Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:04, дипломная работа
Цель исследования – выявить трудности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП и разработать содержание коррекционной работы по их преодолению.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников;
2) Осуществить подбор диагностических методик для исследования сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
3) Выявить особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
4) Осуществить подбор игр, упражнений, стихов, рассказов, направленных на формирование навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
5) Осуществить анализ результатов коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с ДЦП;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..………….……………………………….…..6
Проблема формирования самообслуживания у детей дошкольного возраста в научной литературе………………………………………………….6
Закономерности формирования навыков самообслуживания у детей в
период дошкольного детства…………………………………………..………10
Выводы по 1 главе………………………………………………………………18
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ……………………………………………..19
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с детским церебральным параличом ………………………………………………...…..19
2.2. Своеобразие и подходы к формированию навыков самообслуживания у детей с детским церебральным параличом ......….……….…...……………….25
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..30
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ ……………………………....31
3.1. Диагностика сформированности навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом……………………………………………………………….……...31
3.2. Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания у детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом ……………………………………………42
3.3. Анализ результатов коррекционно-педагогической работы …………….52
Выводы по 3 главе………………………………………………………………57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ….……………………………………………………60
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………67
Г. А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина представили последовательность и качество формирования навыков умывания, приема пищи, одевания и раздевания у детей 2-7 лет, которые отражены в таблице 1 [54].
Таблица 1
Сформированность навыков самообслуживания у детей 2-7 лет
Возраст |
Умывание |
Прием пищи |
Одевание и раздевание |
2-3 года
3-5 лет
5-7 лет |
Самостоятельно
или с небольшой помощью взросл
Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, вытираются полотенцем, вешают его на вешалку. Моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом.
Сформирована привычка быстро, и тщательно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем.
|
Пользуются ложкой, тщательно пережевывают пищу, пользуются салфеткой. Не выходят из-за стола, не окончив прием пищи, не мешают другим во время еды.
Совершенствуется навык аккуратной еды, пережевывают пищу с закрытым ртом. Правильно пользуются вилкой, ложкой, не всегда ножом едят аккуратно.
Закрепляются навыки аккуратного поведения за столом, сохраняют правильную осанку во время приема пищи. Правильно пользуются столовыми приборами, пользуются салфеткой. Появляются навыки правильного пользования ножем Благодарят взрослых.
|
Могут одеваться и раздеваться в необходимом порядке при небольшой помощи взрослого. Снимают одежду, обувь. Расстегивают пуговицы спереди, развязывают шнурки ботинок. Правильно надевают одежду обувь. Застегивают пуговицы спереди. С помощью взрослого замечают неопрятности в одежде. Дети совершенствуют умения самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду с помощью взрослого. Развивается стремление быть всегда аккуратным, опрятным, следить за собой, своим внешним видом. У детей закрепляется умение самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно складывать одежду, ухаживать за ней. Они замечают и самостоятельно исправляют непорядок в своем внешнем виде, могут говорить об этом другим детям. Формируется потребность следить за своим внешним видом, за чистотой одежды. |
Проанализировав таблицу, мы
Все ученые отмечают, что данные умения складываются при взаимодействии ребенка и взрослого. На первом этапе обучения действиям по самообслуживанию взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками, например, кормление [62]. Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Каждая операция должна сопровождаться объяснением. Со временем взрослому уже не нужно будет выполнять все действия совместно с ребенком. Ребенок начинает выполнять действие сам, а взрослый в нужный момент направляет его, оказывает ему помощь. Помощь взрослого так же нужна по окончании выполнения действия при контроле результата его выполнения. Иначе говоря, взрослый вместе с ребенком проверяет, правильно ли выполнено действие, например, чисто ли вымыты руки. В итоге ребенок научается выполнять все действия самостоятельно [53].
Обучение детей навыкам туалета не представляет особого труда, если внимательно следить за биологическими часами ребенка. Можно приучить ребенка совершать данное действие в определенное время, учитывая особенности его организма и высаживая его на горшок в одно и то же время. Необходимо приучить ребенка к потребности в данном навыке, чтобы чистота и опрятность стали для него привычкой. Но бывает и такое, что в силу каких – либо причин родители не приучили ребенка к туалету, тогда этим занимаются в дошкольном учреждении, и, как привило, ребенок быстро научается пользоваться им, так как в этом деле необходима систематичность и своевременность. К двум годам ребенок способен овладеть данным навыком. Если ребенок в более старшем возрасте не испытывает потребности в опрятности и чистоте, то он будет чувствовать к себе негативное отношение со стороны тех детей, для которых это элементарно [8,35]. По данным исследования Э.К. Краснопольского около 77% детей к 3 годам овладевают данным навыком самообслуживания, остальные дети (23,2%) имеют в этой области какие-либо проблемы [23].
Согласно данным Э.К. Краснопольского, наиболее быстро навыки одевания и раздевания развиваются у детей в 5-6 лет. В этом возрасте дети уже умеют надевать и снимать брюки, рубашку, пальто, рукавицы и др. Они могут застегивать, пуговицы, крючки, кнопки, надевать обувь [23]. Если ребенок ещё не умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, то процесс обучения должен происходить в медленном темпе. Если взрослый, одевая ребенка, спешит, то процесс одевания превращается для него в набор хаотичных движении, не понятных для ребенка. Необходимо уделить особое внимание формированию данного навыка, так как он появляется у ребенка одним из первых уже в 2 – 3 года, в то время как у него закладываются предпосылки к самостоятельности.
В процессе формирования данного навыка самообслуживания у детей очень важно не упустить момент проявления самостоятельности и активности, подчеркивает Л.И. Солнцева. Сначала ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается в нужную сторону и т.п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию [51]. Как показала практика, детям легче научиться одеваться, чем раздеваться. В процессе одевания, как показал А.И. Мещеряков, можно использовать так называемое разделительное действие: часть процесса по одеванию выполняется взрослым, а часть ребенком. При этом доля взрослого постепенно уменьшается [30]. Поскольку в процессе обучения ребенка навыкам одевания постепенно увеличивается доля его самостоятельности, то ребенку можно оказывать косвенную помощь. Например, если у ребенка еще не закончено формирование ориентировки в схеме тела, то мы ему помогаем определить, какой ноге ботинок соответствует, а одевает его ребенок сам [62].
Г. А. Урунтаева и Ю.А.
В 5-6 лет у детей развивается стремление выполнять поручения старательно, аккуратно, участвовать в труде вместе с взрослым, быть полезным окружающим и получать результат. Они могут поддерживать порядок постоянно и своевременно. У детей проявляется желание трудиться для общей пользы. Обязанности они выполняются самостоятельно. Формирование у ребенка потребности участвовать в посильном для него труде способствует воспитанию у них интереса к трудовой деятельности взрослых. Формируя элементарные представления о труде, нужно обратить внимание на добросовестное отношение взрослых к работе. В процессе наблюдения следует привлечь внимание детей к трудовым операциям, совершаемым взрослым, рассмотреть с ними материалы и оборудование, которые используются в работе. Нужно обязательно подчеркнуть результат труд. Так у ребенка складывается представление о том, что в основе каждого трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. На основе таких конкретных впечатлений у ребенка начинает складываться представление о трудовой деятельности человека, воспитывается положительное отношение к труду, в том числе к домашнему, желание принимать в нем посильное участие.
В 6-7 лет развивается умение планировать и контролировать совместную и индивидуальную деятельность. В этом возрасте у детей складывается культура труда, привычка к порядку и чистоте. У них проявляются трудолюбие, желание трудиться для общей пользы, чувство удовлетворения от красиво и правильно выполненной работы [53]. Дети выполняют обязанности по самообслуживанию и домоводству самостоятельно, с интересом. Говоря о труде по самообслуживанию, В.С. Селиванов отмечал, что содержательнее становятся сами действия. Получив удовлетворение от результата, ребенок будет постоянно испытывать потребность в этом. Но вместе с тем он обнаруживает и то, что для того, чтобы получить такой результат, который бы удовлетворял его, необходимо приложить усилия и затратить труд. Систематическое приложение усилий требует развития и укрепления воли. Тем самым в сознании и поведении ребенка укрепится стремление к преодолению препятствия в виде понуждения собственного «я» к улучшению среды и самого себя, и получить от этого удовольствие [32].
Овладение перечисленными навыками самообслуживания необходимо не только с личностной, гигиенической, но и с эстетической позиции. Своевременное формирование навыков одевания и раздевания у ребенка способствует формированию таких качеств как самостоятельность, аккуратность, развивает умение следить за собой, позволяет самостоятельно исправлять недочеты во внешнем виде[5].
Таким
образом, мы можем говорить
о том, что навыки
Выводы по I главе
Анализ точек зрения ученых на понятие «самообслуживание» позволяет определить самообслуживание как процесс обслуживания себя собственными силами, который основывается на формировании у детей определенных знаний, на основе которых формируются умения, а при длительной тренировке и навык самообслуживания. В осуществлении последовательности этих действий велика роль взрослого человека, в общении и под руководством с которым и происходит формирование таких навыков самообслуживания как навыки приема пищи, навыки одевания и раздевания, культурно-гигиенические навыки.
Навыки самообслуживания
развиваются у ребенка
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЦП.
2.1. Клинико-психолого-
Детский церебральный паралич (далее ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны) [3].
ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов [47]. При этом наиболее тяжело страдают «молодые» отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции [47].