Лекции по "Дошкольная педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций

Краткое описание

1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей

Вложенные файлы: 1 файл

Дошкольная педагогока.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

2. Программа семейного  воспитания детей раннего возраста. Данная программа разработана Министерством образования РБ, НИИ образования. Предназначена для родителей. Цель ее – помочь родителям ориентироваться в разнообразных проявлениях своего ребенка, предоставить им необходимую информацию об особенностях его развития и воспитания. В программе выделены важные направления в развитии и воспитании детей на каждом возрастном этапе.

3.Программа «Очарование» была предложена Л.Д. Глазыриной. Программа состоит из 3 направлений: оздоровит-го, воспитат-го и образоват-го. В программе определены основные задачи, принципы и методические рекомендации по использованию средств физ. культуры в оздоровительном направлении. Автор широко раскрывает методические приемы, дает различные рекомендации по выполнению разных физ.упражнений. Так, в программе разграничены рекомендации к занятиям общего характера и к занятиям физ. упр-ми по возрасту детей.

 

41. Особенности  физического и психического развития  детей в раннем детстве.

Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильное воспитание детей является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых 2-х лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес, развиваются все функции организма. Забота об охране и укреплению здоровья составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физ-го и псих-го развития. Крепкий, физически здоровый ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи пед-ки раннего детства.

Пед-ка раннего детства, основы были разработаны Н.М.Щеловановым, Н.М. Аксариной и их учениками, намечает задачи и методы всестороннего воспитания детей:

  1. Соблюдение установленного для детей режима дня: сон, кормление, бодрствование, смена разных видов деятельности;
  2. Правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  3. Проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  4. Создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.

Успешное осущ-ие задач воспитательной работы зависит от выбора ее форм и методов. Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная адаптация к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

 

42. «Педагогическая работа с детьми в период адаптации к ДУ»

Проблема  адаптации – это проблема детей 3-4 г. жизни. Адаация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Ребёнок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям протекает болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка.

 Работа  педагогов в период адаптации с детьми (рекомендации для воспитателей):

  • Установить доверительный личностный контакт с каждым р-ком, проявляя индивидуальную заботу и оказывая помощь.
  • Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым р-ком.
  • В процессе общения способствовать объединению детей. Систематически поддерживать интерес р-ка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.
  • Разработать индивидуальный режим адаптации р-ка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).
  • Согласованность действий родителей и педагогов.
  • Создание для ребенка фона уверенности: радость, забота, внимание, доброжелательность.
  • Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
  • Формировать у ребенка адекватных форм общения со взрослыми и сверстниками.

Методы педагогической диагностики:

    • м-д опроса матери;
    • м-д наблюдения за поведением ребенка;
    • м-д диагностики психического развития ребенка.

 

43. Организация  развивающей предметной среды.

Предметно развивающая среда – фактор детского развития, который стимулирует выявление разных видов активности детей в деятельности. Организовать ПРС необходимо так, чтобы она способствовала возникновению у детей интереса, инициативы к взаимодействию с окружающим миром, удовлетворению потребности в познании мира.

Важно учесть интересы, возможности, как мальчиков, так и девочек; их приверженности к виду познавательной деятельности. В группе «Малыши» педагог наполняет среду разными предметами: кубики, пирамидки, разные виды бумаги, тесёмочки, кисточки; создаётся уголок для игр с водой и песком, дидактическим материалом. В группе «Почемучки» среда пополняется - природным  материалом, разные виды круп, бутылочки с запахами, лупами, весами и т. д. Разнообразие способствует самостоятельно заняться экспериментированием, расширить и обогатить предметные и орудийные действия, удовлетворить с их помощью познавательную активность.

В группе « Фантазёры» развивающая среда пополняется «уголки хозяйки» (сито, щётки и др.), а также разными видами бумаги, мелки, частями от машин и др. Среду пополняют «дневники» наблюдений ребят за ростом и развитием растений; «паспорт» на живые объекты, в которых посредством условных обозначений, рисунков показаны сведения о животных. Разнообразят ПРС и материалы коллекционирования – марки, значки и т. д., которые несут познавательную информацию об окружающем мире.

 

44. Планирование  педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей.

План составляется для всего учреждения на год. Воспитатель, муз. руководители, педагог по физ. воспитанию – на определённый промежуток времени. Все планы направлены на реализацию общей цели воспитания, развитие и обучение детей на выполнение конкретных задач. Задача – обеспечить подход к педагогическому процессу и его организацию, которая позволила бы вести работу со всеми воспитанниками. Требования:

1. Единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образователоного процесса.

2. Сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей.

4. Реальность плана, его  систематичность и последовательность.

5. Согласованность плана воспитателя с планом всего ДУ.

Рекомендации содержаться в «Пралеске». Учитываются режимные моменты и их длительность, медико–гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду, климатические условия, изменение работоспособности детей в течение дня, недели. Примерно один раз в квартал воспитатель вместе с методистом и психологом изучает достижения ребёнка по разным разделам программы. Воспитатель и психолог разрабатывают различные методики организации деятельности детей и наблюдений за ними в различных ситуациях: естественных, смоделированных. Цель выявление уровня и динамики развития детей. Методики должны быть разные, а не единичное тестирование (тесты – как элемент исследования).

Планирование включает – мероприятия, направленные на решение воспитательно–образовательных задач и проверка уровня развития детей по определённым направлениям.

 

45. Диагностика  развития детей в образовательном процессе.

Диагностика развития – педагогическая деятельность, направленная на изучение воспитанника и состояние педагогического процесса. Назначение – получить материал для определения оптимальных условий для жизни и деятельности каждого ребёнка. Диагностическая карта – индивидуальна программа индивидуальной работы с детьми.

Истоки построения образовательного процесса на диагностической основе были заложены: К.Д. Ушинским, П.П. Блонским,  Л.С. Выготским, С.Л.Рубинштейном, В.А.Сухомлинским и др.

Диагностика должна включать в себя медицинскую, психологическую и педагогическую диагностику. Каждое направление имеет свой объект, функции, методы, виды, свою процедуру.

Процедура диагностики: постановка цели, определение критериев и показателей, отбор методов, анализ собранной информации и фиксация результатов диагностики.

Методы: наблюдение, игра, анкетирование, педагогическая ситуация, беседа и т.д..

Типы диагностики: комплексная (диагностические: игра, занятие), тематическая (диагностические игры-тренинги, беседы, опрос).

Виды диагностики: начальная (связана с постановкой образовательных целей), текущая (связана с корректировкой образовательных целей), итоговая (связана с определением  результатов образовательной работы).

Ход диагностики: на занятиях дети способны усвоить определённый объём знаний. Наличие и степень этих знаний = оценке. Если знания ребенка полностью соответствуют объёму, определённому программой, можно считать, что диагностируемый признак сформирован. Диагностика в дошкольном возрасте  позволяет увидеть достижение ребенка.

 

46. Организация  совместной работы педагогов  и семьи.

Организатором сотрудничества ДУ с семьями является  заведующая.

Формы сотрудничества:

Посещение семьи ребенка. Необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, определить цель визита.

День открытых дверей, даёт возможность познакомить родителей с ДУ, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы. Проводиться как экскурсия.

Беседы – индивидуальные и групповые. Необходимо уметь не только говорить, но и слушать родителей.

Консультации проводятся индивидуально и для подгруппы родителей. Цель – усвоение родителями определённых знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Семинары-практикумы – возможность рассказать о способах и приёмах обучения и показать их. Родительские собрания: групповые (2-3 раза в мес.) и общие (2-3 раза в год).

Родительские конференции. Цель: обмен опытом семейного воспитания. Может проходить в рамках одного ДУ, но практикуется и конференции городского, районного масштаба.

Вечера отдыха, спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей.

Материнская школа – работа с родителями в совместной деятельности в ДУ и за его пределами, в виде домашнего патронажа.

 

47. Характеристика адаптивных групп.

Адаптация детей раннего возраста к ДУ – приспособление организма и поведения ребёнка к новым условиям жизни. Формы адаптации:

  • Лёгкая (1 -2 недели). Нормализуется быстро сон и аппетит, эмоциональное состояние, восстанавливается активная деятельность. Отношения с близкими людьми не нарушаются. Острых заболеваний не возникает, снижение защитных сил организма выражено незначительно.
  • Средней тяжести (15 – 40 дней). Нарушения в поведении и общем состоянии ребёнка выражены ярче. Настроение неустойчиво. Ребёнок часто плачет, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью, болеет, но без осложнений.
  • Тяжёлая (2 мес. и более). Ребёнок длительно и тяжело болеет. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребёнка. Нарушение сна, сон чуткий и кроткий. Во время бодрствования ребёнок подавлен, не интересуется окружающими, избегает других детей, ведёт себя агрессивно.

Факторы, определяющие характер адаптации:

а) физическое состояние (здоровый, физически развитый лучше адаптируется);

б) возраст (особенно трудно адаптируются от 8 мес. до 1г.3 мес., период беспокойства при разлуке

    с матерью и боязнь посторонних);

в) уровень развития игровой и предметной деятельности;

г) уровень сформированности навыков самообслуживания;

д) индивидуальные особенности и половое различие (успешнее адаптируются сангвиники, флегматики, девочки).

 

48. Характеристика образовательного стандарта дошкольного образования.

Образовательный стандарт ДО – нормативный документ, определяющий  базовый компонент  ДО, максимальный объём учебной нагрузки, сроки получения ДО, организации образовательного процесса, требования к уровню подготовки выпускника и критерии оценки качества образования. Образовательный стандарт – является основой для разработки учебных программ и учебных планов. Задачи образовательного стандарта:

  • призван обеспечить упорядочение структуры содержания ДО, его результатов, максимального объёма учебной нагрузки;
  • регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в достижении целей.

Структура образовательного стандарта включает:

1. Цель и задачи дошкольного образования;

2. Общие требования:

  • К учреждениям, обеспечивающим получение ДО;
  • К организации образовательного процесса;
  • К срокам получения ДО;
  • К учебно-программной  документации;
  • К максимальному объёму учебной нагрузки воспитанников;
  • К уровню подготовки выпускника ДУ;
  • Показатели воспитания, обучения и развития детей от рождения до школы.

Информация о работе Лекции по "Дошкольная педагогика"