Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

Под уроком ознакомления учащихся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, понимается такой урок, содержанием которого является новый, неизвестный учащимся материал, включающий в себя относительно широкий круг вопросов и требующий значительного времени на его изучение. На таких уроках в зависимости от их содержания, конкретной дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе в одних случаях педагог сам излагает новый материал, в других проводится самостоятельная работа учащихся под руководством учителя, в третьих практикуется и то и другое. Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

На уроках закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвоения. Учащиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других – решают новые задачи на известные им правила, в третьих – устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых – делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п. Структурно такие уроки предполагают прохождение следующих этапов: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

С уроками  закрепления знаний тесно связаны  уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс осуществляется на нескольких специальных уроках, а затем продолжается в виде упражнений и на других уроках при изучении новых тем. От урока к уроку материал усложняется. При этом если в начале работы упражнения выполняются детьми с большой помощью учителя и с предварительной проверкой того, как они поняли задание, то в дальнейшем учащиеся сами устанавливают, где и какое правило требуется применить. Они должны научиться применять умения и навыки в самых разнообразных ситуациях, в том числе и в жизненной практике. Структура уроков выработки и закрепления умений и навыков: воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка выполнения самостоятельных работ; задание на дом.

Обобщающими уроками (обобщения и систематизации знаний) являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обобщающие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя. Само повторение и обобщение может проводиться в форме рассказа, кратких сообщений, чтения отдельных мест из учебника или беседы учителя с учащимися.

Уроки проверки (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные уроки требуют от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме. Проверка может осуществляться как в устной, так и в письменной форме.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков являются организационный этап и подведение итогов урока.

Организационный этап предполагает постановку целей  и обеспечение условий для  их принятия учащимися, создание рабочей  обстановки, актуализацию мотивов учебной  деятельности и формирование установок  на восприятие, осмысление, запоминание  материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, делается оценка их работы и определяются ее перспективы.

Урок  как организационная форма обучения – явление динамическое. Он постоянно  развивается, отражая основные тенденции  развития педагогического процесса в направлении его целостности. Прежде всего, это выражается в оптимальной  реализации триединой функции обучения – образовательно-воспитательно-развивающей, а следовательно, и в его направленности на творческое развитие сущностных сил  и природных задатков учащихся.

Другая  тенденция развития урока проявляется  в наполнении урока жизненно важным содержанием, в организации обучения как естественного компонента жизнедеятельности  учащихся. В связи с этим урок все более становится не только специально организованной формой познания, но и  полноценным в социальном и нравственном отношении общением. Он выступает  средством обеспечения своеобразного  коммуникативного фона учебной деятельности, направленного на формирование активно-положительного отношения к учению и развитие познавательного интереса. Проявлением  этой тенденции является широкое  использование диалогических форм обучения (бесед, обсуждений, дискуссий  и т.п.), элементов проблемности, сочетание  фронтальных, групповых и индивидуальных форм учебной работы, увеличение доли ооперировано-групповых и особенно коллективных форм обучения.

Дидактические требования к уроку.

К первой группе требований относятся целевая  установка урока и его общая  организационная четкость (своевременность  начала и создание установок на конкретный вид деятельности, максимальное использование  возможностей каждого этапа и  каждой минуты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока); разнообразие способов организационного построения и проведения уроков; рациональное использование учебно-наглядных  пособий и технических средств  обучения.

Дидактические требования к уроку сводятся к  соблюдению принципов обучения. На конкретном уроке их единство обеспечивает четкую постановку учебных задач  и их последовательное решение; оптимальный  отбор содержания, выбор форм учебной  работы, методов, приемов и средств, направленных на развитие познавательной активности и самостоятельное приобретение знаний под руководством учителя.

Тема 13. Содержание воспитательного процесса

Воспитание  является одним из ведущих понятий  в педагогике. В ходе исторического  развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают  воспитание в широком и в узком  смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с  социализацией. Воспитание в узком  смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов  и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Виды  воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация  включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В  зависимости от различных направлений  воспитательной работы в образовательных  учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту  жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных  учреждениях. По стилю отношений  между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.

Содержание  воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению  в индивидуальный внутренний мир  личности. По существу, это вся культура, в процессе вхождения в которую  человек становится личностью и  членом общества. Рассмотрим содержание воспитания по направлениям воспитательно-образовательной  работы (функциональный подход).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды трудовой деятельности:

  • Учебный труд
  • Общественно-полезный труд
  • Производительный труд
  • Труд по бытовому самообслуживанию
  • Домашний труд

 

 

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 14. Общие  закономерности  воспитания

Занимаясь воспитанием и обучением, педагог  профессиональной школы должен не только хорошо представлять себе конкретные педагогические действия, но и знать, какими педагогическими закономерностями они определяются. Так, различают  закономерности, лежащие в основе воспитания как социального явления  вообще, и закономерности, лежащие  в основе воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности (педагогические закономерности).

Закономерности воспитания как  процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.

Воспитание  как социальное явление есть функция  общества по подготовке подрастающего  поколения к жизни. Оно опирается  на следующие общие закономерности:

- подрастающее  поколение присваивает социальный  опыт старших поколений посредством  воспитательных отношений;

- содержание  воспитания определяется особенностями  деятельности, которая характерна  для данного этапа развития  общества;

- характер  воспитания определяется: уровнем  развития производительных сил  общества и соответствующих им  производственных отношений, материальными  и духовными ценностями общества, т.е. его культурой; идеологией  и интересами общества.

Рассмотрим  закономерности воспитания как специально организованного и управляемого процесса формирования личности, приведенные  И.Ф.Харламовым Иван Фёдорович. Автор выделяет три группы педагогических закономерностей. К первой группе относятся закономерности, вытекающие из особенностей человека как главного объекта воспитания и определяемые особенностями его психики. Рассмотрим их подробнее.

1. Воспитание и обучение личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловлена тем, что личностное развитие человека происходит благодаря «присвоению» им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это требует от него соответствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять познавательную деятельность. Поскольку цель образования заключается в разностороннем и гармоническом развитии личности, то в процесс образования учащихся следует включать разнообразные виды деятельности.

2. Формирование личности учащегося будет более эффективным, если стимулировать ее активность и самостоятельную деятельность. Личность эффективно развивается и формируется только при условии, если она проявляет высокую активность и самостоятельность в деятельности. Как отмечал известный психолог С.Л.Рубинштейн Сергей Леонидович, внешнее формирует личность, только проходя через ее внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней.

3. В процессе воспитания и обучения необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста, т.е. создавать мотивационно-ориентационные основы деятельности. У воспитанников могут отсутствовать внешние мотивы, связанные с учебной и будущей профессиональной деятельностью. В таком случае педагогу приходится эти мотивы создавать самому, опираясь на потребности воспитанников. Мотив как понятие означает субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. К примеру, общая потребность в учении осознается учащимся как условие своего приобщения к производственной и духовной деятельности в обществе. Конкретные же мотивы учения могут связываться с получением необходимого образования, овладением той или иной профессией, достижением определенного статуса в обществе и т.д. Данная закономерность также указывает на необходимость развития у учащихся соответствующих интересов, склонностей, мировоззрения, убеждений и намерений их будущей деятельности.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"