Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций
1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей
Хороводы ("Сонейка", "Пахаванне стралы"). Народные игры, особенно обрядового характера: "У тура", "Муж i жонка", "Воук i ягня", Гусi-лебедзi". Они приурочивались к определенным праздникам и временам года, в них участвовали и взрослые, и дети. Народные художественно-эстетические действия исполнялись только в строго определенное время: свадебную песню можно было услышать только на свадьбе (преимущественно осенью), колядную - зимой и т.д.
9. Исторические традиции белорусской народной педагогики.
Традиции - фундамент национальной, общественной жизни, основа будущего нации. Народное мировоззрение и эстетические традиции воспринимались детьми от рождения: через детский фольклор, игровое отражение музыкального быта взрослых, а также интерьер родного дома, отношения с природой и т.д.
Воспитание детей всегда было важнейшей функцией белорусской семьи. Помощь родителям в этом сложном деле всемерно поощрялась общественной мыслью, и в народе много делалось в этом направлении. Наши предки пользовались той системой воспитания детей, которая складывалась веками.
Разговаривать за столом считалось неприличным. Раньше ребенок не мог поесть тогда, когда ему заблагорассудится, не принято было, чтобы он сам взял хлеб и отрезал себе кусок. На стол ставился чугунок с едой для всех, существовало уважительное отношение к продуктам. К хлебу было почти религиозное отношение, если его кусочки случайно падали, надо было просить за это у Бога прощения. Белорусы были очень гостеприимны. Когда к ним приходили гости, они выставляли все лучшее. Считалось: “гость - это Бог в дом“. Бережно дети относились и к одежде. Новое шили только к Пасхе. Не было раньше у белорусов и такой привычки, как задаривать детей подарками. Дни рождения тогда никто не отмечал, многие люди даже точно не знали дату своего рождения. Основным праздником, на который одаривали детей, была Пасха, когда приходили крестные отцы. Это вырабатывало стойкость к жизни, непритязательность, люди обходились малым. Чрезвычайно сильной была у белорусов традиция уважения к родителям, их авторитет был неоспорим. Раньше даже говорили: “Отец и мать от Бога в доме”. Обращались к родителям на “Вы”. Великим был и культ предков. Родственники, которые жили в этой же деревне (да и не только родственники, просто соседи) контролировали детей, если те что-то плохое делали, это доводилось до родителей. Хозяек, так же как и хозяев начинали готовить с самого юного возраста. Поручения по хозяйству давались даже двух-, трехлетним карапузикам. Мелкая шляхта направляла своих детей на господский двор, чтобы обучались всем делам.
Белорусы считали, что детей в семье должно быть много. Они говорили: “Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын”. Наши предки старались оградить детей от всего жуткого, плохого, неприличного, через поговорки, песни, сказки воспитывали детей, своим примером показывали, как нужно вести себя.
10. Методы воспитания
в белорусской народной
Народная педагогика - источник методов воспитательного воздействия. Это - труд, пример и авторитет, наблюдение, игра, объяснение, показ, убеждение, совет, приучение, внушение, общественное мнение, сочувствие, благословление, осуждение, клятва, наказание, угроза, выговор и др.
Методы
воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил
народу выработать определенные дидактические
приёмы и правила воспитания детей. Разъяснения и убеждения
применялись с целью формирования у детей
положительного отношения к труду, достойного
поведения в семье и обществе. Для народной
педагогики особое значение имел показ способов выполнения
различных видов сельскохозяйственного,
бытового труда (обращение с инструментами,
обработка земли, уход за скотом, приготовление
еды, резьба, вышивание и. т. д.). После разъяснения
и показа обычно вступали в силу упражнения.
Распространённым методом народной педагогики
является приучение. Приучение
типично для раннего детства. Приучают,
например, в семье вечером вовремя ложиться
спать, а утром рано вставать, содержать
игрушки и одежду в
порядке; приучают к навыкам культурного
поведения: сказать «спасибо», «доброе
утро» и т.д. Поощрение и одобрение
как метод воспитания широко применялись
в
практике семейного воспитания. Ребёнок
всегда испытывал потребность в
оценке своего поведения, игры, труда. Личный пример (особенно
родителей) – это самый действенный метод
народного воспитания. Нравственный облик
родителей, их
труд, взаимоотношения в семье, отношение
к окружающим людям, отношение к вещам
- всё это служит примером для детей и оказывает
влияние на формирование их личности.
Самой поэтической
формой воспитательного воздействия на
детей было
родительское благословление. «Пусть
будет благословлен твой дом, живи до
свадьбы детей своих », - скажет народ человеку,
создающему молодую семью.
Народная педагогика не обходила вниманием
и такие методы воспитания, как
принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк.
11. Социальная значимость профессии воспитателя ДУ.
Жизненная позиция человека, его характер, моральные принципы и взгляды закладываются в детстве, и именно поэтому высокая компетентность и всестороннее развитие личности самого воспитателя, приобретает особую социальную значимость. Вся работа воспитателя с ребёнком ориентирована на формирование не только новой личности, но и нового гражданина того или иного государства. В условиях дошкольного образования воспитывается отношение ребёнка к труду, к обществу и самому себе, закладывая прочный фундамент для его дальнейшего развития.
Воспитатель детского сада занимается организацией всестороннего развития ребёнка, уделяя внимание в равной мере физической, психологической и нравственной стороне становления личности. Подготавливая детей к школе, воспитатель стремится заложить элементарные навыки и умения писать, считать, рисовать, петь. Именно в этом возрасте важной задачей воспитателя детского сада становится умение разглядеть скрытые таланты ребёнка и сообщить о них родителям. Важным также является привить верное отношение к труду, научить принципам общения, развивать такт, отзывчивость и способность к сопереживанию.
12. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
Функции педагога – набор профессиональных обязанностей, выполнение которых обеспечивает успешное достижение цели и задач воспитания детей.
Воспитатель дошкольного учреждения выполняет 2 основные функции:
I) материнская – проявляется в обеспечении хорошего эмоционального состояния каждого ребенка и группы, в охране их жизни и здоровья, в заботливом, ласковом отношении к малышам;
2) развивающая - включает систему педагогических умений, которыми должен обладать воспитатель.
Педагогическое умение – владение педагога совокупностью психических и практических действий, направленных на достижение целей обучения и воспитания и мотивированных его профессиональным мировоззрением.
1. Гностические умения дают воспитателю возможность познать предмет деятельности, позволяют увидеть в своих воспитанниках проявление познавательной, волевой, эмоциональной сфер, мотивов его поведения, способностей, темперамента; выявить взаимоотношения между детьми, определить особенности семейной микросреды.
2. Конструктивные умения нужны воспитателю для того, чтобы видеть "завтрашний день" воспитанников, развитие каждого ребенка и всей группы, планировать воспитательно-образовательную работу; позволяют воспитателю грамотно отбирать материал по разным видам деятельности в зависимости от задач воспитания и обучения на каждом возрастном этапе.
3. Коммуникативные умения обеспечивают установление взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, коллегами по работе.
4. Организаторские умения обеспечивают организации разных форм деятельности (фронтальной, групповой, индивидуальной), собственной педагогической деятельности и работы с родителями детей своей группы; проявляются в умении организовать интересную деятельность детей и взрослых, "заразить" их своей энергией, инициативой.
5. Специальные умения проявляются в умении воспитателя выразительно читать произведения, хорошо рисовать, петь, танцевать, лепить, конструировать, делать наглядные пособия, игрушки, пользоваться техническими средствами обучения и др.
13. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского. В педагогическом процессе ребенка постоянно должно сопровождать чувство свободного выбора. «Личностно-гуманный подход в том и заключается, чтобы необходимое для усвоения в определенный период педагогического процесса сделать личностно значимым, т.е. чтобы ребенок педагогически и социально-обязательную учебную задачу осознал как свободно выбранную, принимал ее на основе хотения»
Какими личностными качествами должен обладать воспитатель? Он должен быть терпеливым, любить детей, быть добрым и справедливым, уметь сострадать, быть отзывчивым. Вместе с тем он должен быть организованным, последовательным, требовательным, трудолюбивым. Воспитателю нужно быть, прежде всего высоконравственным человеком. Важными личностными качествами являются жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора. С этими качествами человек не рождается, их надо в себе вырабатывать. Необходимым качеством является умение сдержать данное детям обещание. Единство слова и дела – качество необходимое воспитателю. Отсутствие этого подрывает не только авторитет воспитателя, но и веру ребенка в людей, в их честность, авторитет воспитателя.
14. Особенности детской субкультуры, важность её изучения педагогом.
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений, период пробы и самоопределения себя в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Детская субкультура - это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и "встроенная" в общее культурное целое. В широком значении - это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми.
В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.
Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте достаточно сложны и многоплановы и представляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Вопрос о необходимости изучения этих отношений неоднократно поднимался различными исследователями, среди них: Коломинский Я.Л., Репина Т.А., Мухина В.С., Усова А.П. и т.д. В последнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, течения и разрешения межличностных конфликтов. Изучение детской субкультуры - игр и любимых развлечений, шуток, шалостей, этикета и способов разрешения детьми конфликтов в различных ситуациях – дает возможность наиболее эффективно осуществлять целостный педагогический процесс.
15. Система профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей.
Система профессиональной подготовки воспитателей основывается на требованиях, которые предъявляются к педагогической профессии, к позиции педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру педагогической действительности. Педагогическая профессия требует двойной подготовки: человеческой и специальной.
От состояния и уровня развития начального профессионального образования зависит качество знаний воспитанников. В настоящее время значительно повысилась ответственность за качество обучения и востребованность обучающихся на рынке труда, что повлекло за собой изменение содержания профессиональной подготовки, инновационных подходов к обучению, повышению профессионализма и уровня квалификации педагогических работников. Для качественного и эффективного образования необходимо интеллектуализация профессиональной деятельности, непрерывный рост квалификации педагога. Государство испытывает потребность в педагогах нового типа и создает условия для развития, совершенствования педагогов – повышения квалификаций – формирование научной системы ЗУН о новейших достижениях, путях внедрения теории и передового опыта. Повышение квалификации педагогических работников можно реализовать через программу повышения квалификации используя определённый спектр форм обучения: лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы; семинары по обмену опыта, мастер-классы, круглые столы, конференции, выездные занятия, стажировки, консультации, курсовые, реферативные и др. учебные работы.
16. Творческий характер работы воспитателей. Опыт работы педагогов-новаторов.
Педагогическое творчество – это деятельность, порождающая новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых знаний, умений. Результатом творчества является введение в педагогич. процесс инноваций.
Продуктом творчества педагогов всегда остается развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор создает авторскую педагогическую технологию. Педагог-новатор – это педагог, который формирует творческую направленность обучаемого, позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей каждого ребёнка. Выдающимися педагогами-новаторами XX века были А.С. Макаренко, Сухомлинский, Иванов и т.д.