Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций
1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей
2. Программа семейного
воспитания детей раннего
3.Программа «Очарование» была предложена Л.Д. Глазыриной. Программа состоит из 3 направлений: оздоровит-го, воспитат-го и образоват-го. В программе определены основные задачи, принципы и методические рекомендации по использованию средств физ. культуры в оздоровительном направлении. Автор широко раскрывает методические приемы, дает различные рекомендации по выполнению разных физ.упражнений. Так, в программе разграничены рекомендации к занятиям общего характера и к занятиям физ. упр-ми по возрасту детей.
41. Особенности
физического и психического
Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное воспитание детей является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых 2-х лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес, развиваются все функции организма. Забота об охране и укреплению здоровья составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физ-го и псих-го развития. Крепкий, физически здоровый ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи пед-ки раннего детства.
Пед-ка раннего детства, основы были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной и их учениками, намечает задачи и методы всестороннего воспитания детей:
Успешное осущ-ие задач воспитательной работы зависит от выбора ее форм и методов. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная адаптация к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.
42. «Педагогическая работа с детьми в период адаптации к ДУ»
Проблема адаптации – это проблема детей 3-4 г. жизни. Адаация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Ребёнок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям протекает болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.
Работа педагогов в период адаптации с детьми (рекомендации для воспитателей):
Методы педагогической диагностики:
43. Организация развивающей предметной среды.
Предметно развивающая среда – фактор детского развития, который стимулирует выявление разных видов активности детей в деятельности. Организовать ПРС необходимо так, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса, инициативы к взаимодействию с окружающим миром, удовлетворению потребности в познании мира.
Важно учесть интересы, возможности, как мальчиков, так и девочек; их приверженности к виду познавательной деятельности. В группе «Малыши» педагог наполняет среду разными предметами: кубики, пирамидки, разные виды бумаги, тесёмочки, кисточки; создаётся уголок для игр с водой и песком, дидактическим материалом. В группе «Почемучки» среда пополняется - природным материалом, разные виды круп, бутылочки с запахами, лупами, весами и т. д. Разнообразие способствует самостоятельно заняться экспериментированием, расширить и обогатить предметные и орудийные действия, удовлетворить с их помощью познавательную активность.
В группе « Фантазёры» развивающая среда пополняется «уголки хозяйки» (сито, щётки и др.), а также разными видами бумаги, мелки, частями от машин и др. Среду пополняют «дневники» наблюдений ребят за ростом и развитием растений; «паспорт» на живые объекты, в которых посредством условных обозначений, рисунков показаны сведения о животных. Разнообразят ПРС и материалы коллекционирования – марки, значки и т. д., которые несут познавательную информацию об окружающем мире.
44. Планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей.
План составляется для всего учреждения на год. Воспитатель, муз. руководители, педагог по физ. воспитанию – на определённый промежуток времени. Все планы направлены на реализацию общей цели воспитания, развитие и обучение детей на выполнение конкретных задач. Задача – обеспечить подход к педагогическому процессу и его организацию, которая позволила бы вести работу со всеми воспитанниками. Требования:
1. Единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образователоного процесса.
2. Сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников.
3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей.
4. Реальность плана, его
систематичность и
5. Согласованность плана воспитателя с планом всего ДУ.
Рекомендации содержаться в «Пралеске». Учитываются режимные моменты и их длительность, медико–гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду, климатические условия, изменение работоспособности детей в течение дня, недели. Примерно один раз в квартал воспитатель вместе с методистом и психологом изучает достижения ребёнка по разным разделам программы. Воспитатель и психолог разрабатывают различные методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных ситуациях: естественных, смоделированных. Цель выявление уровня и динамики развития детей. Методики должны быть разные, а не единичное тестирование (тесты – как элемент исследования).
Планирование включает – мероприятия, направленные на решение воспитательно–образовательных задач и проверка уровня развития детей по определённым направлениям.
45. Диагностика развития детей в образовательном процессе.
Диагностика развития – педагогическая деятельность, направленная на изучение воспитанника и состояние педагогического процесса. Назначение – получить материал для определения оптимальных условий для жизни и деятельности каждого ребёнка. Диагностическая карта – индивидуальна программа индивидуальной работы с детьми.
Истоки построения образовательного процесса на диагностической основе были заложены: К.Д. Ушинским, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, В.А.Сухомлинским и др.
Диагностика должна включать в себя медицинскую, психологическую и педагогическую диагностику. Каждое направление имеет свой объект, функции, методы, виды, свою процедуру.
Процедура диагностики: постановка цели, определение критериев и показателей, отбор методов, анализ собранной информации и фиксация результатов диагностики.
Методы: наблюдение, игра, анкетирование, педагогическая ситуация, беседа и т.д..
Типы диагностики: комплексная (диагностические: игра, занятие), тематическая (диагностические игры-тренинги, беседы, опрос).
Виды диагностики: начальная (связана с постановкой образовательных целей), текущая (связана с корректировкой образовательных целей), итоговая (связана с определением результатов образовательной работы).
Ход диагностики: на занятиях дети способны усвоить определённый объём знаний. Наличие и степень этих знаний = оценке. Если знания ребенка полностью соответствуют объёму, определённому программой, можно считать, что диагностируемый признак сформирован. Диагностика в дошкольном возрасте позволяет увидеть достижение ребенка.
46. Организация совместной работы педагогов и семьи.
Организатором сотрудничества ДУ с семьями является заведующая.
Формы сотрудничества:
Посещение семьи ребенка. Необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, определить цель визита.
День открытых дверей, даёт возможность познакомить родителей с ДУ, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы. Проводиться как экскурсия.
Беседы – индивидуальные и групповые. Необходимо уметь не только говорить, но и слушать родителей.
Консультации проводятся индивидуально и для подгруппы родителей. Цель – усвоение родителями определённых знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Семинары-практикумы – возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их. Родительские собрания: групповые (2-3 раза в мес.) и общие (2-3 раза в год).
Родительские конференции. Цель: обмен опытом семейного воспитания. Может проходить в рамках одного ДУ, но практикуется и конференции городского, районного масштаба.
Вечера отдыха, спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей.
Материнская школа – работа с родителями в совместной деятельности в ДУ и за его пределами, в виде домашнего патронажа.
47. Характеристика адаптивных групп.
Адаптация детей раннего возраста к ДУ – приспособление организма и поведения ребёнка к новым условиям жизни. Формы адаптации:
Факторы, определяющие характер адаптации:
а) физическое состояние (здоровый, физически развитый лучше адаптируется);
б) возраст (особенно трудно адаптируются от 8 мес. до 1г.3 мес., период беспокойства при разлуке
с матерью и боязнь посторонних);
в) уровень развития игровой и предметной деятельности;
г) уровень сформированности навыков самообслуживания;
д) индивидуальные особенности и половое различие (успешнее адаптируются сангвиники, флегматики, девочки).
48. Характеристика образовательного стандарта дошкольного образования.
Образовательный стандарт ДО – нормативный документ, определяющий базовый компонент ДО, максимальный объём учебной нагрузки, сроки получения ДО, организации образовательного процесса, требования к уровню подготовки выпускника и критерии оценки качества образования. Образовательный стандарт – является основой для разработки учебных программ и учебных планов. Задачи образовательного стандарта:
Структура образовательного стандарта включает:
1. Цель и задачи дошкольного образования;
2. Общие требования: