Коррекция девиантного поведения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:40, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….......3-5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения..……………..…....6-17
1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34
1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65
2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70

Заключение………………………………………………………………........71-73
Список литературы……………………………………………….…….....

Вложенные файлы: 1 файл

Девиант поведения.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Вывод: при определении педагогических условий коррекции девиантного поведения педагоги и психологи исходят из того, что развитие ребенка осуществляется в деятельности, подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых.

Педагогические условия:

  • установления доброжелательных и доверительных отношений социального педагога с подростками;
  • учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого девианта при подборе социально-педагогических методов;
  • использование коррекционной программы воспитательных  мероприятий в работе с подростками с отклоняющимся поведением.

Реализация этих условий позволит включить подростка в деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, и в то же время создаст возможности подростку утвердить себя в социуме.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

2.1. Диагностика девиантного поведения подростков

 

Целью данного опытно-экспериментального исследования является доказательство возможности коррекции девиантного поведения у подростков.

Направления эмпирического исследования:

  1. проведение диагностических процедур по выявлению имеющихся форм девиантного поведения у подростков исследуемого класса;
  2. проведение социально-педагогических работ по профилактике и коррекции отклоняющегося от норм поведения;
  3. проведение повторных (контрольных) диагностических процедур по выявлению изменений, произошедших с детьми, имеющими отклоняющееся поведение, за время осуществления социально-педагогических работ по коррекции девиантного поведения.

Предметом исследования является девиантное поведение подростков.

Базой проводимого нами опытно-экспериментального исследования является ГОУ СОШ № 188 г. Москвы.

I этап (констатирующий).

Цель – выявление при помощи комплексных методов диагностики подростков с девиантным поведением.

Для научного обеспечения эмпирического исследования нами было выбран 9 класс, в котором 24 человека (13 девочек и 11 мальчиков), возраст учащихся 14-15 лет.

Методы исследования: наблюдение за учащимися, беседа, анкетирование, проективная методика, методика Личко.

Цель: изучить взаимоотношения в группе, с целью выявления школьников с отклоняющемся поведением.

С учителями была установлена договоренность о времени посещения уроков социальным педагогом в данном классе. При этом дети не были предупреждены о цели нашего посещения на уроках, так как в противном случае, произошло бы снижение достоверности собранных данных в ходе наблюдения из-за проявления детьми нетипичных для них форм поведения. Наблюдение осуществлялось нами на трех классно-урочных занятиях, на следующих дисциплинах: литература, физика, физическая культура, а также во внеурочное время – на переменах.

Наблюдение проводилось два раза в течение месяца.

Были определенны критерии девиантного поведения:

  1. Агрессивность;
  2. Недисциплинированность;
  3. Чрезмерная эмоциональность;
  4. Раздражительность;
  5. Конфликтность;
  6. Враждебность;
  7. Срыв уроков;
  8. Прогулы.

В результате исследования 5 человек (20 % класса) из 9 класса были отмечены с признаками девиантного поведения, из них 1 девочка и 4 мальчика (Петр В., Александр С., Анна Б., Максим Г., Роман К.) Наблюдения за учащимися на уроках и перемене позволили заключить: на уроке физики класс показал во время урока недисциплинированность: учащиеся бегали по классу, выражались нецензурно, игнорировали замечания и требования учителя. Мы предположили, что причина такого поведения в том, что преподаватель по физике – молодая учительница, которая закончила недавно институт, и дети думают, раз она молодая и неопытная значит можно не выполнять требования. Еще одна причина - мальчики влюблены в учительницу, а девочки ревнуют.

На уроке литературы, учащиеся внимательно и с интересом слушали преподавателя. После беседы с учителем литературы можно сделать вывод, что дети на ее уроках всегда послушны и внимательны.

 На уроке физической культуры учащиеся вели себя положительно, за исключением тех учащихся, у которых было выявлено отклоняющееся поведение, они не слушались учителя, пререкались с ней. После беседы с учителем по физической культуры можно сделать вывод, что если бы не те ребята, то урок было бы намного проще вести, а так ей это дается с трудом.

На переменах поведение учащихся 9 класса не отличалось от других учащихся школы.

Результаты наблюдения за подростками, у которых выявлено отклоняющееся поведение:

    1. Петр В. на уроках невнимателен, часто отвлекается, крутится по сторонам, не слушается учителей, спорит с ними постоянно. На перемене спокойный и общительный.
    2. Александр С. на уроках недисциплинированный, постоянно срывает уроки, из-за этого происходят конфликты с учителями. На перемене общительный, иногда конфликтует со сверстниками.
    3. Анна Б. на уроках агрессивна, недоброжелательна, невнимательна, на обращение за помощью к ней она отказывает, из-за этого у нее возникают конфликты со сверстниками. На перемене ведет себя спокойно.
    4. Максим Г. на уроке сидит рассеянный, крутится по сторонам, преподавателя не слышит, не обращает на его замечания внимания, из-за этого возникают постоянные срывы уроков. На переменах активно общается со сверстниками, поведение удовлетворительное.
    5. Роман К. на уроках недисциплинированный, конфликтует постоянно с учителями и сверстниками. Поведение на перемене у него удовлетворительное.

После наблюдения была проведена беседа с учащимися, у которых было выявлено девиантное поведение, и беседа с классным руководителем. В результате было отмечено что в свободное от школы время, подростки тратят на прогулки с друзьями, основную часть своего времени проводят вне дома в клубах  в разных компаниях. По словам классного руководителя, успеваемость у них средняя, если бы они относились к учебе намного серьезнее, то у них с успеваемостью было бы все в порядке. А по поводу их поведения, то ей сложновато с ними, то и дело вызывает родителей в школу.     

В результате была составлена социально-педагогическая характеристика класса (Приложение 1).

Следующим шагом в нашем исследовании стало выявление девиантного поведения посредством проективных методик. Сначала подросткам было предложено заполнить анкеты. Данные анкеты позволяют определить некоторые формы девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, агрессия, недисциплинированность). Следует сказать, что для проведения данной методики обследуемым были розданы распечатанные бланки на двух листах, ручки. В момент заполнения анкет никого из педагогов не было, так как само присутствие педагога часто ограничивает учащегося в свободе выбора ответа и объективности. Подросткам было объяснено, что качество ответов оцениваться не будет, гарантируется неразглашение результатов, а так же важно отразить «авторский взгляд» на заданные вопросы.

Анализ полученных результатов предполагал качественную обработку данных. Оценивалось наличие или отсутствие признаков отклоняющегося от норм поведения, на основании чего делалось заключение о наличии той или иной формы девиантного поведения.

Данная методика позволяет увидеть личностные особенности подростка. Так же был проведен опрос, методом анкетирования.  Испытуемым предлагалось ответить на вопросы с готовыми вариантами ответов. Данная методика по продолжительности составила 15 минут.  Это позволило нам при сопоставлении результатов анкетирования и ПДО А.Е. Личко,  составить более полную психологическую картину о каждом испытуемом.

Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Для выявления подростков, склонных к девиантному поведению была разработана анкета, состоящая из 11 вопросов (Приложение 2). Все вопросы в данной анкете распределены по следующим категориям. Состав семьи. Не полная семья дает нам право определить подростка в группу риска. Поэтому, вопросы №1,2 в данной анкете были обязательно включены.

Одним из критериев девиантного поведения подростков являются систематические пропуски занятий в школе без уважительной причины - прогулы. Именно из этих соображений вопрос №3, сформулированный следующим образом «Случалось ли так, что вы пропускали школу не по уважительной причине», был включен в анкету.  Склонность подростка к употреблению спиртных напитков, табака и наркотических веществ является одним из основных факторов девиантного поведения. Такие вопросы нельзя было не включить при разработке анкеты. Поэтому вопросы под №4,5,6 были посвящены именно этим темам. Одним из показателей девиантности подростка говорят сексуальные отношения. Логично думать, что подросток вряд ли откровенно расскажет нам о своем сексуальном опыте. Именно поэтому, вопрос был сформулирован следующим образом: «Со скольки лет, на ваш взгляд, должны начинаться сексуальные отношения?» Подростку предлагается написать свой вариант ответа. Этот ответ дает нам возможность считать, что именно с этого возраста начались его сексуальные отношения.

Конфликтная личность также определяется как девиантная личность. В данной анкете, вопросы №8,9,10 посвящены именно этой проблематике. Выяснив частоту конфликтов подростка с родителями, друзьями и учителями, мы можем говорить о девиации. На последний, одиннадцатый вопрос предлагается ответить в свободной форме. Написав «мини-сочинение», подросток раскрывает о себе, как о человеке, который должен попробовать в этой жизни все и объясняет почему. В заключении, подросток сообщает краткую информацию о себе. Это поможет в исследовании сопоставить результаты методики анкетирования и методики предложенной А.Е.Личко (ПДО).

Далее испытуемым было предложено ответить на вопросы диагностической методики ПДО по А.Е. Личко При помощи методики ПДО по А.Е. Личко мы выявляем  тип акцентуации характера, присущий подростку. Данная методика имеет ряд дополнительных шкал, которые помогают выявить психологические особенности личности подростка – риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, риск начала употребления наркотических средств, возможность  и характер суицида, алкоголизацию и т.д. Сопоставив эти результаты, с результатами полученными в ходе анкетирования, мы можем  определить, относится ли данный подросток к девиантному. Исследование проводилось на уроках в школе, где непосредственно учатся подростки исследуемой группы. Продолжительность урока составляет 1 академический час.

Методика состоит из множества суждений, соединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования испытуемые получают соответствующие 25 списков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые относятся к ним в наибольшей степени, и три такие, которые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому относится испытуемый.

Выборы, которые производятся испытуемыми, заносятся ими в специальный регистрационный лист. (Приложение 3)

С помощью данной методики определяются следующие типы акцентуации характера.

Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, слегка повышенным настроением. Имеет высокий тонус энергичен, активен. Проявляет стремление быть лидером. Общителен и неустойчив по интересам, недостаточно разборчив в знакомствах.  Плохо переносит одиночество. Легко адаптируется в незнакомой обстановке. Не любит однообразие, дисциплину, вынужденное бездействие, монотонную работу. Оптимистичен и несколько переоценивает свои возможности. Нередко бурно реагирует на события, раздражителен.

Циклоидный тип. Часто меняет настроение. У него падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям, причем это происходит периодически. Тяжело переживает неудачи, часто думает о собственных недостатках, ненужности, испытывает чувство одиночества. Периоды депрессии время от времени перемежаются активностью, свойственной гипертимному типу.

Лабильный тип. Характеризуется крайней, непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависит от настроения. Испытывает глубокое чувство личной привязанности к тем людям, которые к нему относятся с симпатией и любовью. Избегает лидерства. Имеет адекватную самооценку.

Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, склонностью к ипохондрии – преувеличенному вниманию к состоянию здоровья. Тревожно мнителен. Боится ситуаций соревнования и экзаменационных испытаний. Имеются частые аффективные вспышки в состоянии утомления.

Сензитивный тип. Характеризуется повышенной впечатлительностью, обостренным чувством собственной неполноценности, особенно в самооценках качеств морального и волевого характера. Замкнутость, робость и застенчивость – типичные черты, проявляемые в незнакомой обстановке и среди незнакомых людей. Открытость, общительность и откровенность появляются только в кругу достаточно близких людей.

Психастенический тип. Нерешителен, склонен к пространным рассуждениям, испытывает повышенную боязнь за будущее и судьбу и судьбу своих близких и себя самого. Склонен к углубленному самоанализу и появлению навязчивых состояний (мыслей, переживаний и т.п.). Неспособен отвечать за себя, за свои поступки.

Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояния других людей. Испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми. Часто уходит в себя, в свой замкнутый, недоступный окружающим людям внутренний мир, в сферу фантазий и грез. Имеет сильные, устойчивые увлечений чем-либо.

Информация о работе Коррекция девиантного поведения у подростков