Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.
Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической речи детей среднего возраста, а также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.
2. Подбор методики для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6
1.1. Диалог и его виды……………………………………………………. ….6
1.2. Особенности развития диалога детей среднего дошкольного
возраста………………………………………………………………………. 12
1.3.Обзор методической литературы по вопросам развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………..18
1.4. Кукольный театр как метод развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23
Выводы по I главе…………………………………………………………….34
Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра в ДОУ «Тополек» п. Ирша и «Колосок» с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35
2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35
2.2. Работа по развитию диалогической речи детей ……………………….40
2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60
Выводы по II главе…………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66
Приложения...…………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 981.00 Кб (Скачать файл)

   Одно  из определяющих условий методики  таких исследователей как,  А.  Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова - сочетание фронтальные и подгрупповых  организация развивающего обучения. Дидактические игры детей парами и не большими подгруппами обогащает их опыт общения, способствует эмоциональному комфорту и развивают их звуковые способности (под эмоциональном комфортом здесь следует понимать формы, с помощью которых привлекается и удерживается внимание детей).

Всё, о чем  сказано выше, подтвержденено практическими  данными, формирующим экспериментом, который проводили исследователи  по двум программам в течение двух лет. Экспериментальная группа обучалась  по разработанным ими сценариям, контрольная – по конспектам речевых занятий. Статистика данных свидетельствует: технология диалогического типа, неурочная организация обучения, эмоциональный комфорт и условия для общения со сверстниками также положительно влияют на формирование фонетической, лексической, грамматической сторон языка [7; 68 – 69].

         Еще А. М.  Бородич рассматривала основные вопросы формирования разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое [11; 12].

        Ф.А. Сохин, обобщая взгляды  лингвистов и психологов, подчеркивал,  что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» [2;47].

     М. М.  Алексеева, В. И. Яшина выделяют следующие группы диалогических умений для детей среднего дошкольного возраста.

  1. – Собственно речевые умения:

- Вступать в  общение со взрослым и сверстниками;

          -  Отвечать на вопросы и  задавать их по поводу предметов,  их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими;

         - Рассказывать о своих наблюдениях,  переживаниях.

2. Умения речевого этикета: - обращение;

                          - знакомство;

                          - приветствие, прощание;

                       - привлечение внимания, приглашение;

                       - просьба, согласие, отказ;

                      - извинение, жалоба, благодарность.

3. Умение общаться  в паре, группе, коллективе:

- отвечать только тогда,  когда спрашивают, слушать высказывания  других  детей.

4. Неречевые (невербальные) умения:

- уместное использование  мимики и жестов.

Н. А. Стародубова  выделяет  следующие диалогические  умения, которыми ребенок должен овладеть.

1. Умение активно  вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики,  пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба,  предложение и т.д.);

2. Умение беседовать  на разные темы, поддерживать  разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свою точку зрения, выражать  свое отношение к предмету  разговора;

3. Умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном;

4. Овладение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания  (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых);

5. Умение использовать  мимику и жесты;

6. Умение общаться  в паре, группе из 3 – 5 человек,  в коллективе.

Вышеназванными  умениями ребенок овладевает, во-первых, повседневно общаясь  со взрослыми  и сверстниками, а во-вторых, в  ходе специального обучения способам ведения диалога.

Автор выделяет следующие методы обучения ведению  диалога:

- разговор воспитателя  с детьми;

- чтение литературных  произведений;

- словесные  поручения;

- речевые ситуации, направленные на формирование  навыков составления диалога;

- Разнообразные  игры (сюжетно-ролевые игры, словесные  дидактические игры, подвижные игры, игры-инсценировки, игры-драматизации)

- беседа; [8;56 –  58]

В нашем исследовании мы в основном будем использовать такие методы как беседа воспитателя с детьми и кукольный театр как вид драматизации литературных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

1.4.  Кукольный театр как метод  развития разговорной, связной   речи детей среднего дошкольного  возраста

Кукольный театр  является одним из видов драматизации литературных произведений.

   В   педагогической  практике  драматизацией  называется ролевая игра,

организованная  обычно на сюжете литературного произведения (синоним -

инсценировка).

  Драматизация  предлагает  все  виды  воспроизведения   в  лицах  - от драматических   игр   до  художественно-сценического  действия  и  от импровизации  до постановки сценического спектакля. Может быть методом обучения  и  воспитания  в  ДОУ.

Л. П. Федоренко,  Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев  говорят о том, что  приемы драматизации литературных произведений – сказок, рассказов,  стихотворений – это разнообразные приемы пересказа детьми в лицах тех произведений, которые им прочитал воспитатель. Пересказ и драматизация дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации обращения, перечисления; речь детей становится и более богатой в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.

            В практике детских садов пользуются следующими приемами драматизации; 1. Театрализованное представление; 2. Инсценировка-игра; 3. Кукольный театр.

Инсценировка-игра – это: 1) дословный пересказ детьми в лицах  художественного произведения, которое  им читал воспитатель; 2) свободный  пересказ текста детьми – сюжетно-ролевая игра детей.

Театрализованное представление  отличается от инсценировки игры тем, что в нем участвуют дети, знающие  наизусть текст литературного произведения, они выступают со специальной  целью – развлечь своих товарищей  слушателей.

Кукольный театр – это  различные виды сюжетной игры: дети произносят по ролям текст художественного  произведения, заставляя одновременно действовать за героев этого произведения обычные игрушки (театр игрушек), петрушек (кукол надеваемых на пальцы рук), вырезные картинки и т.д.

Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев выделяют следующие виды кукольного театра: а) театр игрушек, б) театр петрушек, «пальчиковый» театр, в) теневой театр, г) настольный плоскостной театр, д) фланелеграф.

Инсценировка-игра, театрализованное выступление, кукольный театр во всем разнообразии приемов полезны детям дошкольного возраста [36; 14 – 16].

Остановимся подробнее на таком виде драматизации литературных произведений как кукольный театр, так как в нашей работе он будет основным способом развития диалогической речи детей.

 Театр кукол  – особый вид театральных представлений,  в которых действуют куклы  (объемные и плоские), приводимые  в движение актерами – кукловодами,  чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой) [36;113 – 114].

Театр — один из самых демократичных и доступных  видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и  психологии, связанные с:

 • художественным  образованием и воспитанием детей;

 • формированием  эстетического вкуса;

      • нравственным воспитанием;

      • развитием коммуникативных  качеств личности  (обучением  вербальным и невербальным видам  общения);

      • воспитанием воли, развитием  памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

      • созданием положительного эмоционального  настроя, снятием напряженности,  решением конфликтных ситуаций  через игру [27; 25].

  Обратимся  к истории кукольного театра, для того, чтобы понять его  значение. Кукольный театр создавался  в течение тысячелетий. Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Античный театр Древней Греции,  Древнего Рима, ряда стран Ближнего Востока, возникший в VI в. до н.э. – IV-V вв. н.э.,  способствовал порождению Европейского театрального искусства. Средства его творческих проявлений (песнопения, пляски, музыка, поэзия и др.) транслировали обрядовые культурные традиции Древней Греции «объясняли страдания народа, обязательно при этом выявляя убедительный, моральный смысл». Привлечение детей (хор мальчиков) к театральному творчеству преследовало воспитательные цели – приобщение к культурному наследию, почитание законов.  История общества рассматривает также и такие театральные системы, в основе которых лежало мастерство риторики, танца, пения, где игровой принцип был, выдвинут на первый план. Кукольный театр – вид театральных представлений, распространенный в эпоху средневековья, выявил значимость куклы, действий с ней.

Обращаясь к  современному театральному искусству, театральной педагогике, ее средствам воспитания, отметим, что театральная кукла, используемая в детском театральном творчестве, берет начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных христианских ритуалах и обрядах. Выразительными средствами в театрализованном представлении были сама кукла, ее костюм, обличье, транслирующие характер героя, эмоции и чувства, передаваемые через озвучивание, «оживление»; декорации; бутафория и др. Являясь эмоционально-притягательными, они становились доступными детям разных сословий, возрастов, способствовали воспитанию творческой направленности, проявляющейся при перевоплощении в образ в условиях вымысла, выборе характерных выразительных движений, жестикуляции, интонации, театральных типажей [27; 99].

Первое свидетельство  о русском театре кукол – в  записях и зарисовках немецкого  путешественника и ученого А. Олеария (1636). Русский театр кукол  создавался народом, неразрывно связан с деятельностью скоморохов, устным народным творчеством.

Главный герой  пьес русского кукольного театра –  Петрушка. Он имел огромный нос, красный  колпачок с бубенчиком, был большой  скандалист и забияка, совал свой нос, куда не следует. Русский Петрушка долго оставался главным лицом  кукольного театра [13; 23].

Кукольный театр  был передвижным («бродячим»). В одиночку или небольшими группами кукольники переходили от селения к селению, от ярмарки к ярмарке. Представления  разыгрывались на открытом воздухе. Выступления  сопровождали гусляры  и гудочники, затем – шарманщик.  Однако в XX веке Петрушку все же постепенно сменили более современные виды кукольного театра. По принципу устройства Петрушки изготовляли и другие куклы театра Петрушки (люди и животные) [41; 112 – 113].

В 1730 году в газете "Санкт-Петербургские ведомости” была впервые напечатана статья о кукольном театре, автор который дал лучшее определения кукольному театру, способному ”естество вещей показывать".

  Разумеется,  этот театр, как и балаганы  с Петрушкой, не был профессиональным, тем более у него не было постоянного помещения. Первый профессиональный российский кукольный театр был основан в Москве при Центральном доме художественного воспитания детей 16 сентября  1931 года. С первого дня его возглавлял Сергей Владимирович Образцов [13; 57].

    Г.В.Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:

-  картонажный  театр;

-  театр масок;

- магнитный  театр;

-  театр ручных  теней;

- настольный  театр;

- пальчиковый  теневой театр;

- книжка-театр;

-  театр «живых»  теней;

-  театр пяти  пальцев;

-  театр кукол  для одного исполнителя[27; 142]

  Для организации  театрализованной деятельности  можно использовать игрушки и  куклы, выпускаемые промышленностью  (настольные, театры, бибабо). Но наибольшую  воспитательную ценность имеют  игрушки, изготовление самими детьми, что  развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности [9; 75].

    Т.  Н. Караманенко выделяет такие  виды кукольного театра:

- Театр игрушек;

- Театр картинок;

- Фланелеграф;

- Теневой театр;

Информация о работе Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста