Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что воспитание нового поколения всегда является очень значимой частью в развитии любого общества. Подрастающее поколение должно быть подготовлено к принятию ответственности за благополучное развитие страны и за ее судьбу в общем. Проблемой данного исследования является противоречие между социально-педагогическим потенциалом и художественно-творческой деятельностью развития способностей детей находящихся в младшем школьном возрасте, а также недостаточным использованием такого потенциала в социальной практике.

Содержание

Введение

Глава 1.
Теоретические аспекты изучения проблемы развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста

1.1.
Категории художественной культуры детей младшего среднего возраста

1.2.
Психологически-педагогический портрет школьников младшего среднего возраста

2.3.
Потенциал КДД в развитии художественной культуры детей младшего школьного возраста

Глава 2.
Диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста

2.1.
диагностика художественных потребностей и интересов детей младшего школьного возраста и их родителей

2.2.
Разработка проекта, направленная на развитие программы художественной деятельности детей младшего школьного возраста


Заключение


Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая до 5 марта.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Однако, с переходом на сферы платных услуг, многие учреждения культуры выдвигают на первый план финансовые вопросы, коммерциализация вытесняет многие виды культурно-досуговой  деятельности, в частности и художественные студии. Детское творчество требует  слишком большой отдачи и моральной, и материальной, оно всегда было нерентабельным.

Но недостаточное внимание к вопросам творческого развития, нравственно - эстетического воспитания оборачиваются в дальнейшем бездуховностью, безнравственностью подрастающего поколения. Зачастую сегодня в художественных студиях преобладает узкопрофессиональная направленность, основное внимание уделяется учебному процессу, а комплексному развитию ребенка отводиться второстепенная роль.

Нет условий для творческой деятельности, недостаточно полно используется методика формирования и развития творческих способностей. 

Список использованных источников и литературы

Айкина, Л. П. Сущность и специфика  творческих способностей младших школьников / Л. П. Айкина // Мир науки, культуры, образования : международный научный  журнал. – 2011. – № 5 (30). – С. 6–9.

 

Айкина, Л. П. Методика детского вокально-хорового воспитания : учеб. пособие / Л. П. Айкина. – Барнаул : Изд-во АГИИК, 2003. – 128 с.

 

Айкина, Л. П. Поликультурный подход в подготовке руководителя детского хора: тезисы / Л. П. Айкина // Проблемы взаимодействия музыкального образования и культуры в социальном пространстве региона : сб. тез. докладов и выступлений  регион. науч.-метод. конф. – Барнаул : Изд-во АГИИК, 2003. – С. 69–72.

 

Айкина, Л. П. Русская православная музыка в репертуаре детского хора / Л. П. Айкина // Сохранение и развитие традиций православной культуры в Сиб. регионе средствами хоровой музыки : материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Барнаул : Изд-во АГИИК, 2003. – С. 75–77.

 

Айкина, Л. П. Некоторые вопросы  развития творческих способностей школьников на занятиях хорового класса / Л. П. Айкина // Народно-певческое образование  и исполнительство на Алтае и  сопредельных территориях : история, теория, методика : материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2008. – С. 74–79.

 

Айкина, Л. П. Вокально-хоровое  искусство как средство организации  досуговой деятельности школьников / Л. П. Айкина // Музыкальное и художественное образование детей и юношества: теория и практика : межвузовский сб. науч. трудов. – Екатеринбург, 2010. –  С. 12–15.

 

Айкина, Л. П. Педагогические условия оптимизации досуговой  деятельности младших школьников средствами вокально-хорового искусства / Л. П. Айкина // Педагогический потенциал учреждений социально-культурной сферы : управление, динамика, творчество : материалы науч.-практ. конф. молодых ученых, аспирантов и соискателей. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. – С. 91–95.

 

Айкина, Л. П. Вокально-хоровое  творчество как фактор оптимизации  досуговой деятельности школьников / Л. П. Айкина // Теория и практика исследования социально-культурной деятельности, художественного  образования, информац. ресурсов : сб. науч. ст. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2010. – (Ученые записки / Алт. гос. акад. культуры и искусств. – Вып. 6.). – С. 177 – 80.

 

Айкина, Л. П. Вокально-хоровое  искусство как основа развития творческих способностей в любительском коллективе / Л. П. Айкина // Традиции и современная  ситуация в области художественного  образования и культуры : сб. ст. III Всероссийской науч.-практ. конф. (с международным участием). – Тюмень : РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – С. 3–6.

 

Айкина, Л. П. Особенности  формирования музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях досуговой  деятельности / Л. П. Айкина // Развитие сферы образования, культуры, искусства: проблемы, тенденции, перспективы : материалы  межрегион. (с международным участием) науч.-практ. конф. молодых ученых, посвященной Дню российской науки. – Барнаул : Изд-во АлтГАКИ, 2011. – С. 89–94.

 

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

Богоявленская Д.Б. Метод  исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. - 1999. - № 2.

Белозерских Г.М. Развитие творческого  потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.

Белова Е.С. Одаренность  малыша: раскрыть, понять, поддержать. Пособие для воспитателей и родителей/ Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.- 2-е изд..-М.: : Моск. психол.-соц. ин-т, 2001.-144 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология //Психология: классические труды. №3. - М., 1996.

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. -- Т. 3. -- М., 1983.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии // Вопр. психологии. 1966. N 1. С. 62-76.

Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Психологическая наука  и образование. 1996. N 4. С. 15-17.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.

Гальперин П. Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления // Вопросы психологии. -- 1982. -- № 5. -- С. 80--84.

Гилфорд Дж.П. Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1985;

Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психологии. 1980. N 1. С. 31-38.

Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 436

Голубева Э.А. Способности  и индивидуальность. - М., 1993.

Давыдов В. В. Виды обобщения  в обучении. -- М., 1972.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна, Вита, 1995.

Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1966. С. 86-234.

Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.

Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: Книга для учителя: Из опыта работы.-2-е изд., доп. и испр.-М.:Просвещение,1989. Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие - М * Высшая школа, 1969.- 389 с.

Крутецкий В. А. Психология. М: 1980, С. 284--285.

Ландау Э. Одаренность  требует мужества: Психологическое  сопровождение одаренного ребенка. / Пер. с нем. А.П. Голубева. - М., 2002.

Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с

23. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение 1997.-359 с.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М.: Педагогика, 1996. -402 с.

Лук А.Н. Мышление и творчество. М., Политиздат,1976.

Лук А.Н. Психология творчества. М., Наука,1978г.

Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В.Ушакова. - М., 2000.

Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической  теории в кн. «Проблемы общей психологии». М., Педагогика, 1973.

Савенков А.И. Одаренный  ребенок в массовой школе. - М., 2001.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

31. Сухомлинский В.А. Сердце  отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с

Проблемы способностей в  отечественной психологии. Сб. научн. трудов, М.: Изд-во АПН СССР, 1984.

Мирошникова Г. Н. Диагностика и развитие творческой одаренности ребенка в учреждениях дополнительного образования // Одаренный ребенок. - 2004. - №1. - С.90-95.

Миронов Н.В. Способность  и одаренность в младшем школьном возрасте // Начальная школа. - 2004.

Мелхорн Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Книга для учителя / Г. Мелхорн, Мелхорн Х.-Г. - М.: Просвещение, 1989. - 160 с. - 0.55.

Марков А.П. Основы социо-культурного проектирования СПб.; Алекс, 2005.

Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991.

Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.

Туник Е.Е. Опросник креативности Джонсона. СПб.: СПбУПМ, 1997.

Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.

Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопр. психологии. 1999. N 1. С. 50-60.

Жинот Х. Учитель и ребенок: Книга для родителей и учителей. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1992.

Занков Л.В. Обучение и развитие. М.: Педагогика. 1975.

Захарова Е.И. Ролевая  игра как средство диагностики психологической  готовности к школьному обучению // Процессы психического развития: в  поисках новых подходов / Под ред. А.И.Подольского, Я.Я.Ф. тер Лаака, П.Г.Хейманса. М.: ЕАВ, 1995. С. 54-59.

Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.

Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников // Вопр. психологии. 1998. N 5. С. 68-81.

Эльконин Д.Б. Игра // Философский энциклопедический словарь. М.: 1989. С. 202.

Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.

 

Психология. Словарь / Под  общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е  изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

1 Данилова Е.Е. Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. М.: Просвещение, 2003. 208 с.

2 Федотенко И.Л., Лях Т.И., Степанова Н.А., Пазухина С.В., Бабушкина Н.А., Слюсарская Т.В., Лисютина С.Е. Психолого-педагогические основы сопровождения дистанционного обучения детей с особыми образовательными потребностями: Учебное пособие для учителе – Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 145 с

3 Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания // Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 237с.

3 http://www.eti-deti.ru/shkolnik/104.html

4 Данилова Т.Н. Тревога и тревожность // Центр Психологической Помощи «Проф Психолоджи» [Электронный ресурс] - http://profpsychology.ru/news/12/17/trevoga-i-trevozhnost.html

5 ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА / Кондрашина О.Е. / ДОУ №6, г. Липецк, Липецкая область, Россия - Материалы IV Международной Научно-практической Интернет-конференции «Перспектива» [Электронный ресурс] - http://conf.fkgpu.ru/pers4_reports.php

6 Козлова С.А.. Дошкольная педагогика. Часть 2. [Электронный ресурс] - http://educanady.ru/books/kozlova-sa-doshkolnaya-pedagogika-razdel-2/stranica-59

7 Уинт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Уинт. – Томск, 2009. – 173 с.

8 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 197 г. - 288с.

9 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.

10 Савенков А.И. Психология детской одаренности.— М.: Генезис, 2010. — 440 с.

11 Божович Л.И. Проблеммы формирования личности. Издательство: М., Директ-Медиа, 2008. – 612 с.

12 Сухомлинский В.А. Как формировать у воспитанника радость познания // Антология гуманной педагогики. В.А.Сухомлинский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 237с.

13 http://www.eti-deti.ru/shkolnik/104.html

14 Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / [Пер. с. англ.] — М.: Когито-центр, 1996.

15 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. - 360с.

16 Инсай - вертикальное развитие [Электронный ресурс] - http://www.insai.ru/slovar/anomiya-1

17. Сысоева, Л.С. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание/ Томс. политехн. инст- т С.М. Кирова; под ред. В.А. Дмитриенко. - Томск. Издательство Томского университета, 1989 -

18 Корниенко, С Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореферат диссертация кандидата пед. наук: 13.00.01 / Кемер. гос. ун-т, - Кемерово, - 2002

19 Бесова, М.А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2./ М.А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», - 2004 - 104 с.


Информация о работе Культурно-досуговая деятельность как фактор развития художественно-эстетической культуры детей младшего школьного возраста