Коррекция девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения..……………..…....6-17
1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34
1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65
2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70

Заключение………………………………………………………………........71-73
Список литературы……………………………………………….…….....

Вложенные файлы: 1 файл

Девиант поведения.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Нами на основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что интересный подход к коррекционно-воспитательной работе предложили болгарские исследователи Н. Владинска и Н. Петрова. Этот подход базируется на трех типах взаимодействия:

1. между этапом асоциального  поведения и социальной деятельностью;

2. между социальной помощью и  центрами, через которые эта помощь осуществляется;

3. между элементами коррекционно-воспитательной  работы как видом социальной  помощи.

На каждом этапе асоциального поведения личности модель предлагает определенную реакцию со стороны общества в форме помощи или санкций.

Исходя из вышесказанного, можно очертить следующие элементы модели социально-педагогической и психологической коррекции девиантного поведения, раскрывающиеся на каждом из этапов этого поведения:

1. Диагностика нарушения общественных  требований, норм и законов, их единичность и рецидивность.

2. Отношение личности к социальным  нормам, требованиям и собственному  поведению.

3. Стимулы и санкции.

4. Институты, осуществляющие социализирующие  влияния.

5. Социальный прогноз.

На первом этапе может не быть девиантного поведения в «чистом» виде, а могут проявляться некоторые симптомы его: непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований (семьи, школы, социальной группы). Особенности этого этапа дают основание предполагать, что причины применения социального контроля кроются, прежде всего, в неправильном воспитательном воздействии. Социальная помощь здесь должна быть направлена на корректировку воспитательного воздействия (помощь педагогам, родителям). Во-вторых, помощь должна быть направлена на конкретную личность девианта и иметь характер измененной воспитательной деятельности.

Второй этап девиантного поведения может характеризоваться дальнейшими нарушениями социальных норм, требований и первыми проявлениями противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно вхождение в малые группы с выраженным асоциальным характером поведения. В случае своевременного внимания и успешной коррекционной помощи прогноз будет продолжительным. В противном случае вероятно дальнейшее углубление нарушений в социальном поведении.

На третьем  этапе девиантного поведения его характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление социального опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство,  спекуляция, проституция и др.). Личность либо принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, либо у нее наступает «кризис идентификации». Это кризис представления личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к социальному конфликту, часто завершающемуся идентифицированием с образом, который остальные имеют о личности.

На этом этапе коррекционная помощь должна носить интенсивный характер с целью разрушения социально отрицательных диспозиций и формирования новых, социально-релевантных. Здесь уместна индивидуальная и групповая коррекционно-воспитательная работа. Санкции на этом этапе могут носить принудительный характер в специализированных воспитательных учреждениях по решению суда, по предложению родителей, учителей, психологов и др. с целью отрыва от вредного влияния окружающей социальной среды. На данном этапе существует минимальная вероятность того, что личность сама справится с проблемами.

Четвертый этап – устойчивое девиантное поведение – включает в характеристику рецидив и тяжесть противозаконных действий, возможное проявление опасных социальных отклонений, включение в группы с постоянно выраженным асоциальным характером.

Возможно, что личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления.

Характер и содержание коррекционной деятельности сохраняются такими же, как и на третьем этапе. Существует возможность успешного решения проблем, возможен отказ от асоциальных действий, но благоприятный результат в целом затруднен тем обстоятельством, что «наклеивание ярлыка» (стигмация) уже произошло. Поэтому при неудачной помощи формируется устойчивая готовность к девиантному поведению.

Пятый этап – устойчивое, особо опасное девиантное поведение, характеризующееся устойчивыми асоциальными действиями и тяжелыми социальными отклонениями. Проявления отношения к социальным нормам со стороны личности сохраняются, как и на предыдущем этапе. На данном этапе существует незначительная вероятность благоприятного исхода, так как отчуждение личности от общества стабильное. При неудачной коррекционной помощи сохраняется устойчивая готовность к постоянному девиантному поведению.

Приведенные этапы девиантного поведения имеют условный характер, так как каждый отдельный девиантный акт является специфическим комплексом характеристик нарушения и личностной мотивации, и социального поведения. Учет их тем не менее даст школьному психологу, социальному педагогу и социальному работнику возможность маневра в выработке конкретной социально-педагогической и психологической программы по корректировке девиантного поведения личности школьника, а также альтернативных форм и методов коррекционно-воспитательной работы, особенно на последних этапах девиантного поведения.

Что же касается коррекции личности девианта, то процесс перевоспитания выполняет следующие функции:

1. Воспитательная – восстановление  положительных качеств, которые  преобладали у молодого человека  до появления «девиантности», обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование  у молодого человека стремления  компенсировать тот или иной  социальный недостаток усилением  деятельности в той области, в  которой он может добиться  успехов, которая позволит ему реализовать свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация  положительной социально полезной  предметно-практической деятельности  молодого человека; она осуществляется  посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности, ее поступкам.

4. Корректирующая – исправление  отрицательных качеств личности  молодого человека и применение  разнообразных методов и методик, направленных на корректировку  мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через нее – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.

5. Регулирующая – это способ  воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.

Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного из выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.

Нами на основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что самокоррекция включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев самокоррекции предполагает также наличие определенного отношения к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей, что связано с самоанализом.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору – самосознанию, которое заключается в осознании и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальны качеств. От особенностей самосознания во многом зависит характер социальной активности человека, направленной на совершенствование (или социальное деградирование) себя, своего «Я», своей деятельности.

В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон. Может показаться, что эти возможности должны реализоваться без вмешательства со стороны психологов социальных педагогов и без усилий со стороны самих девиантов. Однако так бывает далеко не всегда. Слабая реализация благоприятных возможностей девианта может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом. Поэтому в индивидуальной программе по корректировке девиантного поведения необходимо учитывать дополнительные механизмы, с помощью которых человек может компенсировать слабовыраженные особенности и развить эти особенности до определенного уровня.

Взаимодействие различных индивидуальных свойств в системе самокоррекции личностных качеств и поступков можно представить следующим образом. Самокоррекция как эффект взаимодействия свойств различных уровней индивидуальности осуществляется на основе определенных социальных условий и требований: общих социальных норм, психолого-педагогических воздействий, конкретных условий и требований деятельности. Самокоррекцию следует рассматривать в единстве с коррекцией и регуляцией в соответствии с объективными условиями и требованиями. Жесткая, излишне регламентированная регуляция и коррекция оставляют недостаточно возможности для проявления саморегуляции и самокоррекции, для реализации индивидуальных возможностей.   

Известный отечественный ученый-педагог В.П. Кащенко еще в 30-х годах нашего столетия разработал интересную классификацию методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Педагогические методы:

1. Методы общественного влияния: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция.

2. Специальные или частнопедагогические  методы: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера.

3. Метод коррекции через труд.

4. Метод коррекции путем рациональной  организации детского коллектива.

Психотерапевтические методы: Внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ.

В психологической, социологической и педагогической науках существует два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статистических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида как на уникального, неповторимого человека и основанный на множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого социально-психологического и социально-педагогического факта.

Нами на основе анализа психолого-педагогической литературы установлено, что один из существенных недостатков использования любых стандартизированных методик заключается в кажущейся легкости постановки точного и надежного социально-психологического диагноза. Начинающему практическому психологу или социальному работнику часто кажется, что сопоставление полученных им данных с ключом стандартизированной методики само по себе дает диагноз. Это заблуждение. Ведь даже прекрасное знание диагностико-коррекционных технологий и умение их использовать не дают права на категоричное экспертное решение, а тем более заключение – нужны еще глубокий социальный, психологический, педагогический анализ и профессиональная интерпретация комплекса различных показателей в их динамике.

Опыт работы школьных психологов и социальных педагогов показывает, что применение одних и тех же стандартных методик и методов, как правило, не дает возможности получить ответ на конкретный вопрос, поставленный перед ними. Данные специалисты, как никто другой, должны владеть самыми разнообразными методами – как высокоформализированными (техниками типа теста Векслера, ММРI, опросника Кэттелла, теста Амтхауэра и др.), так и низкоформализированными (наблюдение, беседа, проективные методы и др.).

В наше время нельзя утверждать, что какой-то один подход или метод «самый лучший» и «единственно правильный». Это сковывает нашу науку и практику, лишает способности реагировать на новое. Поэтому становится совершенно очевидным тот факт, что лишь применение разнообразных методов может дать объективное знание. И в числе первых практических шагов, которые должны предпринять психолог и социальный педагог, - выявление причин отклоняющегося поведения подростка. В ходе решения этой диагностической задачи необходимо в первую очередь выделить те случаи девиантного поведения, которые имеют патосоциальную природу (17).

Информация о работе Коррекция девиантного поведения у подростков