Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 08:30, дипломная работа

Краткое описание

Целью – развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста и разработка комплекса мероприятий, направленных на ее развитие.
Задачи: 1. Анализ теоретической литературы о диалогической речи детей среднего возраста, а также о кукольном театре как об одном из видов драматизации литературных произведений.
2. Подбор методики для выявления уровня развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.
3. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………….6
1.1. Диалог и его виды……………………………………………………. ….6
1.2. Особенности развития диалога детей среднего дошкольного
возраста………………………………………………………………………. 12
1.3.Обзор методической литературы по вопросам развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………..18
1.4. Кукольный театр как метод развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста………………………………………………………..23
Выводы по I главе…………………………………………………………….34
Глава 2. Развитие диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с помощью кукольного театра в ДОУ «Тополек» п. Ирша и «Колосок» с. Н. Солянка Рыбинского района, Красноярского края…………………………35
2.1. Выявление начального уровня развития диалогической речи детей в контрольной и экспериментальной группе………………………………….35
2.2. Работа по развитию диалогической речи детей ……………………….40
2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей….60
Выводы по II главе…………………………………………………………….63
Заключение……………………………………………………………………..64 Список литературы……………………………………………………………66
Приложения...…………………………………………………………………70

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 981.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Определение итогового уровня развития диалогической речи детей

Для проверки эффективности  формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, в ходе которого была использована та же диагностическая  методика, что и в констатирующем эксперименте, Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Изучение диалогического общения».

Обработка и  интерпретация результатов.

По итогам первого  этапа диагностики, где исследовались  умения речевого этикета детей, были выявлены следующие результаты.

Экспериментальная группа.

Приветствие: 100%(10) детей поздоровались.

Знакомство: 20%(2) назвали свое имя и представились  сами; 30%(3) спросили имя взрослого; 50% (5) не познакомились.

Просьба: 60%(6)  спросили разрешения взять игрушку; 40%(4) не спросили.

Благодарность: 90%(9) поблагодарили; 10%(1) не поблагодарили.

Прощание: 100% детей  попрощались.

Контрольная группа.

Приветствие: 90%(9) детей поздоровались; 10% (1) детей  не поздоровались.

Знакомство: 10%(1) детей назвали свое имя и представились  сами;20% (2) детей либо только спросили имя взрослого, либо только представились сами;70% (7) детей не познакомились.

Просьба: 50% (5) спросили разрешения взять игрушку; 50%(5) не спросили разрешения.

Благодарность: 90%(9) детей поблагодарили; 10% (1) не поблагодарили.

Прощание: 90%(9) детей попрощались, 10%(1) не попрощались.

По результатам  второго этапа диагностики, где  исследовались собственно речевые  умения детей, было выявлено:

Экспериментальная группа.

Инициатива: Сами проявили инициативу – 90%(9); проявили инициативу по просьбе экспериментатора – 10%(1).

Умение отвечать на поставленный вопрос. Ответили на вопрос, не отвлекаясь от содержания – 100%(10) детей.

Умение задавать вопросы. 60%(6) детей умеют задавать вопросы по собственной инициативе; 40%(4) не задали вопрос по собственной инициативе.

Умение слушать  собеседника. 80%(8)- умеют слушать  собеседника; 20%(2) – не умеют слушать  собеседника (перебивают, отвлекаются).

Контрольная группа.

Инициатива: Сами проявили инициативу – 80%(8); проявили инициативу по просьбе экспериментатора – 20%(2).

Умение отвечать на поставленный вопрос: ответили на вопрос, не отвлекаясь от содержания – 90%(9); не ответили на вопрос – 10%(1).

Умение задавать вопросы.30% детей задали вопрос по собственной  инициативе; 70% (7) детей не умеют задавать вопрос по собственной инициативе.

Умение слушать  собеседника. 70%(7) – умеют слушать  собеседника; 30%(3) – не умеют слушать  собеседника (перебивают, отвлекаются).

Вывод: После  того как мы обработали результаты контрольного эксперимента мы увидели, что, в обеих группах  результаты улучшились, так как в них проводилась работа по развитию диалогической речи. В экспериментальной группе был проведен комплекс занятий по развитию диалогической речи с использованием кукольного театра. Умение отвечать на поставленный вопрос стало выше в обеих группах: контрольная группа – 90%; экспериментальная группа – 100% детей. Значительно выше стало умение задавать вопрос по собственной инициативе: контрольная группа – 30%; экспериментальная группа – 60%. Умение слушать друг друга не перебивая и не отвлекаясь: контрольная группа – 70%; экспериментальная группа – 80%. Также улучшился и уровень владения детьми формами речевого этикета (приветствие, знакомство, просьба, благодарность, прощание. Таким образом можно говорить о том, что комплекс занятий с использованием кукольного театра можно использовать для развития диалогической речи детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы  по II главе

Для получения  знаний об уровне развития у детей  среднего дошкольного возраста диалогической  речи были выбраны две группы детей, контрольная и экспериментальная. С ними было проведено три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. По итогам констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей обеих групп недостаточно развиты некоторые диалогические умения, и необходима систематическая работа по их развитию.

Формирующий эксперимент  состоял из комплекса занятий  с использованием кукольного театра, направленных на развитие основных диалогических  умений детей. Формирующий эксперимент  был проведен только с экспериментальной группой детей. По окончании формирующего эксперимента и для его проверки был проведен констатирующий эксперимент  с обеими группами детей, по итогам которого было выявлено, что результаты значительно улучшились. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что данный комплекс занятий с использованием кукольного театра можно использовать для развития диалогических умений детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Вопрос о  развитии диалогической речи детей  в настоящее время является актуальным. И начинать работать с детьми в этом направлении необходимо  именно в среднем дошкольном возрасте, так как на более поздних этапах задача развития диалогической речи будет реализовываться с большей сложностью.

 В теоретической  части данной работы был раскрыт  вопрос о том, что такое диалог как коммуникативный вид речи, его основные виды, функции и структура с точки зрения разных авторов. Были изучены работы, касающиеся развития диалогической речи детей дошкольного возраста таких авторов как  Ж.Пиаже, В.И. Яшина, А. А. Павлова, Н. М. Юрьева, А.  Г. Арушанова, Т. И. Гризик, Е. И. Тихеева, Н. А. Стародубова, А. М. Леушина, А. М. Бородич ,  специфика развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста с точки зрения авторов. Из основных методов развития диалогической речи, подробно был  рассмотрен такой метод развития диалогической речи как драматизация литературных произведений. Затем были рассмотрены виды драматизации, и подробно такой вид как   кукольный театр. Были представлены классификации кукольных театров разных авторов, выбрана одна из них и раскрыта более подробно виды кукольного театра. 

В практической части для проверки гипотезы было проведено три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Было обследовано 20 детей, 10 детей из контрольной  группы, 10 детей из экспериментальной группы. В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Изучение диалогического общения».  По итогам диагностической методики было выявлено, что у детей обоих групп не достаточно развиты диалогические умения, следовательно, необходимо их развивать. В формирующем эксперименте был разработан и проведен, с детьми экспериментальной группы, комплекс занятий по развитию диалогической речи детей с использованием кукольного театра. Эксперимент состоял из 11 занятий с использованием разных видов кукольного театра, направленных на развитие основных диалогических умений детей, а также умение пользоваться речевым этикетом.

Для проверки эффективности формирующего эксперимента  с детьми обеих групп был проведен контрольный эксперимент, в котором использовалась та же диагностическая методика, что и в констатирующем. После обработки результатов данных контрольного эксперимента было выявлено, что у детей значительно улучшился уровень овладения основными диалогическими умениями. Таким образом, можно говорить о том, что использование кукольного театра как одного из видов драматизации литературных произведений способствует развитию диалогической речи детей среднего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Алексеева  М. М. , Яшина В. И. Методика  развития речи и обучение родному  языку дошкольников: - М., издательский  центр Академия 2000 г.

2.  Антипина  Е.А. Театрализованная деятельность  в детском саду.-М., 2003.

3. А. Арушанова,  Н. Дурова, Е. Рычагова Истоки  диалога \\ Дошкольное воспитание  № 12  2000 г.

4.  Арушанова  А. Г., ДуроваН. В., Рычагова Е.  С. Истоки диалога: Книга для  воспитателей /Под ред. А. Г.  Арушановай. – М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 216 с.

5.  Арушанова  А. Г. Речь и речевое общение  детей: Книга для воспитателей  детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 20002 с. 4-5,135 -136.

6. Асеев Б.Н.  История русского драматического  театра от истоков до конца

XVIII века. – М., 1977.

  7. А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова Истоки диалога: старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание №     2007 г.

  8.  Белобыкина  О. А Речь и общение. Популярное  пособие для родителей и педагогов: - Ярославль, Академия развития, Академия  и К 1998 г.  – с.249

 9.  Березин В.И. Искусство оформления спектакля .- М., 1986.

10.  Бизикова  О. А. развитие диалогической  речи дошкольников в игре. –  М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136с.

11.  Бородич  А. М. Методика развития речи  детей. – М.: Просвещение, 1981 г. – с. 72.

12.Гризик Т.  И. Речевое развитие современного  ребенка // Детский сад от А  до Я № 2(14) 2008 г.

13. Гусев В.Е.  Русский народный кукольный театр.  – Л., 1983.

14. Диалоговое  взаимодействие и представление  знаний. Под ред. А.С.Нариньяни. Новосибирск, 1985.  – с.  49.

15. Доронова  Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет  в театрализованной деятельности

// Ребенок в  детском саду. – 2001. - №2.

16.Дорохина Н.  Театр картинок// Дошкольное воспитание  №1 2008г.

17. Зимина И.  Театр и театрализованные игры  в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

18.Караманенко  Т. Н. Кукольный  театр –  дошкольникам. М.: Просвещение, 1982

19. Козырева  Л. М. Развитие речи детей  от рождения до пяти лет: - Ярославль,  Академия развития, Академия Холдинг  2001 г. с. 8 – 9

20. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: Сов. Россия 1979 г.

21. Короткова  Э. П. Беседа как средство  развития речи у детей дошкольного  возраста: учебно-методическое пособие  к курсу «Методика развития  речи и обучение грамоте в  детском саду». – М.: Просвещение 1977. – 39 с.

22. Кузнецова  Л. Изготовление детьми игрушек  для кукольных театров // До-

школьное воспитание, 1990. - №1,2.

23. Кузнецов  И. Н. Риторики или ораторское  искусство – М.: Юнити-дана 2004 г.  с. 91 – 93, 117 – 126.

24. Львов М.  Р. Основы теории речи: - М., Академiа, 2000 .

25. Лямина Г.  М. Особенности развития речи  детей дошкольного возраста // Хрестоматия  по теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеевна, В. И.  Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 560 с.

26. Максаков  А. И. Правильно ли говорит  ваш ребенок? - М.: Просвещение, 1988. - с.66.

27. Мигунова  Е. В. Организация театральной  деятельности в детском саду. –  Великий Новгород.: НовГУ  им. Ярослава Мудрого, 2006.

28. Пиаже. Ж.  Речь и мышление ребенка.: - СПб., Союз. 1997.

29. Развитие  речи детей дошкольного возраста / под. ред. Ф. А. Сохина: - М., Просвещение  1979 г. 

30. Развитие  речи детей 4 – 5 лет: Метол.  Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / Гризик Т.  И., Тимощук Л. Е. – М.: Просвещение, 2004. – 221 с.

   31. Рубинштейн  С. Л. Основы общей психологии  в 2. т. – М., Педагогика 1989 г.  – т. 1. с. 468 – 475.

32. Сигуткина  Р. Рекомендации к организации  театрализованных игр // Дошкольное  воспитание. – 1988. - №8.

33. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети.-М.:

 МИОО, 1995.

34. Стародубова  Н.А Теория и методика развития  речи дошкольников: учеб. Пособие  для студентов высш. Учеб. Заведения.  – М.: издательский центр «Академия», 2006. 256 с.

35. Тихонова О.  Домашний театр //  Детский сад от А до Я  №4 2008 стр. 19

36.  Федоренко  Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев  В. К. Методика развития речи  детей дошкольного возраста. –  М., 1977г.

37. Флерина Е.  А. Эстетическое воспитание дошкольников. / под. ред. В. Н. Шацкой – М., 1961 г.

38. Хрестоматия  по теории и методике развития  речи детей дошкольного возраста / сост. Алексеева М. М. , Яшина В.  И. – М.: Академия 2000 г. 354 – 369.

39. Цейтлин С.  И.  Язык и ребенок. Лингвистика  детской речи: - М., Гуманитарное издательство Владос, 2000 г.  

40. Щерба Л.  В. Современный русский язык// Избранные работы по русскому  языку. – М., 1957. – С.114.

  41. Юрина  Н. Народный кукольный театр// Детский сад от А до Я  № 4 2008

42. Якубинский  Л.П. О диалогической речи. –  В кн.: Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. – с. 115

Сост. М. М. Алексеева. - М.: Академия, 1999. - с.49.

43. http://alfaland.ioso.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Исследование  начального уровня речевого этикета  у детей экспериментальной группы.

Имя ребенка

Приветствие

Знакомство

Просьба

Благодарность

Прощание

Доп. наблюдения

1

Денис В.

_

_

Я возьму шарик

+

_

Весь интерес  направлен на игрушку, выбрал игрушку  сразу убежал

2

Настя М.

+

Как тебя зовут?

+

_

+

+

Взяла игрушку, улыбаясь, пошла в группу

3

Настя Ф.

+

_

_

_

+

Смутилась. Убежала  сразу же после того как выбрала  игрушку

4

Матвей П.

+

_

Я хочу машинку, можно?

+

+

Интерес вызван игрушками, взяв игрушку – убежал, предварительно попросив разрешения

5

Никита В.

+

_

_

+

+

Тщательно выбирал игрушку, улыбался

6

Андрей К.

_

+

Ты кто?

_

_

+

Спросил имя  взрослого, но не представился

7

Ваня Х.

+

_

_

+

_

Долго стоял  в нерешительности, прежде чем взять  игрушку

8

Юля Г.

+

_

_

+

+

Спорила с другими  детьми в итоге взяла то, что  хотела.

9

Настя П.

+

+ меня зовут  Настя, а тебя?

_

+

+

Игрушки заинтересовали ребенка, смотрела, как все дети выбирали игрушки. Познакомилась с взрослым

10

Денис  А.

+

_

_

+

+

Проявлял интерес  к игрушкам и к новому взрослому

Информация о работе Кукольный театр как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста