Коррекция девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения..……………..…....6-17
1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34
1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65
2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70

Заключение………………………………………………………………........71-73
Список литературы……………………………………………….…….....

Вложенные файлы: 1 файл

Девиант поведения.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности. Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст  является одним из значимых периодов в жизни любого человека, так как именно в это время происходит формирование важных и основных черт характера: честности, доброты, уважения, порядочности, искренности, умения откликнуться на чужую беду и т.д.

Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.

Мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека. Такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.

Причинами отклонений в девиантном поведении подростков являются невозможность получения желаемого образования, жить в достатке, социальное расслоение, отвержение базовых ценностей.

Нами выявлены виды отклоняющегося поведения:

- агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления).

-  делинквентное поведение, поведение угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности  являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр.

Исследователи и педагоги-практики установили, что корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Для этого педагог должен уметь выявлять сущность происходящих общественных процессов, знать норму и патологию поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.

Выбор коррекционных мероприятий не произволен, а обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-педагогической интерпретации. Поэтому определенное время в деятельности социального педагога, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности обучающихся и социальной микросреды, условий жизни. В процессе изучения (диагностики) выявляются интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, типология семей, их социокультурный и педагогический портрет и др. Поэтому в методическом багаже социального педагога значительное место занимают диагностические методики: социологические и психологические.

Успешность работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков зависит от следующих педагогических условий:

  • установления доброжелательных и доверительных отношений социального педагога с подростками;
  • учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого девианта при подборе социально-педагогических методов;
  • использование коррекционной программы воспитательных  мероприятий в работе с подростками с отклоняющимся поведением.

Реализация этих условий позволит включить подростка в деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, и в то же время создаст возможности подростку утвердить себя в социуме.   

Таким образом, наше исследование носит завершенный характер, поставленные задачи реализованы, гипотеза нашла подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андриенко В.К. Гербеев Ю.В. Невский И.А.Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы, Москва, 1990

  1. Беличева С. А. Основы превинтивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1994.
  2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы, М. 1994
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч.: в 6т. - М., 1984. т.5 Трудное детство.
  4. Гаврилова Т. П. Личностные трудности и проблемы подростков// Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.
  5. Гилинский Я.И. «Социология социального девиантного поведения как специальная социальная теория», СОЦИС, 1991
  6. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие. СПб.,1993
  7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика – 2-е изд., стер. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 240 с. (Серия «Библиотека психолога».)
  8. Гуревич П.С. Психология. – М: Знание, 1999
  9. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения /Под ред. В.А. Никитина. М.,1996
  10. «Девиантное поведение подростков» методическое пособие», М.1999.
  11. Дети с отклонениями поведения /Под общ.ред.В.С. Мухиной. М., 1991
  12. Завьялова Н.Ф. Проблемы деввиантного поведения // СОЦИС.-1999-№7
  13. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд.,испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  14. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.
  15. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков у детей и подростков /В.П. Кащенко.- М.: Просвещение. 1994
  16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М». 2001.
  17. Колесов Д. В., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. – М.: Просвещение, 1986.
  18. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  19. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск, 1988.
  20. Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. М., 1986
  21. Кривцова С. В. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис., 1997.
  22. Кудрявцев И. А., Морозова Г. Б. и др. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков// Психологический журнал. – 1996.- Т.17, №5
  23. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.
  24. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев, 1981.
  25. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999
  26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков. – Л.,1983. 
  27. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатией у подростков. –М., 1999
  28. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: «МЕДпресс», 2000
  29. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм.- СПб., 1999
  30. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.
  31. Мостовая И. В. Зачет по социологии. Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1999
  1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.

  1. Наш проблемный подросток: Уч. Пособие. – СПб.: Союз, 1999
  2. Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. - М., 1990
  1. Першанина Е.Проблема профилактики педагогической запущенности подростков //  Советская педагогика 1984, № 5

  1. Подлеснова       Второе рождение: (психологические проблемы подростков) // Семья и школа. – 1998.-№7
  2. Поливанова К. М. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии 1996.- №1.
  3. Прихожан А. М. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.
  4. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.
  5. Прихожан А. М. Проблемы подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. – 1997.- №1.
  6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.
  7. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративая социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: Учебное пособие // Под ред. А.Б. Фоминой. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб., 1999.
  9. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем.- М.: Мир, 1994.
  10. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 440, [1] с. – (Высшее образование).
  11. Селиванов В.С. «Основы общей педагогики: теория и методика воспитания», М.2000
  12. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. – Киев,1981.
  1. Семенюк Л.М. Психологические  особенности  агрессивного  поведения  подростков  и условия  его  коррекции .Москва, 1996

  1. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:Академический Проект; Трикста 2004. – («Gaudeamus»).

  1. Смелзер Н. «Социология». – М.: Феникс, 1994.
  2. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. - ., 2003.
  3. Тощенко Ж.Т. «Социология». - М.: Прометей, 1994.
  4. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией

Татенко В. А. - Киев, 1985

  1. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч. – попул. / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков,  Э. Ф. Зеер и др. ; Под ред. Г. Г. Аракелова. – М.: Высш. шк., 1990.
  2. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. – М. :Знание, 1978
  3. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. – Под ред. Дубровиной И. В. – М.: Педагогика. 1987.
  4. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Социально-педагогическая характеристика класса

1.Класс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

2.Состав класса по возрасту: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

3.Состав класса по полу: девочки _13_

     мальчики_11_

4.Учащиеся с нарушением здоровья: Рулева Наталья, Аржаков Антон, Гуреев Максим, Струков Антон, Ильина Анастасия, Качко Роман, Минаев Женя. 

5.Структура класса, характеристика  взаимоотношений:

микрогруппы (из 2-х, 3-х, 4-5 и более человек):

количество микрогрупп, включающих только мальчиков_одна_

только девочек _четыре_

тех и других _нет_

основания для объединения в микрогруппы __общие интересы___

характер отношений между группами _межгрупповой конфликт отсутствует_

краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений, преобладание ценностей, нормы поведения) постоянно стараются привлечь к себе внимание, ведут себя достаточно шумно, могут нахамить, цинично посмотреть.

краткая характеристика лидеров (входят ли они в официальный актив)

Киселева Алена – активная, не стремится быть лидером.

количество и краткая характеристика «отверженных» Забаева Любовь – не замечена не с кем, никто с ней не общается, ходит всегда одна; Качко Рома – для него самое главное это компьютеры, кроме его больше ничего не интересует. 

6.Традиции класса соблюдение традиций школы, выезды на всевозможные экскурсии по Москве и Московской области.

7.Характеристика деятельности  класса: какие виды деятельности  предпочитают в классе общественная школьная деятельность.

мотивы участия школьников в деятельности класса «надо»

8.Место класса в школе:  

осознает ли класс себя единым целым нет

каков характер взаимоотношений класса с другими школьными объединениями конфликтов не возникает.

9.Особенности проявления девиантного  поведения в классе: наблюдается агрессивное, вызывающее поведение у учащихся.

10.Взаимодействие с учащимися: агрессивность, недоброжелательность, недисциплинированность по отношению друг к другу.

Информация о работе Коррекция девиантного поведения у подростков