Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что воспитание нового поколения всегда является очень значимой частью в развитии любого общества. Подрастающее поколение должно быть подготовлено к принятию ответственности за благополучное развитие страны и за ее судьбу в общем. Проблемой данного исследования является противоречие между социально-педагогическим потенциалом и художественно-творческой деятельностью развития способностей детей находящихся в младшем школьном возрасте, а также недостаточным использованием такого потенциала в социальной практике.

Содержание

Введение

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проблемы развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста

1.1.
Категории художественной культуры детей младшего среднего возраста

1.2.
Психологически-педагогический портрет школьников младшего среднего возраста

2.3.
Потенциал КДД в развитии художественной культуры детей младшего школьного возраста

Глава 2.
Диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста

2.1.
диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста и их родителей

2.2.
Разработка проекта, направленная на развитие программы художественной деятельности детей младшего школьного возраста


Заключение


Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая до 5 марта.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста

 

 

Введение

 

Глава 1.

Теоретические аспекты  изучения проблемы развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного  возраста

 

1.1.

Категории художественной культуры детей младшего среднего возраста

 

1.2.

Психологически-педагогический портрет школьников младшего среднего возраста

 

2.3.

Потенциал КДД в развитии художественной культуры детей младшего школьного возраста

 

Глава 2.

Диагностика художественных потребностей и интересов детей  младшего школьного возраста

 

2.1.

диагностика художественных потребностей и интересов детей  младшего школьного возраста и их родителей

 

2.2.

Разработка проекта, направленная на развитие программы художественной деятельности детей младшего школьного возраста

 
 

Заключение

 
 

Список использованных источников и литературы

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что  воспитание нового поколения всегда является очень значимой частью в  развитии любого общества. Подрастающее поколение должно быть подготовлено к принятию ответственности за благополучное  развитие страны и за ее судьбу в  общем. Проблемой данного исследования является противоречие между социально-педагогическим потенциалом и художественно-творческой деятельностью развития способностей детей находящихся в младшем школьном возрасте, а также недостаточным использованием такого потенциала в социальной практике.

Вышеупомянутую проблема обусловливает цель всего исследования, которая заключается в изучении и определении культурно-досуговой деятельности как весомого фактора, влияющего на развитие художественно-эстетической культуры у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, объектом работы является сам процесс формирования творческих способностей детей младшего среднего возраста. Предмет же работы - дети младшего школьного возраста.

Из всего вышесказанного вытекают следующие задачи проведения работы:

  • Проанализировать литературу, касающуюся проблемам выбранной темы;
  • Рассмотреть особенности детей среднего школьного возраста;
  • Определить специфику процесса приобщения детей к культуре;
  • Охарактеризовать возрастные особенности детей в младшего школьного возраста в контексте развития творческих способностей;
  • Рассмотреть особенности развития творческих способностей младших школьников.

Границами младшего среднего школьного возраста определяют период, совпадающий с обучения в начальной  школе (с 6-7 до 9-10 лет.). Сильные изменения  психологического облика ребенка, свидетельствуют  о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. По мнению Даниловой Е.Е., «младший школьный возраст является сенситивным:

  • для формирования мотивов обучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей ребенка;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и само регуляции;
  • становления адекватной самооценки ребенка и желанию развиваться, при этом отбрасывая критичное отношение к самому себе и к окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.»1

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений  и преобразований2. В.А. Сухомлинский в свое время писал: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат».3

В наше время стремительно растет количество детей, с повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Понятия «тревога» и «тревожность» имеют веские различия. «Фрейд разграничивал страх и тревогу, считая, что страх – реакция на конкретную, знаемую опасность, - дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом; в то время, как тревожность – невротическая реакция на опасность, не определяемую и неизвестную, а значит, не способствующую адаптивному поведению. Выражаясь яснее: страх имеет определенный объект, а у тревоги нет объекта».4

Развитие художественно-творческих способностей у детей младшего среднего возраста, это актуальная проблема педагогики и психологии. Особенно она обостряется в критические периоды жизни общества, тогда острее остро ощущается необходимость в творческих личностях, которые способны самостоятельно решать возникшие проблемы. Развитие творческой личности не возможно без использования такого способа воспитания как культурно-досуговая деятельность. Особенно там, где идет речь о живописи, которая способна привить ребенку общечеловеческие духовные ценности и сформировать у него творческое отношение к действительности, самопознание, самораскрытие и самореализацию.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты изучения проблемы развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста.

1.1. Категории художественной  культуры детей младшего среднего  возраста.

 

Развитие младших школьников в направлении культурно-досуговой деятельности некоторые источники понимают как комплексную целенаправленную совместную деятельность педагогов для актуализации творческого личностного потенциала ребенка, который сочетает в себе развитие музыкальных и творческих способностей вместе с организацией направленности досуговой активности детей, соответствующей личностным потребностям и возрастным психофизиологическим особенностям каждого ребенка. Развитие способностей осуществляется с помощью активного положительного отношения личности к определенной деятельности, проявлением к ней интереса, а также способностью заниматься такой деятельностью. Исходя из этого, структура культурно-досуговой деятельности рассматривается со стороны мотивационных компонентов, которые формируют отношение личности к культурно-досуговой деятельности.

Дошкольный возраст —  период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.5

При переходе от раннего к дошкольному возрасту, ребенок сохраняет многие черты, свойственные раннему возрасту, но в то же время уже обладает и новыми чертами, которые свидетельствуют о переходе его на новый уровень психического развития. Здесь начинает активироваться самостоятельность, самосознание, складывается новая система отношений детей с родителями и взрослыми.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста требуют «делового» общении, так сказать, сотрудничества с взрослыми. В пятилетнем возрасте такая потребность завершается и появляется потребность самостоятельности. Тогда появляется стремление в подражательстве взрослым, к примеру, в поведении. Со временем такое поведение перерастает в образец сознательного следования. Появляются первые этические представления, которые основываются на усвоении норм поведения и определенных нравственных оценок взрослых. Дети младшего и среднего дошкольного возраста еще достаточно импульсивны, их поведение часто определяется в зависимости от внешней обстановки, настроением и нуждается в постоянном руководстве и разумном контроле со стороны взрослых.

Во время младшего и среднего возраста неизбежно появляется потребность в общении ребенка со сверстниками, таким образом, формы общения становятся разнообразнее. Появляются устойчивое общение между детьми, которое основывается на личных симпатиях. Начинает активно развиваться эмоциональная сфера. Ребенок начинает чувствовать в социальном направлении.

Развитие способностей ребенка осуществляется во время воспитания и обучения. Одним из важнейших факторов развития творческих способностей на занятиях, является, создание атмосферы, способствующей появлению новых идей и мнений. Главным при создании такой атмосферы является развитие чувства психологической защищенности у ребенка. Критика, высказанная в адрес ребенка, приводит к ощущению того, что их предложения неправильны или абсурдны, что подавляет творческие способности. Высказанные детьми мысли всегда следует принимать к вниманию и относиться к ним с уважением.

Обстановка так же оказывает весомое значение в процессе развития творческих способностей детей. Помещение, в котором проводятся занятия детей, должны быть устроены в соответствии с выбранной тематикой и типологией проведения занятий, снабжаться нужными материалами и оборудование, а так же с возможностью для детей перемещаться по классу. Педагог принимает место консультанта и помощника для детей, при этом просто контролируя происходящее, давая возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.

Существует методология, развивающая творческие способности детей, это различные приемы и средства помогающие осуществлять развитие творческих способностей у. Такие методы разделяют на практические, наглядные и словесные.

В составе практической методологии состоят упражнения и/или игры.

И так, упражнения, определяют как многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.6 Всю совокупность упражнений можно разделить на конструктивные, подражательно-исполнительские и творческие. Игровой метод подразумевает использование игровых компонентов вместе с другими приемами.

Наблюдение относится к методам наглядным, при котором детям предлагается рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок и т.д. Рассказ, беседа, чтение, пересказ определяются как методы словесные.

В ходе организации обучения направленного развивать творческие способности важными считаются обще дидактические принципы: научность, систематичность, последовательность, доступность, наглядность, активность, прочность, индивидуального подхода. Очень важным является принцип «от простого к сложному», который заключается в постепенном развитии творческих способностей ребенка.

Любая деятельность, в том числе культурно-досуговая, может представляться в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт говорит о том, что творческие задания - это «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применять знания в новых условиях, создать нечто субъективно, а иногда и объективно новое»7 Творческие задания можно разделить на сложности проблемных ситуаций, на сложности мыслительных операций, а также на формы представления противоречий.

Большинство занятий развивающих творческие способности детей проводятся в форме игры. Такие игры имеют свою типологию: творческие, развивающие и т.д. причем каждая из них обладает характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет  собой набор задач.

2. Задачи дают детям в разных формах, и таким образом знакомят их с различными способами передачи информации.

3. Задачи располагаются в порядке роста сложности.

4. Задачи имеют различные уровни трудностей, так игра может возбуждать интерес.

5. Рост сложности задачи помогает развивать творческие способности.

Для большей эффективности развития творческих способностей ребенка нужно работу начинать с раннего возраста, при этом игры должны быть разнообразны.

Игра сама по себе считается основным методом, который используется для развития творческих способностей ребенка, ее еще называют «игровой терапией». Наряду с играми существуют также:

  • Сказкотерапия;
  • Арттерапия;
  • Креативная визуализация;
  • Цветотерапия;
  • Теория решения изобретательских задач:
  • Метод проб и ошибок;
  • Метод мозгового штурма.

В. А. Сухомлинский называет сказки, игры и фантазию неиссякаемым источником, который помогает направить детское мышление к благородным чувствам и стремлениям. Так «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств - живой реальностью мышления. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи»8

Сказка способна пробудить  эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, и есть не иссякающим источником раскрывающим и развивающим творческих способностей детей.

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста