Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что воспитание нового поколения всегда является очень значимой частью в развитии любого общества. Подрастающее поколение должно быть подготовлено к принятию ответственности за благополучное развитие страны и за ее судьбу в общем. Проблемой данного исследования является противоречие между социально-педагогическим потенциалом и художественно-творческой деятельностью развития способностей детей находящихся в младшем школьном возрасте, а также недостаточным использованием такого потенциала в социальной практике.
Введение
Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проблемы развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста
1.1.
Категории художественной культуры детей младшего среднего возраста
1.2.
Психологически-педагогический портрет школьников младшего среднего возраста
2.3.
Потенциал КДД в развитии художественной культуры детей младшего школьного возраста
Глава 2.
Диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста
2.1.
диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста и их родителей
2.2.
Разработка проекта, направленная на развитие программы художественной деятельности детей младшего школьного возраста
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выводы. Способности - это свойство ребенка как личности, определяющие динамику, глубину и прочность приобретенных знаний, умений и навыков, при этом обеспечивающих результативность и успешность деятельности. Творческие способности - это индивидуальные особенные качества человека, которые определяют успешность выполнения им различной творческой деятельности. С точки зрения психологов младший школьный возраст является самым благоприятным возрастом, когда стоит развивать творческие способности. Это обуславливается тем, что в этот период ребенок чрезвычайно любознателен, у него появляется огромное желание познавать окружающий мир. Мышление школьников в этот период более свободно, в отличие от старших детей. В этом период мышление детей еще не захламлено стереотипами, оно более независимо.
Творческая деятельность направлена на развитие чувств ребенка, а также способствует оптимальному и интенсивному развитию психического функционирования, таких, как память, мышление, восприятие, внимание которые и т.д. творческая деятельность развивает личностные качества ребенка, помогает ему усвоить моральные и нравственные нормы. Создавая произведение творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства. Дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются творчеством - лепят и рисуют, сочиняют сказки, занимаются народными промыслами. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способны заниматься творчеством независимо от личностных комплексов.
Глава 2. Диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика
художественных потребностей и
интересов детей младшего
Эстетическое воспитание личности ребенка проводится с первых шагов ребенка, с его первых слов и поступков. Окружающий мир накладывает неизгладимый след на дальнейшую судьбу ребенка. Коммуникация с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми огромным образом влияет на мышление ребенка и на его дальнейшее развитие.
Эстетическим воспитанием в широком смысле называют целенаправленное формирование эстетического отношения ребенка к действительности.
Эстетическим воспитанием также называют оду основных и необходимых граней воспитания, в силу обращения его к душе человека, его чувствам и эмоциям. Таким образом чувства играют важнейшая роль в личностном проявления ребенка. Педагогическая литература говорит о сущности эстетического воспитания ребенка, как о «целенаправленном процессе «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании».17
Изучая развития творческого потенциала детей младшего среднего возраста О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младших школьников является развитие их творческого потенциала. Развитие эмоциональной сферы и усвоение определённых знаний из области искусства, а также развития эстетического сознания наиболее эффективно происходит в процессе художественно-творческой деятельности».18
Из выше сказанного видно, что за последнее время эстетическое воспитание стало рассматриваться как процесс, направленный на формирование у детей способностей к активной творческой деятельности. Сущность определяется как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся по формированию эмоционально отзывчивой и творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в искусстве, природе, окружающей жизни, поведении людей и стремящийся к посильной эстетико-предметной деятельности.
Изучение теоретических основ эстетического воспитания личности позволило установить, что его сущность базируется на следующих принципах:19
Существует несколько различных методик помогающих диагностировать эстетическое воспитание, но лишь некоторые из них можно применять к детям младшего среднего возраста. Самыми распространенными среди них являются: наблюдение, беседа, эксперимент и опрос.
Наблюдение – это достаточно простой и в тоже время сложный способ диагностики ребенка. Оно проводится педагогом во время естественного поведения ребенка. Постоянно находясь рядом с детьми, педагог может видеть и слышать все личностные проявления детей, исходя из этого, он делает выводы. Наблюдение так же подразумевает искусственное создание естественной ситуации.
Беседа позволяет устанавливать психические особенности ребенка в ходе непосредственного общения с ним, при это возможно определить его психические особенности и получить интересующую информацию благодаря предварительно подготовленных вопросов. Беседа также иногда проводится и с целой группой детей, при этом педагог задает вопросы группе, при этом он следит за тем, что бы все члены группы участвовали в обсуждении, а не только самых активных.
Опросник. Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.
Диагностика имеет большое
значение для целенаправленного
и эффективного осуществления воспитательно-
2.2. Разработка
проекта, направленная на
Психологическая игра способна высвободить энергетический потенциал, пробудить воображение, фантазию, поспособствовать развитию креативности и личностному росту ребенка. Дети которые получают подобный опыт, чувствуют себя более уверенней в жизни, они более адекватно реагируют на различные ситуации, полнее и целостнее воспринимают мир, себя и других.
Очень важным фактором творческого развития ребенка определяется создание условий, которые способствуют формированию творческой направленности. Во-первых, началом успешного развития творческого потенциала является раннее физическое развитие ребенка: плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Во-вторых, полезно раннее чтение, счет, а также ознакомление с различными инструментами и материалами. Также важным фактором развития творческих способностей ребенка есть создание комфортной обстановки. Здесь нужно по возможности максимально окружать ребенка системой отношений, которая будет стимулировать самую разнообразную творческую нацеленность ребенка.
Еще одним важным условием для эффективного развития творческих способностей ребенка определяется непосредственно характером творческого процесса, для которого необходимо максимальное напряжение сил. Способности детей развиваются успешнее, если он постоянно поднимает свою «планку». Такого напряжения сил легче всего достичь в тот период, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Познавание окружающего мира в этот период максимально интенсивен, хотя при этом у ребенка еще нет опыта взрослых, именно поэтому ребенок вынужден заниматься творческой деятельностью для решения множества новых для себя задач самостоятельно.
Для успешного развития творческих способностей ребенка также важно предоставлять ему большую свободу в выборе своей деятельности, при этом чередую дела. Таким образом, стремление ребенка, его интерес, эмоциональный подъём станут прочным гарантом того, что большое напряжение ума не станет причиной переутомления, а только пойдет ребенку на пользу. Предоставление ребенку такой «свободы» предполагает ненавязчивую, умную, помощь родителей и педагогов – что является еще одним важным условием для успешного развития творческих способностей. Важным здесь есть грань между предоставлением свободы и вседозволенности.
Общеизвестным есть тот факт, что для творчества необходимы комфортные условия, прежде всего в психологическом плане, а так же наличие свободного времени. Следовательно, еще одно условие развития творческих способностей ребенка заключается в тёплой дружелюбной атмосфере в семье и детском саду. Важно постоянно стимулировать стремления ребенка к творческому развитию, постоянно проявлять сочувствие к его неудачам, адекватно относиться даже к самым странным идеям. Ни в коем случае нельзя проявлять замечания и осуждение.
Развитие творческих способностей должно осуществляться на основе интеграции заданий, средств и видов деятельности, способствующих развитию креативных качеств личности в комплексе с другими психическими процессами, и развивать познавательную активность в целом.
Необходимо организовать учебно-воспитательный (творческий) процесс таким образом, чтобы ученик чувствовал себя первооткрывателем, исследователем, аналитиком. Преподаватель должен обеспечить условия для реализации процесса творчества, использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы развития творческих способностей.
Выводы. Уровень эстетической воспитанности личности представляет собой целостное единство эстетического сознания и активной эстетической деятельности. В современной теории эстетического воспитания стало общепризнанным, что эстетическая потребность личности не может удовлетворяться только в созерцательной форме, поскольку она наиболее полно проявляется и созидается в художественно-творческой деятельности.
Эстетическое воспитание
существенно обогащает
Заключение
В данной работе рассматривалась тема: «Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста» целью, которой являлось изучение и определение культурно-досуговой деятельности как весомого фактора, влияющего на развитие художественно-эстетической культуры у детей младшего школьного возраста.
Рассмотренные факторы влияния и подходы к развитию и диагностике потенциала культурно досуговой деятельности в развитии художественной культуры детей младших школьников, крупнейших педагогов, психологов, философов, и социологов позволили выделить несколько факторов, которые обуславливают развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста:
Творческими способностями называют индивидуальные особенности ребенка, основывающиеся на врожденных способностях и развитых в детстве склонностям к художественной культуре. Выделяют творческое воображение и творческое мышление как необходимые компоненты творческих способностей. Следовательно, можно определить некоторые главные направления развития способностей детей к творчеству, а именно: развитие плодотворного творческого воображения, характеризующегося богатством создания образов и направленностей и развитие характерного мышления, формирующего креативность.
Культурно-досуговая
Дети младшего школьного возраста имею огромнейший потенциал для развития творческих способностей, которые со временем неизбежно теряются, поэтому, очень важно, начинать уделять внимание развитию творческих способностей ребенка с раннего детства.
В развитии творческих способностей детей младшего среднего школьного возраста культурно-досуговая деятельность осуществляется с помощью реализации некоторых условий:
Основные проблемы в культурно-досуговой деятельности частично объясняются возможностью использования художественного творчества общеобразовательной школе в недостаточной мере, невостребованными остаются огромные общеразвивающие возможности художественного воспитания, при этом происходит падение интереса детей младшего среднего возраста к искусству и художественной самодеятельности. В теперешнее время прослеживается растущая активация общеобразовательной школы, где ориентируются на принципы развития обучения, которое обеспечивает формирование художественно-творческих способностей детей младшего среднего школьного возраста через художественно-творческую деятельность.
Культурно-досуговая