Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 13:40, дипломная работа
Актуальность исследования. Разнообразия в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития. Это обусловлено особенностями взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Однако, в обществе есть люди, чье поведение соответствует как социально одобряемым нормам, так и противоречит им.
Введение…………………………………………………………………….......3-5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие и характеристика девиантного поведения..……………..…....6-17
1.2. Формы и причины девиантного поведения подростков…………………………….............................................................17-34
1.3. Педагогические условия коррекции девиантного поведения…………34-47
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
2.1. Диагностика девиантного поведения подростков……….……..……...48-65
2.2. Программа коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками……………………………………………………………….…..65-70
Заключение………………………………………………………………........71-73
Список литературы……………………………………………….…….....
После повторного проведения ПДО А.Е. Личко с подростками результаты показали изменения:
Имя, фамилия подростка |
Тип акцентуации характера |
Петр В. |
Гипертимный тип Эпилептоидный тип |
Александр С. |
Лабильный тип Циклоидный тип |
Анна Б. |
Эпилептоидный тип Гипертимный тип |
Максим Г. |
Лабильный тип Гипертимный тип |
Роман К. |
Гипертимный тип Шизоидный |
В результате проведенной методики ПДО А.Е. Личко были выявлены значительные изменения у Петра В., Александра С., Анны Б., Максима Г., в завершении нашей коррективной программы у Романа К. не наблюдаются качественные изменения в поведении, в отличии от других испытуемых.
Беседа.
Тема беседы «Первая любовь и как преодолеть неудачи»
Цель беседы – предупредить склонность девиантного поведения которая может развиться из-за неудач и проблем в любви.
Предложенные им вопросы: Расскажите, про свою первую любовь? Как она у вас протекала? Как любовь можно отличить от влюбленности? Что вы будете делать, если любовь безответна? Влюблялись вы когда-нибудь в какую-нибудь звезду до фанатизма?
Во время беседы подростки очень внимательно слушали друг друга, давали каждому сказать свое мнение, не обошлось конечно от насмешек мальчиков, а так беседа прошла вполне удачна.
Сравнивая результаты проведенных методик по выявлению отклоняющегося поведения (агрессивность, недисциплинированность, чрезмерная эмоциональность, раздражительность, конфликтность, враждебность) мы смогли отметить изменения, произошедшие в поведении у подростков.
После проведения программы были выявлены у подростков, имеющих отклоняющееся поведение, следующие изменения:
1. Петр В. стал меньше проявлять свою агрессию, раздражительность, враждебность, значительно уменьшилось количество прогулов.
2. Александр С. стал меньше проявлять свою недисциплинированность, конфликтность с учителями и сверстниками, агрессивность, уменьшились случаи попытки срывания уроков.
3. Анна Б. на уроках стала более внимательной, уменьшилась раздражительность, враждебность, недисциплинированность, перестала прогуливать уроки.
4. Максим Г. стал более спокойным, менее раздражительным, снизилась частота срывов уроков.
5. Роман К. стал меньше проявлять
свою агрессию, недисциплинированность,
уменьшилась чрезмерная
Можно отметить следующее, лучшая коррекция девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того, чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Вывод: Таким образом мы подтвердили выдвигаемую гипотезу нашего исследования. Успешность работы социального педагога по коррекции девиантного поведения у подростков зависит от следующих педагогических условий:
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в
семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей.
2.2. Программа коррекционно-
Коррекционно-воспитательная деятельность направлена главным образом, на разрушение определенных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения и формирование новых с целью достижения самореализации личности в обществе. Посредством коррекционно-воспитательной работы требуется решить для обеих сторон возникший конфликт «личность – общество», «личность – социальная среда», «личность – группа», «личность – личность». Благодаря этой деятельности происходит разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т.п., осуществляемое социально-педагогическими и психологическими средствами, проявляющееся в их подмене, изменении, переосмыслении, переоценке, корректируя поведение личности в соответствии с принятыми в социальном окружении, обществе в целом нормами.
Необходимость в коррекционно-воспитательной деятельности возникает в случаях отклонения в поведении ребенка, подростка, юноши, вызванных главным образом социальными нарушениями.
Традиционно причины отклоняющегося поведения пытаются определить, выясняя особенности ближайшего социального окружения – семьи, дворовых компаний, неформальных групп и др. Безусловно, анализ данных факторов чрезвычайно информативен. Школьному психологу, социальному педагогу важно не просто определить и зафиксировать участие подростка в неформальном объединении, но выяснить, какие потребности он удовлетворяет при этом: хочет ли самоутвердиться или получить социальную защищенность в группе, реализовать мотивацию дружеского общения или удовлетворить потребность в алкоголе, наркотиках и др.
Очень важно проследить путь, который привел подростка именно в эту группу. Важной является информация о субъективном отношении подростка к себе, своему поведению, социальному окружению. В отечественной научной литературе описаны общие принципы и некоторые конкретные методы психокоррекционной и психотерапевтической работы с трудновоспитуемыми детьми и подростками.
Мы представляем программу коррекционной и воспитательной работы для участников подростковых объединений культурно-досуговой ориентации, характеризуемых как девиантные. Достоинство данной программы состоит в том, что в ней выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на достаточно длительный период времени и включающего как собственно психологическую, так и социальную коррекцию. Эта программа ориентирована на наиболее «сложных» детей и подростов, относящихся по своим социальным и психологическим характеристикам в группе риска. Компоненты, с одной стороны, являются достаточно общими, а с другой – могут быть творчески видоизменены и конкретизированы в зависимости от возраста подростка и условий реализаций программы.
Нами сформулированы принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
Показания к применению: социальная апатия; аутизм; агрессивность; раздражительность; отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; чрезмерная эмоциональность или раздражительность; конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к
2. Вовлечение в коллективные
виды деятельности, стимулирование
развития творческого
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.)
Итак, раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции.
И здесь возрастает роль медико-психолого-
Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.
Педагогическая коррекция включает в
себя комплекс мер, направленных на выявление системы
ценностей школьника (ценность знания,
учебной деятельности, отношений, самоценность);
формирование положительной мотивации
деятельности; действия учителя, направленные
на помощь ученикам в осознании ими жизненной
цели, своих возможностей, интересов, соотношении
«идеального и реального»; помощь в выборе
профессии. Эта деятельность будет более
эффективной, если учитель работает в
тесном контакте с родителями. Педагогическое
просвещение родителей по наиболее актуальным
проблемам воспитания ребенка способствует
повышению их заинтересованности в ребенке;
осознанию стиля отношений в семье; предъявлению
целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им
осуществить превентивные меры, направленные
на предупреждение отклоняющегося поведения
детей, особенно в подростковом возрасте.
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
Информация о работе Коррекция девиантного поведения у подростков