Коррекция девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения..……………..…....6-17
1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34
1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65
2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70

Заключение………………………………………………………………........71-73
Список литературы……………………………………………….…….....

Вложенные файлы: 1 файл

Девиант поведения.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Эпилептоидный тип. Склонен впадать в злобно-тоскливое состояние с постепенным возрастанием раздражения и поиском объекта, на котором можно было бы разредиться. Имеет аффективно-взрывной характер. Повышенно ревнив, агрессивен, проявляет стремление к лидерству со строгой дисциплиной и наказанием подчиненных. Инертен в мышлении, педантично аккуратен, чрезмерно исполнителен, беспрекословно подчиняется приказам.

Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в почитании, восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей. Склонен к приукрашиванию своей особы, стремится показать себя в лучшем свете. Отсутствуют глубокие чувства, имеется театральность в поведении, тенденция к позерству. Неспособен к упорному труду и высоким достижениям, но обладает неумеренно высокими притязаниями на успех. Склонен к выдумкам и пустому фантазированию. Претендует на исключительное положение среди сверстников. Непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.

Неустойчивый тип. Обнаруживает повышенное нежелание добросовестно трудиться. Склонен к развлечениям, получению удовольствий, к праздности. Не желает подчиняться другим и находиться под их контролем. Безволен, склонен к подчинению сильным лидерам. Равнодушен к будущему, живет интересами сегодняшнего дня. Избегает трудности. Имеет неадекватную самооценку.

Комфортный тип. Чрезмерно податлив внешним воздействиям. Характеризуется повышенным стремлением быть как все и тем самым, с одной стороны, избегать ненужных проблем, а с другой – извлекать для себя выгоду из сложившейся обстановки. Некритичен к своему поведению и некритично принимает то, что говорят окружающие люди. Консервативен, не любит нового, испытывает неприязнь к «чужакам».

Кроме описанных типов, в реальной жизни нередко встречаются смешанные, соединяющие в себе различные акцентуации характеров.

Результатом данного исследования стало следующее:

По результатам исследования частота встречаемости акцентуаций характера методики ПДО выявлено следующее распределение типов: 20% из класса у которых выявлен эпилептоидный тип «акцентуации характера», далее следует гипертимный тип акцентуации с процентным соотношением – 30%, лабильный тип акцентуации у 25% учащихся класса; 15% - психастенический, 5% - сензитивный и шизоидные типы. Таким образом, в исследуемом классе, преобладает эпилептоидный, лабильный, гипертимный, психастенический,  сензитивный и шизоидные типы. 

В ходе анкетного опроса было установлено, что 80% опрошенных школьников имеют конфликты с учителями, родителями, сверстниками. 22,80% опрошенных признались, что хоть раз пробовали курить. 100% - опрошенных ответили, что никогда не попробуют наркотические средства. 51,42% - опрошенных – время от времени посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 37,17% - время от времени прогуливают школу.

Наличие дополнительных шкал в методике ПДО А.Е. Личко дали нам следующие показатели: частота встречаемости эмансипированных лиц в исследуемой группе – 45 %, по параметру «алкоголизация» - 20%, 36,8% - лица с «риском социальной дезадаптации».

Так как по данной методике выявлено большое количество гипертивного типа. 50% испытуемых, имеющих данный тип акцентуации составляют группу риска в отношении девиантного поведения, так как проживают в неполной семье. По данным ПДО у всех определена склонность к алкоголю. Анализ анкетных данных показал – 50% часто посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. Согласно анкетным данным, мы поняли что они никогда не будут пробовать наркотические вещества. По данным ПДО у половины испытуемых с указанным типом акцентуации наблюдается очень сильная реакция эмансипации, в то время как у остальных – слабая.

При анализе данных, среди подростков, которым присущью используемых методик, среди подростков, которым присущ лабильный тип акцентуации характера вырисовывается следующая картина: 60,7% испытуемых автоматически попадают в группу риска по девиантному поведению, так как проживают в неполных семьях. Кроме того, все они имеют психологическую склонность к употреблению алкоголя по данным ПДО. Результаты анкетных данных подтверждают употребление спиртных напитков – 60,7% опрошенных. Реакция эмансипации у 50% умеренная, а у второй половины – слабая. У 100% испытуемых с указанным типом акцентуации имеются конфликты как с родителями, так и со сверстниками и учителями. Возрастная планка относительно сексуальных отношений ниже – от 14 до 18 лет.

Теперь рассмотрим эпилептоидный тип, при сопоставлении данных, полученных в результате проведения анкетного опроса и ПДО А.Е. Личко, получены следующие показатели: у 47% испытуемых по данным ПДО, определена психологическая склонность к алкоголизации. Из них больше половины опрошенных (60,7%) посещают вечеринки и употребляют акоголь. Согласно анкетным данным 83,3% опрошенных конфликтуют с друзьями, родителями, учителями. По данным ПДО у 60,7 % наблюдается выраженная реакция эмансипации, 20% регулярно курят. Но на вопрос, относительно сексуальных отношений, возрастной критерий не опускался ниже 16 лет.

По результатам дополнительных шкал, проведенной методики ПДО определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков, акцентуации характера которых относятся к гипертимному и к лабильному типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При сопоставлении выявлено, что у гипертимного типа и лабильного типа очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность.

Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко (ПДО) и анкетирование, можно говорить, что гипертимный и лабильный типы определяют девиантное поведение подростков.

Имя, фамилия подростка

Тип акцентуации характера

Петр В.

Эпилептоидный тип

Гипертимный тип

Александр С.

Шизоидный тип

Лабильный тип

Анна Б.

Эпилептоидный тип

Лабильный тип

Максим Г.

Лабильный тип

Роман К.

Шизоидный тип

Гипертимный тип


 

Вывод: Критерии девиантного поведения такие как агрессивность, недисциплинированность, чрезмерная эмоциональность, раздражительность, конфликтность, враждебность, срыв уроков, прогулы, были выявлены у 20% класса. Достоверность результатов обследования была достигнута путем применения комплекса методов исследования (наблюдение, беседы, анкетирование, ПДО по А.Е.Личко).  

 

 

 

 

II этап - формирующий

Цель – выявить результативность реализации программы психолого-педагогической поддержки подростков по преодолению девиантного поведения.

Направления работы:

  1. индивидуальное консультирование подростков;
  2. проведение культурно-досуговых мероприятий;
  3. социально-педагогическое просвещение учителей по вопросу коррекции девиантного поведения подростков.

В процессе нашего исследования была разработана программа воспитательных и досуговых мероприятий по коррекции девиантного поведения у подростков.

Программа включала следующие коррекционно-воспитательные мероприятия:

  1. Беседа на тему: «Проблемы полового развития».

Цель беседы – выявить представления старшеклассников об особенностях полового созревания в подростковом возрасте.

Беседа была проведена с мальчиками и девочками по отдельности, тем самым достигалась объективность результатов. Искренность высказываний подростков во многом зависит от условий комфортности при обсуждении интимных вопросов.

Итоги беседы: мнения подростков не всегда совпадали, что вполне естественно, но все же ребятам удалось в процессе беседы прийти к единому мнению. Ребята были очень заинтересованы этой темой, в начале они были зажаты, смущались, а потом раскрепостились и начали задавать вопросы. Их вопросы: вопросы мальчиков: Какие существуют венерические заболевания? Какие венерические заболевания смертельно опасны? Обязательно ли предохраняться?  Что такое СПИД?; вопросы девочек: Можно ли пользоваться тампонами, если еще ты девственница? Какие существуют средства контрацепции? Со скольки лет можно жить половой жизнью? Какие существуют венерические заболевания? 

Беседа прошла вполне удачна, ребята узнали много нового.

  1. Лекция на тему: «Влияние вредных привычек на человека»

Цель – ознакомить школьников с понятием вредных привычек, с их влиянием на физическое и психическое здоровье. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Содержание лекции (см. приложение 4).

  1. Дискуссия на тему «Кому вредны вредные привычки?»

Вопросы  дискуссии:

  1. Какие негативные качества вы видите в отклоняющем поведении?
  2. Какие взаимоотношения у вас со сверстниками на улице и в школе?
  3. Как на вас влияет негативное отношение сверстников? Что будете делать: ничего не предпринимать или менять мнение о себе?
  4. Что плохого вы видите в алкоголизме, наркомании, проституции, побегам из дома? Вы считаете, что это плохо?

Во время дискуссии ребятам задавались вопросы, на которые они с интересом  отвечали, они делились своим опытом, спорили между собой, так как точка зрения у многих ребят не совпадала с другими, многие остались при своей точке зрения, а так мероприятие прошло  вполне удачно.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения педагогического опыта, результатов констатирующего эксперимента мы сформировали основные направления социально-педагогической работы с подростками по преодолению девиантного поведения:

  1. формирование у подростков потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии, как во время отдыха, досуговой деятельности, так и при выполнении любой работы;
  2. воспитание у подростков толерантности в коммуникативных ситуациях, формирование установки на сотрудничество;
  3. формирование заботы об окружающих;
  4. формирование правовой ответственности, ответственности перед законом.

Основными задачами в индивидуальном консультировании подростков с девиантным поведением стали:

  1. поддержание (восстановление) позитивного самоотношения;
  2. совместный анализ данной проблемы, операционализация ее проявлений;
  3. постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, изучение педагогического опыта, результата констатирующего эксперимента мы сформировали основные направления социально-педагогической работы с подростками по преодолению девиантного поведения:

  1. формирование у подростков потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии, как во время отдыха, досуговой деятельности, так и при выполнении любой работы;
  2. воспитание у подростков толерантности в коммуникативных ситуациях, формирование установки на сотрудничество;
  3. формирование заботы об окружающих;
  4. формирование правовой ответственности, ответственности перед законом.

Основными задачами в индивидуальном консультировании подростков с девиантным поведением стали:

  1. поддержание (восстановление) позитивного самоотношения;
  2. совместный анализ данной проблемы, операционализация ее проявлений;
  3. постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.

 

III этап (контрольный)

Цель – выявление изменений, произошедших с детьми с отклонениями норм поведения за время осуществления социально-педагогической работы специалистом по коррекции девиантного поведения.

Направления работы:

  1. подбор диагностических методик, выявляющих девиантное поведение.
  2. диагностирование группы испытуемых, с которыми была проведена социально-педагогическая работа по преодолению девиантного поведения.

С подростками были повторно проведены следующие методики:

1. Наблюдение.

Цель наблюдения – наблюдение за личностным проявлением подростков в условиях учебной деятельности и в условиях свободной деятельности (на перемене и после урока).

Результаты повторного наблюдения.

  1. Петр В. на уроках он стал более внимателен, стал прислушиваться к замечаниям учителей, стал посещать занятия. На перемене спокоен.
  2. Александр С. на уроках стал вести себя дисциплинированно, уменьшились конфликты с учителями и сверстниками. На перемене общителен, уменьшились конфликты со сверстниками.
  3. Анна Б. стала более дружелюбной и доброжелательной, на уроках стала более внимательной и вдумчивой, появился интерес к учебе, перестала прогуливать занятия. На перемене спокойна.
  4. Максим Г. стал менее рассеянным на уроках, иногда выполняет домашнее задание, стал более спокойным, уменьшилась частота срывов уроков. Поведение на перемене немного улучшилось.
  5. Роман К. на уроках стал вести себя более сдержано, прислушивается к замечаниям учителей, но не всегда этих замечаний хватает на долго. На перемене поведение немного улучшилось.
  6. ПДО А.Е.Личко.

Информация о работе Коррекция девиантного поведения у подростков