Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.
Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической речи детей среднего возраста, а также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.
2. Подбор методики для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6
1.1. Диалог и его виды……………………………………………………. ….6
1.2. Особенности развития диалога детей среднего дошкольного
возраста………………………………………………………………………. 12
1.3.Обзор методической литературы по вопросам развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………..18
1.4. Кукольный театр как метод развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23
Выводы по I главе…………………………………………………………….34
Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра в ДОУ «Тополек» п. Ирша и «Колосок» с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35
2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35
2.2. Работа по развитию диалогической речи детей ……………………….40
2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60
Выводы по II главе…………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66
Приложения...…………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 981.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ ГОУ ВПО «Красноярский  государственный университет им. В. П. Астафьева»

 

 

Факультет педагогики и психологии детства

 

Кафедра педагогики детства

 

Кукольный театр  как средство развития диалогической  речи детей среднего дошкольного возраста

 

 

 

                                     Куренная Екатерина Андреевна

Специальность 050703 65 «Дошкольная педагогика и психология»

 

 

 

Допущен к защите:                                                 Научный руководитель:

Зав. каф. педагогики детства,                               доцент каф. педагогики

К.п.н., доцент                                                          детства, к. филол.н.

И.  А. Яценко                                                           М. А. Кухар 

 

 

 

Красноярск 2009г

Содержание:

Введение………………………………………………………………………   3

Глава 1. Теоретические  основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6

1.1. Диалог и  его виды……………………………………………………. ….6  

1.2. Особенности  развития диалога детей среднего дошкольного

возраста……………………………………………………………………….  12

1.3.Обзор методической  литературы по вопросам развития  диалогической речи детей среднего  дошкольного возраста………………………………..18

1.4. Кукольный  театр как метод развития диалогической  речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23

Выводы по I главе…………………………………………………………….34

Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью  кукольного театра в ДОУ «Тополек»  п. Ирша и  «Колосок»  с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35

2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35

2.2. Работа по  развитию диалогической речи  детей ……………………….40

2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60

Выводы по II главе…………………………………………………………….63

Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66

Приложения...…………………………………………………………………70

Введение

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он  обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Речь выполняет  многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. Диалог выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается монолог. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы [4;135].

Диалог является для ребенка  первой школой общения, он сопровождает и пронизывает всю  его жизнь, все отношения.

Через диалог ребенок  усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную информацию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь [34;53].

Именно дошкольное детство особенно сензетивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения  родным языком не достигнут к концу дошкольного возраста, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Диалог как  форма речевого общения имеет  большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что даже хорошо говорящим детям порой трудно поддерживать разговор в форме диалога не только с другими детьми, но и со взрослыми. Очень важно развивать диалогическую речь именно в среднем дошкольном возрасте, так как на более поздних этапах развить ее будет гораздо сложнее и она, так и останется не достаточно развитой. Не освоив диалогическую речь, ребенок не сможет в достаточной степени овладеть монологической, к которой, в период школьного обучения, предъявляются очень высокие требования [8;16].

Результаты  обследования речи показывают, что  большинство детей дошкольного  возраста нуждаются в квалифицированной  помощи специалистов, педагогов и  родителей. Конечно, речевое развитие детей постоянно находится под контролем педагогов дошкольных учреждений, но практические исследования (Гризик Т. И.) все чаще стали замечать, что желаемого результата они не достигают.

В среднем дошкольном возрасте необходимо закладывать предпосылки  развития диалогической речи. Среди методов развития диалогической речи дошкольников в основном преобладают разговоры и беседы педагогов с детьми, мы считаем, что необходимо искать новые, более интересные методы развития диалогической речи, и поэтому предлагаем развивать диалогическую речь детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра.

Кукольный театр  как вид драматизации литературных произведений является одним  из методов  развития диалогической речи детей. Постановки пьес кукольного театра объединяют детей хорошо знакомым текстом, ребенок  играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, последовательность игровых действий, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Во время спектаклей дети координируют действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений [8;58].

Объектом данного  исследования будет являться диалогическая  речь детей среднего дошкольного  возраста.

Предметом –  развитие диалогической речи детей  среднего дошкольного возраста с  помощью кукольного театра.

Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.

Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической  речи детей среднего возраста, а  также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.

2. Подбор методики  для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

3. Разработка комплекса занятий,  направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

4. Проведение  комплекса мероприятий, направленных  на развитие диалогической речи  детей среднего дошкольного возраста.

5. Подведение  итогов работы по развитию  диалогической речи детей среднего  дошкольного возраста.

Гипотеза – использование кукольного театра как одного из видов драматизации литературных произведений будет способствовать развитию диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития диалогической  речи у детей среднего дошкольного возраста

1.1.  Диалог и его виды

Диалог как  самостоятельный литературно-философский  жанр появился в античной Греции в  период обострения идеологической борьбы с развитием античной демократии, так как общественная жизнь была существенным компонентом в жизни грека и считалась успешной при  условии владения им умения публичной речи.

Античный диалог рассматривался как способ убеждения  и выхода из затруднительных ситуаций при столкновении разных точек зрения.

Диалогическая форма убеждения получает методическую разработку только у Платона. Его диалог не только исключает какие-либо грубости между собеседниками и личные недоразумения, но и завершается, как правило, благополучным итогом – совместным нахождением истины. Платоновский диалог основывается на особом композиционном принципе – поэтапном движении проблемной мысли. Первым, кто «системно исследовал логическую природу диалога» стал Аристотель. В своих работах он определяет и анализирует основные типы умозаключений в зависимости от характера вывода: достоверного, вероятного, сложного.

У разных авторов  существуют разные взгляды на то, что  такое диалог, какие он выполняет  функции,  и какие бывают виды диалогов. Рассмотрим некоторые из них.

Л. В. Щерба характеризовал диалог как «цепь реплик», так  как все реплики диалога связаны между собой. Отдельные реплики могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой происходит общение. Это происходит из-за того, что в каждой последующей реплике сокращается все, что известно из предыдущих. Содержание диалога также раскрывается в жестах, мимике, интонации [40;114].

Основной единицей диалога является диалогическое  единство - тематическое объединение  нескольких реплик, представляющее собой  обмен мнениями, каждое последующее  из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство. Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается  как первичная форма речевой  коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.  Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы [14;35].

Т. Г. Винокур  выделяет следующие виды диалогов:

диалог этикетного характера – начинать, поддерживать и заканчивать разговор; поздравлять, выражать пожелания и реагировать  на них; выражать благодарность; вежливо  переспрашивать, отказываться, соглашаться;

диалог-расспрос – запрашивать и сообщать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? когда? с кем? почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего; целенаправленно расспрашивать, «брать интервью»;

диалог-побуждение к действию – обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/ не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не соглашаться принять в нем участие; делать предложение и выражать согласие/несогласие принять его, объяснять причину;

диалог-обмен  мнениями – выражать точку зрения и соглашаться/не соглашаться с ней; высказывать одобрение/неодобрение; выражать сомнение, эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание), эмоциональную поддержку партнера, в том числе с помощью комплиментов.

         Структура диалога:

Открывают диалог инициативные реплики, это реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения  и побуждения. Дальше следуют реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакция  на сообщения и побуждения.

Реплики имеют  различное назначение:

- Вопросы, чтобы  запросить информацию.

- Реплики-ответы, чтобы выдать информацию.

- реплики –  сообщения, чтобы поделиться с  собеседником мыслями, чувствами,  информацией.

- Реплики-побуждения, чтобы стимулировать собеседника.

- реакция на побуждение – выполнение действия, к которому побуждали. Реакция на побуждение может быть словесной, молчаливой, либо отказ от выполнения действия.

 Сочетание  двух взаимосвязанных реплик: реплики,  которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством.

О. А. Бизикова выделяет три вида диалогических единств: «вопрос – ответ», «сообщение –  реакция на сообщение», «побуждение  – реакция на побуждение» [40; 5].

Л. П. Якубинский считает, что диалог – это не только форма речи, но еще и разновидность человеческого поведения. Как форма речевого взаимодействия с другими детьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Диалог –  это смена высказываний, связанных  между собой одной темой. Для  ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

- Соблюдение  очередности в разговоре;

- Необходимость   выслушивать собеседника, не перебивая;

- поддерживать общую тему разговора [40; 6].

        И.Н. Кузнецов, называя диалог  видом коммуникативной деятельности, выделяет такие основные функции диалога:

- Информативная – передача  истинных или ложных сведений;

- Интерактивная или побудительная  – организация взаимодействия между людьми. Например, как согласовывать действия, распределять функции, повлиять на настроение, убеждение, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, просьба, приказ, убеждение;

- Прецептивная – восприятие  партнерами по общению друг друга и установление на основе этого взаимоотношений.

- Экспрессивная – возбуждение  или изменения характера эмоциональных  переживаний. 

Виды диалога  у Кузнецова несколько иные, чем  у Т. Г. Винокура. Он выделяет такие виды диалога как:

Информация о работе Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста