Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2014 в 19:11, курс лекций
1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
Дошкольная педагогика - наука о закономерностях развития, формиро¬вания личности ребенка дошкольного возраста. Существует дидактика дошкольного образования, теория и методика воспитания дошкольников, технологии воспитания детей данного возраста в государственных, част¬ных, негосударственных учебно-воспитательных учреждениях, в условиях многодетных, полных, неполных семей
В дошкольном учреждении широко используют авторские технологии педагогов-новаторов. Амонашвили – «В школу – с 6 лет» - это научно обоснованная и проверенная на протяжении 15-лет-го эксперимента технология обучения детей 6-ти лет. Выделяются 3 основных принципа в работе с детьми: игровые моменты, сердечное взаимодействие, личностный подход к каждому.
Методика Е.Н.Потаповой позволяет в процессе игровых ситуаций формировать на только понятие о букве, работать над предложением и словом, но и решать задачи воспитания и обучения.
Е.Е Шулешко - оригинальная комплексная методика обучения дошкольников чтению и элементам письма.
Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста (Стеркина, Авдеева, Князева)
Лысенкова «Когда легко учится». (Урок - сотрудничество детей и педагогов, на котором у всех все получается, и рождает чувство успеха в учении и желание решать более трудные задачи.)
17. Общее понятие о цели воспитания.
Цель воспитания - это мысленное, заранее определённое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состояния личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.
Выделяют следующие цели:
Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Впервые эта цель была сформирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций). Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребность самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.
Цель воспитания - в настоящее время – это всестороннее развитие задатков и способностей ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств с учётом особенностей ребёнка.
Личная цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.
Конкретно-историческая цель - это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирования гражданской ответственности, правового самосознания: духовности и культуры; самостоятельности; способности к успешной социализации в обществе.
18. Основные документы по дошкольному образованию о цели воспитания дошкольников.
Нормативные документы по дошкольному образованию.
1. Закон об образовании
2. Положение об учреждении обеспечивающих получение дош-го образования (2004)
3. Устав дошкольного учреждения.
4. Родительский договор.
Программные документы о правовом воспитании детей дошкольного возраста
- Программа «Пралеска» (2007)
- Патриотическое воспитание (под ред. Л.В.Пишеновой)
- «Я - человек» (С.А.Козлова)
- «Я и мои права» (под ред. С.В.Федотова)
- «Мои права и обязанности» (автор Н.Ю.Ган)
Цель воспитания – целенаправленное формирование всесторонне и гармонически развитой личности, что полностью соответствует Конвенции о правах ребёнка: в ст. 29 записано, что воспитание должно быть направлено на развитие ребёнка, его умственных, духовных и физических способностей в полном объёме. Решение этих задач в дошкольном учреждении направлено на реализацию цели воспитания- разностороннее развитие личности.
19. Задачи воспитания детей дошкольного возраста.
К задачам воспитания относится:
Исходя из особенностей дошкольного возраста все указанные задачи имеют свою специфику в дошкольном учреждении. Ведущее место отводится решению задач физического воспитания детей. Сюда входит охрана и укрепление здоровья, совершенствование растущего организма, формирование двигательных навыков, умений и физич. качеств, а так же прочных культурно-гигиенических навыков и бережном отношении к своему здоровью. Умственное – развитие речи, обогащение и развитие словаря, звуковой культуры речи умение правильно выражать свои мысли в разговорной речи. Развитие различных видов мышления. Нравственное - развитие нравственных чувств, воспитание привычек, формирование нравственных суждений и оценок. Воспитание уважения к взрослым, сверстникам, культурного поведения. Эстетическое –включает в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественном развитии.
Важная задача – подготовка воспитанников к школе. Важно сформировать умение общаться со взрослыми и сверстниками.
Все задачи находятся в единстве и взаимосвязи, дополняя друг друга, направлены на реализацию цели воспитания - разностороннее развитие личности.
20. Закономерности и принципы воспитания детей дошкольного возраста.
Закономерности воспитания представляют собой устойчивые, повторяющиеся связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиться результатов в формировании и развитии личности.
Ведущие закономерности
- Ориентация воспитания на развитие личности
- Развитие личности зависит
от ценностных оснований
- Чем разнообразней значимая
для личности деятельность, тем
эффективнее происходит
- Саморазвитие зависит от творческой направленности воспитательного процесса
- Соблюдение норм
Систему воспитания и развития детей определяют принципы воспитания:
- воспитание личности в процессе деятельности;
- единство требований к воспитаннику и уважения его личности;
- сочетание педагогического
руководства с развитием
- соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.
21. Понятие и сущность социально-правовой защиты детей.
Социально-правовая защита представляет собой совокупность политических, идеологических, экономических социальных и юридических норм.
Все права детей можно условно разделить на 4 группы:
22. Ознакомление
дошкольников с правами
В 1959г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка. 20ноября 1989г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о правах ребенка, которую подписали 193 страны. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990г. Беларусь присоединилась в 1991г. (40 стат.)
Программные документы о правовом воспитании детей дошкольного возраста
- Программа «Пралеска» (2007)
- Патриотическое воспитание (под ред. Л.В.Пишеновой)
- «Я- человек» (С.А.Козлова)
- «Я и мои права» (под ред. С.В.Федотова)
- «Мои права и обязанности» (автор Н.Ю.Ган)
Компоненты, критерии и показатели правовой воспитанности дошкольников
Компоненты:
- информационно-познавательный
- эмоционально-оценочный
- поведенческий.
Критерии:
- Знание детьми своих прав и обязанностей
- Оценка ребёнком своего поступка
- Реализация правового поведения в деятельности.
Показатели:
- Полнота знаний
- Умение адекватно оценивать поступок
- Умение соблюдать свои правовые обязанности.
23. Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.
Международные акты:
20 ноября 1989 года Генеральная
Ассамблея ООН единогласно
Национальные акты:
Международный день защиты детей:
1-ого июня - отмечается почти во всех странах мира. Решение о его проведении было принято Международной демократической федерацией женщин (1949).
24. Структура и содержание Конвенции «О правах ребенка».
Принят 20 ноября 1989г.
Конвенция разрабатывалась несколько лет. В состав группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, деятели религиозных конфессий. В 54 статьях отражены практически все моменты, связанные с жизнью, положением ребенка в обществе и его социальной защитой. Самое главное отличие Конвенции от разного рода деклараций в том, что, подписывая, государства заявляют о своих обязательствах соблюдать ее положения.
Основные положения:
• Каждый ребенок имеет право на жизнь, а государства обеспечивают возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Право ребенка на имя и гражданство.
• Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется органами в интересах детского благополучия. В свою очередь, государства должны содействовать воссоединению семей.
• Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от дурного обращения, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.
• Государства обеспечивают подходящую замену уходу за детьми, у которых нет родителей, используя институты усыновления, опеки и попечительства.
• Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения, а государства – уделяет внимание на профилактические меры и сокращению детской смертности.
• Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
• Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Дети должны свободно пользоваться достижениями собственной культуры и родным языком.
• Государства должны обеспечить защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать образованию или нанести ущерб здоровью, от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.
• С детьми, ставшими участниками нарушения уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости, и содействовать их реинтеграции в жизнь общества.
• Ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях. Государствами предпринимаются меры для предотвращения хищения детей и торговли ими.
• Конвенция обязывает государства информировать население о содержащихся в ней правах детей.
25. Основные положения Закона РБ «О правах ребенка».
Принят 19 ноября 1993 г.
Настоящий Закон основывается на Конституции РБ и Конвенции ООН о правах ребенка (1989), определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья.