 лет, находится  на уровне выше среднего. Все действия по самообслуживанию также выполняет самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми приборами, самостоятельно одевается, умывается, чистит зубы, пользуется туалетом, стал внимательнее к своему внешнему виду и обращает внимание на ошибки во внешнем виде сверстников.  Всё ещё нуждается в напоминаниях мыть руки, но реже.

Вика, 6 лет, находится  на уровне выше среднего. Все действия по самообслуживанию выполняет самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми  приборами, умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, самостоятельно одевается, сама завязывает шнурки, редко допускает ошибки, умывается, причёсывается, пользуется туалетом. Научилась завязывать шнурки.

Кристина, 7 лет, находится на уровне выше среднего. Все действия по самообслуживанию выполняет самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми приборами, самостоятельно одевается, умывается, чистит зубы, пользуется туалетом. Гораздо реже нуждается в напоминаниях и помощи со стороны взрослых.

Саша, 6 лет, находится  на среднем уровне. Ест самостоятельно, иногда нуждается в помощи педагога. Одевается, по-прежнему, с помощью педагога, может самостоятельно надеть кофту, застегнуть молнию, самостоятельно может надеть сандалии, но путает левый и правый. Умывается под руководством педагога. Научился полоскать рот.

Вова, 6 лет, находится  на уровне выше среднего. Все действия по самообслуживанию выполняет самостоятельно: ест аккуратно, пользуется столовыми  приборами, самостоятельно одевается, научился завязывать шнурки, умывается, чистит зубы, поласкает рот после еды, пользуется туалетом.  Реже нуждается в указаниях на ошибки, замечает и устраняет их сам.

На всех детей  коррекционная работа повлияла положительно. Кто-то стал более внимательным к  своему внешнему виду, у всех детей  навыки самообслуживания стали более автоматизированы.

Таким образом, реализация разработанного нами содержания коррекционной работы дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей помочь им в формировании жизненно необходимых навыков на уровне самостоятельного использования, что очень важноь для данной категории детей.

Итак, выдвинутая в начале исследования гипотеза о  том, что использование в коррекционной работе по формированию навыков самообслуживания старших дошкольников с ДЦП подобранных нами игр, упражнений, стихов и рассказов позволит преодолеть имеюшихся трудностей и особенностей этих жизненно необходимых навыков у данной категории детей, доказана.

Выводы  по 3 главе.

Использование методики исследования в соответствии с критериями и уровнями позволил нам выделить особенности и трудности в формировании навыков самообслуживания у старших дошкольников с ДЦП. Это, в свою очередь, помогло нам подобрать игры, упражнения, стихи и рассказы, использование которых в коррекционной работе позволило преодолеть данные трудности.

Осуществленный  нами контрольный эксперимент доказал, что как по каждому ребенку в отдельности, так и по группе участников эксперимента имелись положительные результаты, которые отразились в том, что качество выполняемых действий улучшилось, самостоятельность и самоконтроль повысились.

Таким образом, проведенная работа дала возможность, опираясь на индивидуальные особенности  детей помочь им в формировании навыков  самообслуживания.

 

Заключение

При решении 1 задачи исследования мы осуществили анализ точек зрения ученых на понятия «знания, умения, навыки» в аспекте самообслуживания детей. Самообслуживание мы понимаем как процесс обслуживания себя собственными силами, который основывается на формировании у детей определенных знаний, на основе которых формируются умения, а при длительной тренировке и навык самообслуживания. Навыки самообслуживания развиваются у ребенка постепенно в процессе его взаимодействия со взрослыми. Есть определенные временные сроки формирования гигиенических процедур и умений обслуживать себя, которые необходимо учитывать при работе с детьми, имеющими детский церебральный паралич, для которых свойственны специфические особенности формирования навыков самообслуживания, выражающиеся в несформированности мотивации,  целом ряде нарушений общей моторики и функциональных движений кисти и пальцев рук, трудностях познавательной деятельности, речевого и психического развития.

При решении 2 задачи исследования мы осуществили подбор методики исследования с выделением критерия и уровней сформированности умений детей по каждому показателю.  В результате констатирующего эксперимента мы выявили уровень сформированности навыков самообслуживания по каждому показателю, по каждому ребенку и группе в целом. Это позволило нам выделить те наиболее общие трудности в формировании навыков самообслуживания, что было предусмотрено 3 задачей нашего исследования.

При решении 4 задачи исследования мы разработали содержание коррекционно-педагогической работы с использованием упражнений, заданий, стихов и рассказов, которые позволили в игровой форме закрепить навыки самообслуживания.

Для решения 5 задачи мы осуществили контрольный эксперимент  при использовании той же методики и тех же участников эксперимента. Полученные результаты позволяют говорить о том, что реализация содержания коррекционной работы позволило получить положительные результаты по всем показателям исследования.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что использование в  коррекционной работе по формированию навыков самообслуживания старших дошкольников с ДЦП подобранных нами игр, упражнений, стихов и рассказов позволит преодолеть имеющиеся трудности и особенности этих жизненно необходимых навыков у данной категории детей, доказана. Цель исследования достигнута, задачи решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аванесова, В.Н. Воспитание детей раннего возраста. [Текст] / В.Н. Аванесова // Обучение самых маленьких в детском саду. – 1968. – № 1. – С. 16

2. Ануфриева, А. Игры и занятия для малышей [Текст] / А. Ануфриева, О. Митюкова. — М. : Педагогика, 1966.

3. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина — М. : Просвещение, 1988. - 328 с.

4. Богина, Т. Л. Режим дня в детском саду [Текст] / Т. Л. Богина, Н. Т. Терехова. — М. : Просвещение, 1987.

5. Буре, Р. С. Учите детей трудиться [Текст] / Р. С. Буре, Г. Н. Година. — М., 1983.

6. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате [Текст] / сост. В. Ф. Мачихина;  под общ. ред. В. П. Провоторова – М. : Просвещение, 1978. –– 125 с.

7. Воспитание дошкольника в труде [Текст] / под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1983.

8. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет [Текст] / сост. В. И. Теленчи; под общ. ред. Е. М. Белостоцкая. — М. : Просвещение, 1991.

9. Голицина, Н. С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / Н. С. Голицина. — М. : Скрипторий, 2007.

10.  Гурьянов, Е. В. Навык и действие [Текст] / Е. В. Гурьянов — М., 1945.

11. Данилова, Л. А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л. А. Данилова. — Ленинград : Медицина, Ленинградское отделение, 1977. — 95 с.

12. Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев. — М. : Просвещение, 1969.

13. Зак, Г. Г. Социально – реабилитационная помощь семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. Г. Зак // Дефектология. – 2004. – № 1. – С. 11–13.

14. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] / В. А. Зебзеева. – М. : Сфера, 2007

15. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии [Текст] / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. – М. : Полиграф сервис, 2002. – 128 с.

16.  Ипполитова, М. В. Воспитание детей с церебральным параличом в семье [Текст] / М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1993. – 52 с.

17. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст] / Сост. О. В. Сухомлинская; под общ. ред. В. А. Сухомлинского  — М. : Педагогика 1990. — 288 с.

18. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах [Текст] / Э. С. Калижнюк — М., 1990. – 269 с.

19. Кириченко, Е. И., Калижнюк, Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмах патологического формирования личности при детских церебральных параличах [Текст] // Журнал невропатологии и психиатрии. – 2010. – № 9. – С. 1390-1394.

20. Козявкин, В. И.  Детские церебральные параличи [Текст] / В. И. Козявкин, Л. Ф. Шестопалова, В. С. Подкорытов. — М. : Просвещение, 1999.

21. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – М. : Просвещение, 2005.

22. Константинов, Н. А. История педагогики [Текст] /  Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. – М. : Просвещение, 1982.

23. Краснопольский, Э. К вопросу о развитии трудовых навыков у детей дошкольного возраста [Текст] // Вестник просвещения. – 1925. – №10 – С. 31-38

24. Левченко, И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации [Текст] / И. Ю. Левченко — М., 1989.

25. Левченко, И. Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации [Текст] / И. Ю. Левченко. — М., 1989.

26. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М. : Академия, 2001. — 192 с.

27. Ленок, Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры [Текст] / Я. Я. Ленок // Дефектология. — 1996. — №5. — С. 81-83.

28. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] / Т. А. Маркова. — М., 1991.

29. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст [Текст] / Е. М. Мастюкова. — М., 1991.

30. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения [Текст] / А. И. Мещеряков. – М., Педагогика, 1974.

31. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азъ, 1992. С. – 604.

32. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Просвещение, 2002. – 336с.

33. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / под ред. Т. В. Власовой. — М., 1985

34. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом [Текст] / под ред. М. Н. Ипполитовой. — М., 1989.

35. Паунова, С. Гигиенические навыки с малых лет [Текст] / С. Паунова // Дошкольное воспитание. – 1993. – №11. – С. 67-69.

36. Педагогика [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. — М., 2002.

37. Пикулева, Н. В. Слово на ладошке [Текст] / Н. В. Пикулева – М., 1994.

38. Помощь детям с церебральным параличом [Текст] / пер. с нем. Хольц Ренате. — М. : Теревинф, 2007.

39. Пороцкая, Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы [Текст] / Т. И. Пороцкая – М. : Просвещение, 1984. — 176 с.

40. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст] / сост. А. А. Алексеев; под общ. ред. А. И. Щербакова. — М. : Просвещение, 1987. — 255 с.

41. Приемы обучения. Вопросы обучения в детском саду [Текст] / сост. Е. И. Радина; под общ. ред. А. П. Усовой. – М., 1955.

42. Психология детей [Текст] / под ред. И. М. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой. — 2-е изд. — М. : Советский спорт, 2006. — 448 с.

43. Психологические  проблемы коррекционной работы  во вспомогательной школе [Текст] / под ред. Ж. И. Шиф, В. Г.  Петровой, Т. Н. Головиной. —   М. : Педагогика, 1980.

44. Ребенок с церебральным параличом: помощь, уход, развитие [Текст] / Н. Р. Финни; под ред. Е. В. Клочковой, пер. с англ. Ю. В. Липес, А. В. Снеговской. — М. : Теревинф, 2009. — 333 с.

45. Роль игры в воспитании детей [Текст] / под ред. А. В. Запорожца. – М. : Просвещение, 1976.

46. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000 — 712 с.

47. Семёнов, И. В. Вопросы этиопатогенеза детского церебрального паралича [Текст] / И. В. Семёнов. — М. : Наука, 2000. — 555 с.

48. Семенова, К. А. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом [Текст] / К. А. Семёнова, Н. М. Махмудов. — Ташкент, 1979.

Информация о работе Коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом