Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

Классно-урочная  система характеризуется следующими признаками:

- постоянный  состав группы (классов), объединяющих  приблизительно одного уровня  подготовленности и возраста  учащихся;

- наличие  учебных планов и программ, регламентирующих  содержание образования в каждом  классе;

- строго  определенное расписание занятий;

- сочетание  индивидуальных и коллективных  форм работы;

- ведущая  роль учителя;

- систематическая  проверка и оценка домашних  заданий;

- основная  единица занятий (урок) посвящена  изучению одной темы.

Лекционно-семинарская система зародилась с возникновением первых университетов (X ‒ XI века), но с тех пор не претерпела никаких изменений. В рамках лекционно-семинарской системы выделяются занятия, направленные на теоретическую подготовку студентов (лекции, семинары) и формы обучения, направленные на практическую подготовку – практикумы, курсовые и дипломные работы. Лекционно-семинарская система сопровождается зачетами и экзаменами.

Организационные формы обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и воспитанников, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и воспитанников, определяют соотношение индивидуального и коллективного в образовательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и способы руководства ею со стороны учителя.

Урок – это такая организационная форма обучения, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А.А.Бударный).

Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес. Выделяются требования в современной лекции: гуманистическая направленность материала; научность и информативность; доказательность и аргументированность изложения; образность примеров, фактов; эмоциональное изложение материала; необходимость активизировать мыследеятельность слушателей; методическая обработка материала; использование технических средств обучения и различных дидактических материалов.

Семинар – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

Конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами. Основные дидактические цели таких занятий: экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами. Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых. В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы: по углубленному изучению базовых учебных предметов; изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык); изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). Направленность факультативов может быть теоретической, практической или комбинированной

Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключительном этапе изучения учебного предмета. Курсовое проектирование позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дисциплин. В процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и специальным предметам. В процессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.

Дипломное проектирование – организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Дипломное проектирование заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика – одна из форм организации учебного процесса в высшей школе. Дидактические цели производственной практики: формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности. Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и в конечном счете должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению основных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист согласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа – составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Как форма  обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах. Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.

Экзамен – форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации. Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет – это форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обучения  (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества. На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

Тема 12. Характеристика классно-урочной  системы

В средние  века в связи с увеличением  количества обучающихся появилась  возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это  обусловило необходимость создания более совершенной организационной  системы обучения. Ею стала классно-урочная  система, разработанная в XVII в. Я.А.Коменским  и описанная им в книге «Великая дидактика». Он ввел в школах учебный  год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки  и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны  все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями  урока были: начало, в течение  которого педагог с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда педагог разъяснял  новый материал, и окончание, когда  учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Я.А.Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа –  учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.

Дальнейшее  развитие классно-урочная система  обучения получила у К.Д.Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное  строение и типологию. В каждом уроке  К.Д.Ушинский выделял три последовательно  связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление  сознательного перехода от пройденного  к новому и создание у учащихся целевой установки на интенсивное  восприятие материала. Эта часть  урока, по мнению К.Д.Ушинского, является необходимым ключом, как бы «дверью» урока. Вторая часть урока направлена на решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подведение итогов проделанной работы и на закрепление  знаний и навыков.

Большой вклад в разработку научных основ  организации урока внес А.Дистервег. Он разработал систему принципов  и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал  необходимость учета возрастных возможностей учащихся. Классно-урочная  система получила распространение  во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет. Однако уже  в конце XIX в. Она стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения. Поиски организационных форм обучения, которые  заменили бы классно-урочную систему, были связаны преимущественно с  проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным  процессом.

Суть  классно-урочной системы как специфической  формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по отдельным классам, занятия с  ними проводятся поурочно по заранее  составленному расписанию, причем все  учащиеся класса работают над одним  и тем же материалом.

Урок  является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки  занятий (45 мин), заранее составленное их расписание и организация учебной  работы над одним и тем же материалом.

Общепринятой  классификации уроков в современной  дидактике нет. Это объясняется  целым рядом обстоятельств, но прежде всего сложностью и многосторонностью  процесса взаимодействия учителя и  учащихся, протекающего на уроке. Наиболее разработанной и используемой на практике является классификация, предложенная Б.П.Есиповым Борис Петрович. Ее основание составляет ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения. Он выделяет:

• комбинированные, или смешанные, уроки;

• уроки  по ознакомлению учащихся с новым  материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными  явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

• уроки  закрепления и повторения знаний;

• уроки, имеющие основной целью обобщение  и систематизацию изученного;

• уроки  выработки и закрепления умений и навыков;

• уроки  проверки знаний и разбора проверочных  работ.

Типы  уроков, простые по своему строению, т.е. имеющие одну доминирующую дидактическую  цель, более всего применимы в  средних и старших классах. В  начальных классах, учитывая возраст  учащихся, приходится комбинировать  различные виды учебной работы, сочетать сообщение новых знаний с первичным  закреплением, повторением ранее  изученного. Даже контрольные уроки  здесь довольно часто включают в  себя другие виды работы: устное сообщение  материала, чтение интересного рассказа и др. Именно этот тип урока называется комбинированным (смешанным), или структурно сложным, уроком. Примерная структура комбинированного урока: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка усвоения; закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"