Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что воспитание нового поколения всегда является очень значимой частью в развитии любого общества. Подрастающее поколение должно быть подготовлено к принятию ответственности за благополучное развитие страны и за ее судьбу в общем. Проблемой данного исследования является противоречие между социально-педагогическим потенциалом и художественно-творческой деятельностью развития способностей детей находящихся в младшем школьном возрасте, а также недостаточным использованием такого потенциала в социальной практике.

Содержание

Введение

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проблемы развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста

1.1.
Категории художественной культуры детей младшего среднего возраста

1.2.
Психологически-педагогический портрет школьников младшего среднего возраста

2.3.
Потенциал КДД в развитии художественной культуры детей младшего школьного возраста

Глава 2.
Диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста

2.1.
диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста и их родителей

2.2.
Разработка проекта, направленная на развитие программы художественной деятельности детей младшего школьного возраста


Заключение


Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая до 5 марта.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Сказкотерапией называют процессом активизирующим ресурсы, потенциала личности ребенка. Она отличается своей особой сказочной средой, где ребенок не боится проявлять стремления и интересы. Это способ, с помощью которого нереализованное может реализоваться, так появляется чувство защищенности. В таком виде терапии обычные предметы приобретают сказочные и волшебные свойства, детское воображение активизируется, ребенок начинает делать обычные манипуляции необычным способом. То есть, ребенок начинает творить, становится почти волшебником. Когда ребенок слышит сказку, он покидает реальный мир уходя в свои фантазии, которые стимулируются сказкой. Сказка помогает развиваться воображению ребенка.

Игровая терапия. В. Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка... Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» 9

«Игровая терапия - это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры, которая основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личности. Процедура игровой терапии включает в себя выполнение детьми специальных упражнений, предполагающих вербальные и невербальные коммуникации, проигрывание различных ситуаций. В процессе игры каждый ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развиваются коммуникативные навыки, способность к принятию собственных решений, снимаются напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка».10

Психологическая игра высвобождает энергетический потенциал ребенка и пробуждает воображение, фантазию, способствуя развитию креативного и личностного роста. Дети, получившие такой опыт, в жизни чувствуют себя увереннее и радостнее, также они, адекватнее реагируют не какие либо происшествия, полнее и целостнее воспринимая мир, себя и других.

Практически самым важным фактором в творческом развитии ребенка можно назвать создание условий, которые способствуют формированию творческих способностей. Первыми шагами к такому развитию становится раннее физическое развитие малыша: гимнастика, раннее плавание, ползание и хождение. В след за этим идет раннее чтение, счет и т.д.

Также немало важным является создание обстановки, которая будет опережать развитие ребенка. Следует, как можно раньше окружить ребенка системой отношений стимулирующих самых разнообразных творческих рвений ребенка, которые невольно бы развивали именно то, к чему у ребенка есть склонности и интерес.

Также очень важно в эффективном развитии творческих способностей сам характер творческого процесса, где требует максимальное напряжение сил и максимальное предоставление ребенку свободы выбора занятия. При этом, следует чередовать занятия ребенка и их продолжительность. Таким образом интерес ребенка постоянно «подогрет», ребенок испытывает эмоциональный подъём. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Для плодотворного творчества ребенку необходимы комфортные условия и спокойная психологическая обстановка (тёплые дружелюбные отношения в семье и в детском коллективе). Взрослым необходимо создавать для ребенка такую безопасную базу, тогда ребенок начинает творческий поиск и путь собственных открытий. Важным условием есть постоянное стимулирование ребенка к творчеству, к проявлению сочувствия его неудачам, терпению, исключая замечания и осуждения.

Развивая творческие способности детей необходимо осуществлять на базе интегрирования заданий, средств и видов деятельности, которые способствуют развитию креативных личностных проявлений вместе с другими психическими процессами, а также помогать развивать познавательную активность в общем.

Необходимо организовать учебно-воспитательный (творческий) процесс  таким образом, чтобы ученик чувствовал себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком. Преподаватель должен обеспечить условия для реализации процесса творчества, использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные  методы развития творческих способностей.

 

1.2. Психологически-педагогический  портрет школьников младшего  среднего возраста

 

Любой человек, с самого момента рождения, попадает в разные социальные группы, где он получает навыки для комфортного существования. На протяжении жизни группы меняются, некоторые и вовсе исчезают, а на их местах образовываются новые. Например, в место родительской появляется своя семья, группа в детском саду сменяется школьным классом, студенческая группа на рабочий коллектив и т.д. Потребность человека находиться среди людей, быть в определенных группах является одной из важнейших потребностей. Детям младшего школьного возраста очень важно быть принятым в коллектив, так как он играет очень важную роль в развитии личности. Божович Л.И. пишет, что «в этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителем, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.»11 Естественно, что и в дошкольном возрасте дети общаются со своими сверстниками, таким образом, они являются частью коллектива. Однако дошкольная группа в корне отличается от школьного класса. Общая учебная работа создает у общую учебную целеустремленность. Школьный коллектив, как и всякий другой, имеет свою внутреннюю социальную структуру.

Младший средний возраст  – этап, когда ребенок сильно меняется в психологическом плане, это свидетельствует о широкой возможности развития ребенка. В этот период ребенок переходит на качественно новый уровень, где он может реализовывать свой потенциал развиваясь как активный субъект, познающий окружающий мир и себя самого, приобретающий собственный опыт поведения в этом мире.

Младший школьный возраст  является сензитивным для:

- формирования мотивов  учения, развития устойчивых познавательных  потребностей и интересов;

- развития продуктивных  приемов и навыков учебной  работы, "умения учиться";

- раскрытие индивидуальных  особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной  самооценки, развития критичности  по отношения к себе и окружающим;

- усвоения социальных  норм, нравственного развития;

- развития навыков общения  со сверстниками, установления прочных  дружеских контактов.

Важнейшие новообразования  возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая  роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что  младший школьник активно включен  и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия  спортом, искусством), в ходе которых  совершенствуются и закрепляются новые  достижения ребенка.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений  и преобразований.

«Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, не приобретет умения учиться, не научится дружить, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат» писала В.А. Сухомлинский.12

В семилетнем возрасте начинает развиваться физическая выносливость и повышаться работоспособность, хотя вместе с тем появляется, также, повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Это проявляется в том, что их работоспособность обычно резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и после второго урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.(7).13

Психолог Эрик Эриксон  в своей теории развития личности отвел младшим школьникам 4 стадию. "Стадия 4. Трудолюбие - неполноценность. От 6 до 11 лет.14

Наиболее важными приобретениями этого возраста являются кооперация, взаимозависимость и здоровое чувство соперничества. Однако существует риск развития у ребенка чувства неполноценности, если ожидается слишком много или слишком мало. Ребенок начинает систематизировать, интересоваться устройством вещей, начинает развиваться дедукция, желание к коллективным играм и последовательным занятиям.

Школа, несомненно, отыгрывает очень важную роль, она помогает ребенку развивать чувства трудолюбия и достижения, подтверждая чувство личностной силы так званого «Я». Ребенок начинает чувствовать себя компетентным, при этом становится трудолюбивым и начинает создавать себе место в мире.

Если ребенку прививать любовь к рукоделию, готовке и т.п., позволять ему самостоятельно начать и завершить какое либо дело, хвалить за результаты, тогда ребенок начинает чувствовать себя компетентным, «умелым», уверенным в себе, здесь развиваются способности к техническому творчеству. Если же родители воспринимают трудовую деятельность ребенка как баловство, которое мешает «серьезным занятиям» тогда у ребенка может развиться чувство неполноценности и неадекватности. В этот период дети привыкают к систематическому обучению, учатся завоевывать признание, заниматься полезными и нужными делами.15

 

2.3. Потенциал КДД в развитии художественной культуры детей младшего школьного возраста

 

Если попробовать проанализировать ситуацию социокультурной жизни российского общества в целом, обнаруживается ее многосложность и противоречивость. В таком обществе наблюдается позитивное изменение, связанное с раскрепощением сознания народа, с активизацией социально-культурного творчества различных группах населения. Также, заметно расширение типологий и разнообразия художественного творчества, с помощью образования различных общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций. Активизируется национально-культурное самосознание человека и социальной группы, которое помогает формированию исторической памяти, воспитанию любви и привязанности человека к территории, чувства любви к «малой родины». Такие процессы порождают новые объекты культуры, а именно: средства труда, предметы потребления, услуги, научные и философские идеи, которые существенно повышают культурный потенциал общества. Бурное развитие происходит и в сфере культуры и досуга. Сегодня культурный потенциал составляют новые: научные теории, произведения искусства, законы, архитектурные сооружения и т.п.

Рядом с тем оборотов набирают и негативные тенденции. В социальной сфере заметным становится рост социального расслоения в зависимости от образа и стиля, позиции и/или статуса. Важными источниками таких проблем являются интенсивные миграционные процессы, которые разрушают культурную целостность. Массовая миграция, проведенная политика, для размытия черты между городом и селом, вызвали отчуждение человека от «земли». Этот кризис в дальнейшем только усугубляется дальнейшим этническим расслоением и межэтнической напряженностью. Более заметными становятся проявление агрессии относительно иной точки зрения, иной системе ценностей, иной веры, национальности и т. п.

Самые важные помехи связываются с общим состоянием духовной жизни российского общества, а именно с усилением процессов размывания духовной самобытности российской культуры, возрастанием опасности ее направленность на запад, потерей историко-культурной самобытности определенных территорий. Также из-за снижения показателей духовности общества. Продолжительностью роста разрыва между специализированными и обыденными уровнями культурного развития. Прослеживается сильная пере направленность в общественных взглядах, ценности ориентируются на ценности материального благополучия, гедонизма В основном теряются нравственные ценности как патриотизм, взаимопомощь, милосердие. По сути культура начинает терять функцию социальной регулировки, общественная консолидация и духовная нравственность человека, близится к понятию аномии (Аномия – это (от греч. a — отрицательная частица, nomos — закон) - понятие, выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом, приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями)16.

Снижение показателей духовности российского общества, частично происходит из-за изменения общественного статуса интеллигенции, которая всегда считалась передовиком нравственного развития. Особый повод для тревоги вызывает молодое поколение, которое все сильнее отходит от духовной культуры, а все в основном из-за кризиса системы образования, политики средств массовой информации, которые насаждают безнравственность, насилие, пренебрежение к профессии, к труду, к браку, к семье. Увеличивается рост разочарования в демократических идеалах и ценностях, рост чувства безнадежности, потери веры в будущее.

Таким образом, наблюдаемая  сегодня в обществе тенденция  к деградации духовной жизни и  культурной среды не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни, улучшение условий существования  и качества человеческой жизнедеятельности.

Существует и иная группа причин низкой эффективности государственной политики в сфере культурного развития, она заключается в плохой проработанности Федеральных целевых программ, направленных лишь на обозначение только общих приоритетов, слишком большая абстрактность, не учтенная специфика определённых регионов и территорий. Дело в том, что в технологии проектирования слишком абстрактная модель ситуации (и соответствующий радиус проблем) оказывается не всегда оптимальной. Понимание общенациональных проблем — это, скорее, тот общемировоззренческий контекст, который определяет позицию проектировщика или субъекта управления. Главное в процессе формирования проекта — изучив конкретное социокультурное пространство, где протекает жизнедеятельность человека, понять те социально и личностно значимые проблемы, которые, во-первых, отражают реальные и непосредственные условия жизнедеятельности человека в социокультурной среде, во-вторых, связаны с неоптимальным уровнем культурного развития личности.

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста