Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция
Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях педагог сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других – решают новые задачи на известные им правила, в третьих – устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых – делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.
С уроками закрепления знаний тесно связаны уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.
Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.
Уроки проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.
Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.
Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.
Урок
как организационная форма
Другая
тенденция развития урока проявляется
в наполнении урока жизненно важным
содержанием, в организации обучения
как естественного компонента жизнедеятельности
учащихся. В связи с этим урок
все более становится не только специально
организованной формой познания, но и
полноценным в социальном и нравственном
отношении общением. Он выступает
средством обеспечения
Дидактические требования к уроку.
К первой
группе требований относятся целевая
установка урока и его общая
организационная четкость (своевременность
начала и создание установок на конкретный
вид деятельности, максимальное использование
возможностей каждого этапа и
каждой минуты, оптимальный темп обучения,
логическая стройность и законченность,
сознательная дисциплина учащихся на
протяжении всего урока); разнообразие
способов организационного построения
и проведения уроков; рациональное
использование учебно-
Дидактические требования к уроку сводятся к соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач и их последовательное решение; оптимальный отбор содержания, выбор форм учебной работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.
Тема 13. Содержание воспитательного процесса
Воспитание
является одним из ведущих понятий
в педагогике. В ходе исторического
развития общества и педагогики определились
различные подходы к объяснению
этой категории. Прежде всего, различают
воспитание в широком и в узком
смысле. Воспитание в широком смысле
рассматривается как
Виды
воспитания классифицируются по разным
основаниям. Наиболее обобщенная классификация
включает в себя умственное, нравственное,
трудовое, физическое воспитание. В
зависимости от различных направлений
воспитательной работы в образовательных
учреждениях выделяют гражданское,
политическое, интернациональное, нравственное,
эстетическое, трудовое, физическое, правовое,
экологическое, экономическое воспитание.
По институциональному признаку выделяют
семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное
(религиозное), воспитание по месту
жительства (общинное в американской
педагогике), воспитание в детских,
юношеских организациях, воспитание
в специальных образовательных
учреждениях. По стилю отношений
между воспитателями и
Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую человек становится личностью и членом общества. Рассмотрим содержание воспитания по направлениям воспитательно-образовательной работы (функциональный подход).
Основные виды трудовой деятельности:
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Тема 14. Общие закономерности воспитания
Занимаясь
воспитанием и обучением, педагог
профессиональной школы должен не только
хорошо представлять себе конкретные
педагогические действия, но и знать,
какими педагогическими
Закономерности воспитания как процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.
Воспитание
как социальное явление есть функция
общества по подготовке подрастающего
поколения к жизни. Оно опирается
на следующие общие
- подрастающее
поколение присваивает
- содержание
воспитания определяется
- характер
воспитания определяется: уровнем
развития производительных сил
общества и соответствующих им
производственных отношений,
Рассмотрим закономерности воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности, приведенные И.Ф.Харламовым Иван Фёдорович. Автор выделяет три группы педагогических закономерностей. К первой группе относятся закономерности, вытекающие из особенностей человека как главного объекта воспитания и определяемые особенностями его психики. Рассмотрим их подробнее.
1. Воспитание и обучение личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловлена тем, что личностное развитие человека происходит благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Поскольку цель образования заключается в разностороннем и гармоническом развитии личности, то в процесс образования учащихся следует включать разнообразные виды деятельности.
2. Формирование личности учащегося будет более эффективным, если стимулировать ее активность и самостоятельную деятельность. Личность эффективно развивается и формируется только при условии, если она проявляет высокую активность и самостоятельность в деятельности. Как отмечал известный психолог С.Л.Рубинштейн Сергей Леонидович, внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.
3. В процессе воспитания и обучения необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, т.е. создавать мотивационно-ориентационные основы деятельности. У воспитанников могут отсутствовать внешние мотивы, связанные с учебной и будущей профессиональной деятельностью. В таком случае педагогу приходится эти мотивы создавать самому, опираясь на потребности воспитанников. Мотив как понятие означает субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. К примеру, общая потребность в учении осознается учащимся как условие своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией, достижением определенного статуса в обществе и т.д. Данная закономерность также указывает на необходимость развития у учащихся соответствующих интересов, склонностей, мировоззрения, убеждений и намерений их будущей деятельности.