Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:40, дипломная работа
Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.
Введение…………………………………………………………………….......3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения..……………..…....6-17
1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34
1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65
2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70
Заключение………………………………………………………………........71-73
Список литературы……………………………………………….…….....
При непродуктивной деятельности в период свободного времени – «ничегонеделанье» – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности. Ведите же детей в спортивные школы, приучайте дома к ежедневной гимнастике, подсовывайте гантели и эспандеры, железные гири и боксёрские перчатки. Пусть колотят друг друга в мирной драке. Только бы не допустить, чтобы агрессия накапливалась, подобно статическому электричеству. Оно ведь имеет свойство взрываться болезненными разрядами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подростковый возраст является одним из значимых периодов в жизни любого человека, так как именно в это время происходит формирование важных и основных черт характера: честности, доброты, уважения, порядочности, искренности, умения откликнуться на чужую беду и т.д.
Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение.
Мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение - следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека. Такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной отклоняющегося поведения. Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.
Причинами отклонений в девиантном поведении подростков являются невозможность получения желаемого образования, жить в достатке, социальное расслоение, отвержение базовых ценностей.
Нами выявлены виды отклоняющегося поведения:
- агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления).
- делинквентное поведение, поведение угрожающее благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр.
Исследователи и педагоги-практики установили, что корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Для этого педагог должен уметь выявлять сущность происходящих общественных процессов, знать норму и патологию поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся.
Выбор коррекционных мероприятий не произволен,
а обусловлен предварительно полученными
данными, которые нуждаются в анализе
и социально-педагогической интерпретации.
Поэтому определенное время в деятельности
социального педагога, особенно на начальном
этапе, занимает изучение психолого-медико-
Успешность работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков зависит от следующих педагогических условий:
Реализация этих условий позволит включить подростка в деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, и в то же время создаст возможности подростку утвердить себя в социуме.
Таким образом, наше исследование носит завершенный характер, поставленные задачи реализованы, гипотеза нашла подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Татенко В. А. - Киев, 1985
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социально-педагогическая характеристика класса
1.Класс: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
2.Состав класса по возрасту: 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
3.Состав класса по полу: девочки _13_
мальчики_11_
4.Учащиеся с нарушением
5.Структура класса, характеристика взаимоотношений:
микрогруппы (из 2-х, 3-х, 4-5 и более человек):
количество микрогрупп, включающих только мальчиков_одна_
только девочек _четыре_
тех и других _нет_
основания для объединения в микрогруппы __общие интересы___
характер отношений между группами _межгрупповой конфликт отсутствует_
краткая характеристика наиболее авторитетных групп (характер взаимоотношений, преобладание ценностей, нормы поведения) постоянно стараются привлечь к себе внимание, ведут себя достаточно шумно, могут нахамить, цинично посмотреть.
краткая характеристика лидеров (входят ли они в официальный актив)
Киселева Алена – активная, не стремится быть лидером.
количество и краткая характеристика «отверженных» Забаева Любовь – не замечена не с кем, никто с ней не общается, ходит всегда одна; Качко Рома – для него самое главное это компьютеры, кроме его больше ничего не интересует.
6.Традиции класса соблюдение традиций школы, выезды на всевозможные экскурсии по Москве и Московской области.
7.Характеристика деятельности
класса: какие виды деятельности
предпочитают в классе обществе
мотивы участия школьников в деятельности класса «надо»
8.Место класса в школе:
осознает ли класс себя единым целым нет
каков характер взаимоотношений класса с другими школьными объединениями конфликтов не возникает.
9.Особенности проявления
10.Взаимодействие с учащимися: агрессивность, недоброжелательность, недисциплинированность по отношению друг к другу.
Информация о работе Коррекция девиантного поведения у подростков