Лекции по "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей

Вложенные файлы: 1 файл

Дошкольная педагогока.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

1. Характерные  черты дошкольной педагогики  как науки, предмет ее изучения.

Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, частных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей. Дошкольная педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей от рождения и до поступления детей в школу. Родоначальником дошкольной педагогики является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошкольного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной педагогики.

Современная дошкольная педагогика изучает:

1. Процесс воспитания  и обучения, его цели, задачи, содержание, формы организации, методы, приемы  и средства осуществления.

2. Влияние этого процесса  на развитие ребенка, формирование его личности.

3. Она несет на себе  и прикладную функцию - занимается  разработкой новых, более совершенных  программ и методов воспитания  и обучения.

4. Будучи наукой социальной, она связана с требованиями  современного общества в области  образования подрастающего поколения.

5. Несомненна прогностическая  роль дошкольной педагогики, поскольку  она изучает тенденции и перспективы  развития системы образования, организации  воспитания. Создаются новые концепции  воспитания, разрабатываются стандарты  образования; изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного учреждения, исследуются особенности образовательного процесса в дошкольных учреждениях.

Опираясь на общие основы педагогики, дошкольная педагогика имеет свой предмет – ребенок-дошкольник и свое содержание, т.к. ребенок обладает большим разнообразием физиологического и психического развития.

 

2. Значение и  особенности периода дошкольного  детства.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка.

Особенностями этого периода, являются:

1. Обеспечивает общее  развитие, служащее основой для  приобретения в дальнейшем любых  специальных знаний, умений и  освоение разных видов деятельности.

2. Большая пластичность нервной системы.

3. Конкретность мышления  детей.

4. Повышенная эмоциональность  и впечатлительность.

5. Эмоциональность.

6. Подражательность и  склонность к повторению.

7. Дети любят делиться  своими знаниями и умениями.

Реализация специфических возможностей психического развития происходит в соответствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их совершенствовании (по мере накопления детьми определенного опыта) должны постоянно находиться в центре внимания педагогов. Характерными проявлениями того, что “детские” виды деятельности соответствуют основному руслу психического развития дошкольника, являются, с одной стороны, их привлекательность для детей, с другой стороны, наличие в них общечеловеческого знания (общение и установление взаимоотношений с окружающими, употребление предметов обихода, планирование действий, построение и реализация замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

 

3. Основные педагогические  понятия дошкольной педагогики.

  • Воспитание (в широком социальном смысле) – это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколения накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.
  • Воспитание (в широком педагогич. значении) – это процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающая взаимодействие воспитателя и воспитуемых.
  • Воспитание (в узком педагогич. смысле) – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.
  • Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога и детей, направленный на овладение определенной суммой ЗУН (знаний, умений, навыков), а также способами познавательной деятельности.
  • Формирование – процесс становления личности человека, в результате объективного влияния, наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
  • Развитие – процесс и результат физического, психического и социального созревания личности, который охватывает все количественные и качественные изменения, врожденные и приобретенные качества.
  • Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
  • Дошкольное образование – как процесс это усвоение в учебном дошкольном образовании ЗУН, опыта, познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций.
  • Дошкольное образование – как результат это достигнутый уровень в освоении ЗУН, опыта, деятельности и отношений.
  • Дошкольное образование – как система это совокупность образовательных программ и государственных стандартов, сеть реализации их в дошкольных учреждениях, органах управления дошкольного образования.

 

4. Источники развития  дошкольной педагогики как науки.

Нет ни единого аспекта жизни ребёнка до школы, которыми не интересовалась бы дошкольная педагогика.

Есть у дошкольной педагогики источники, из которых она черпает знания:

1. Народная педагогика. Она  представляет собой педагогический  опыт, сложившийся за историю  существования народа. В народной  педагогике отражается культура народа, его ценности и идеалы представления о том каким должен быть человек. Она использует пословицы, поговорки, произведения фольклора, игры, игрушки, заклички и т.д.

2. Идеи известных мыслителей  прошлого о воспитании и обучении. Знание этих теорий помогает дошкольной педагогике не повторяться, учитывая накопленное.

Учение Я.А.Каменского о «Материнской школе» представило собой первую попытку создания теорий и методик дошкольного воспитания, определения его цели, содержание в соответствии с возрастными особенностями детей. Ж.-Ж.Руссо (франц) подчеркнул необходимость воспитания органов чувств детей, развития их наблюдательности, развитие у детей самостоятельного мышления. И.Г.Пестолоцци (нем) разработал теорию элементарного образования, идею гармоничного природосообразного развития сил и способности детей. Роберт Оуэн (англ) был сторонником общественного дошкольного воспитания с раннего детства. Советские педагоги – К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, А.С.Макаренко. И.И.Кобитина – роль игрушек самоделок из бумаги в развитии личности ребенка. И.А.Комарова – исследовала проблему формирования культурного поведения. Ее работа «Хорошие манеры». Н.В.Литвина – трудовое воспитание в программе «Пралеска». Л.Е.Никонова – изучала основы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Нормативно-правовые документы  в области дошкольного образования. «Закон о правах ребенка», «Концепция  дошкольного образования в РБ» 2000г. – главной становится охраны  жизни и здоровья детей, а не  подготовка детей к школе.

4. Данные смежных наук, особенно тех, которые изучают  человека.

5. Передовой педагогический  опыт. Позволяет установить связь  теории и практики в воспитании  и образовании дошкольников.

6. Современные прогрессивные  теории и опыт зарубежных стран.

 

5. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.

Педагогика, как и остальные науки, развивается в тесной взаимосвязи с другими науками.

Педагогика вызрела в недрах философии. Союз с философскими науками помогает педагогике в определении целей воспитания, в постижении сущности человека, законов развития природы и общества и т.п. Педагогика связана с такими отраслями философии, как этика, эстетика (решение проблем нравственного и эстетического воспитания).

Данные социологии — необходимы педагогике для концентрации научных исследований на «болевых» проблемах образования и воспитания (изучаются разные формы помощи семьям и т.д.).

Педагогика связана с психологией, которая изучает закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов. Решение любого вопроса в сфере обучения и воспитания требует психолого-педагогического подхода.

Анатомия и физиология — основа для понимания биологической сущности человека, особенностей развития организма на каждом возрастном этапе. Знания о высшей нервной деятельности используются для изучения закономерностей управления физическим и психическим развитием детей. Те жe знания являются основополагающими при разработке режима жизни детей, организации различных видов деятельности и т.д.

Сегодня состояние здоровья детей так неблагополучно, что требует от педагогики тесного сотрудничества с отраслями медицинских наук. Возникла необходимость создания новой отрасли педагогики — лечебной педагогики, призванной разработать специальную систему обучения и воспитания для часто болеющих детей.

В 6О — 7О-е гг. педагогика усилила свое взаимодействие с такими науками, как генетика, кибернетика, информатика. В результате педагогическая теория обогатилась программами диагностики одаренных детей, идеями и методами математической логики, компьютерной технологии, программированного обучения и др.

 

6. Основные воспитательные  идеи белорусской народной педагогики

1. Трудовое воспитание

2. Умственное воспитание

3. Религиозное воспитание (помогало держать детей в послушании)

4. Эстетическое воспитание

5. Физическое воспитание (забота о здоровье и крепости ребенка)

6. Народное представление о семье, ее в воспитании детей

7. Нравственное воспитание

8. Идеи воспитания в многодетной семье

9. Многопоколенность (в одном доме жило несколько поколений)

 

 

7. Принципы воспитания  в белорусской народной педагогике.

По мнению исследователей «народная педагогика – это совокупность педагогических сведений об опыте воспитания, которые сохранились в памяти народа».

1) Принцип заботы о детях до их рождения. Прежде всего, это проявлялось в выборе жениха и невесты. Они должны были быть физически крепкими и здоровыми людьми. Народная педагогика утверждает, что семья состоялась только в том случае, если в ней есть дети. “Як добрае семя, то добрае племя” гласит мудрость белорусского народа.

2) Принцип природосообразности – это основной принцип белорусской народной педагогики. В воспитании детей обязательно учитывались их возрастные особенности. Детей воспитывали с учетом пола. У наших предков рождение мальчика было желанным – он будущий кормилец семьи, опора в старости. Девочка же – отрезанный ломоть, выйдет замуж и уйдет из отцовского дома. “Сын у дом грабе, а дачка ў людзі забярэ”, “Хто мае дочкі, той ходзіць без сарочкі, а хто мае сынкі, той пячэ блінкі”. Дочка – помощница в доме: “Без дачкі сям’я, што без агня”.

3) Принцип педагогизации окружающей среды. В воспитании маленьких детей принимали участие бабка-повитуха, мать и отец, сестры и братья, крестные родители, бабушки и дедушки. Родственники, а также соседи. Бабка-повитуха выполняла главную роль – она помогала родиться ребенку. Над новорожденным читала специальную молитву. Именно она в первый раз купала «немаўлятка».

4) Принцип приоритетности роли семейного воспитания. “У каго дзеці – у таго і шчасце”. “Без маткі і сонца не грэе”. “Без маці, без айца блукаецца аўца”. Трудной была судьба детей, у которых умерла мать и их воспитывала мачеха. Дети которые воспитывались без матери и отца чаще всего имели проблемы в воспитании. “Хто сіратою не бываў, той і ліха не знаў”.

5) Принцип имянаречения. Белорусы большое значение придавали имени ребенка. Считалось, что с именем связана судьба человека, его счастье, здоровье или наоборот несчастье, болезни. В некоторых семьях имена передавались из поколения в поколение (все были Иванами). Придерживались церковного календаря. Неворожденным не давали мена умерших детей (может постигнуть такая же учесть). Было поверье, что если дать ребенку имя человека с плохими чертами характера – пьяниц, лодырей, преступников, то к ребенку вместе с именем перейдут и их отрицательные проявления. Имя мальчика в основном выбирал отец, а девочки мать.

6) Принцип оздоровительной направленности воспитания. В некоторых местах Беларуси сохранился обычай – при рождении ребенка посадить дерево. Считалось, что дерево является источником жизни и роста и даже влияет на судьбу ребенка. Наиболее почитаемым деревом у славян был дуб, который символизировал силу, твердость духа. Детей кормили грудью до 1,5 – 2 лет, а некоторые и больше – 2 – 3 лет. Спал ребенок в деревянной люльке, которую летом во время жнива брали с собой в поле. До года ребенка пеленали в пеленки их старого льняного полотна, которое хорошо впитывало влагу, не вызывало раздражения кожи.

7) Принцип воспитания в труде. У белорусов идеальной было принято считать многодетную семью, потому что благосостояние зависело от того, сколько в ней было тружеников. Молодой муж просил жену: “Радзі мне дзевяць сыноў, а дзесятую дочку… Сыны будуць поле баранаваць, а дачка хустачкі ткаць”. При рождении ребенка существовал такой обычай: бабка-повитуха обрезала пуповину мальчика на топоре, а девочки на прялке или ткацком станке, чтобы они выросли трудолюбивыми людьми. К концу первого года ребенка учили самостоятельно мыться, причесываться, держать ложку в руке, пользоваться ею.

 

8. Средства воспитания  в белорусской народной педагогике.

Народная педагогика - неиссякаемый источник средств воспитательного воздействия. Это: устное народное творчество, разные виды трудовой деятельности, ремесла, игры, традиции, обряды, праздники, декоративно-прикладное искусство, танцы, скульптура, архитектура и т.д. Анализируя белорусский фольклор, А.П. Орлова называет особенные нравственные черты, присущие, по ее мнению, белорусам: патриотизм и коллективизм, терпеливость, чувство благодарности, правдивость, доброта, доброжелательность, вежливость и простота во взаимоотношениях в семье и с другими людьми.

Информация о работе Лекции по "Дошкольная педагогика"