Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

Субъектность ‒ развитие способности ребенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создавать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей.

Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему ‒ принцип, требующий уважения педагога к воспитаннику как к личности. Проблема личности, считал А. С. Макаренко, может быть разрешена, если в каждом человеке (даже самом маленьком) видеть личность. Своеобразной формой уважения к личности ребенка является разумная требовательность, воспитательный потенциал которой существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами полноценного развития личности. Требовательность к учащимся необходимо соединять с требовательностью учителя к себе, с учетом мнения своих воспитанников о себе. Уважение к личности предполагает опору на положительное в человеке.

Эстетизация детской жизни ‒ положительный результат воспитания может быть достигнут только в красиво организованном пространстве воспитания: эстетически оформленные классные и рекреационные помещения, наличие цветов, зелени, аквариумов, произведений искусства, живых уголков, цветочных клумб на пришкольном участке и т. п.

Тема 6. Процесс  обучения, его сущность, функции

Общее понятие  о дидактике.  Сущность процесса обучения. Обучение как двусторонний процесс. Функциональные компоненты обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный. Функции процесса обучения.

Дидактика ‒ это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

Выделяют  общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Так сформировались методики обучения для отдельных  учебных дисциплин (методика обучения математике, обучения физике, обучения иностранному языку и т.д.).

Традиционно обучение характеризуется дидактами  как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и  обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы  знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему  миру. По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и учащегося. Педагог и  ученик являются субъектами учебного процесса.

Процесс обучения = Преподавание + Учение

Обучение, преподавание, учение — основные категории  дидактики.

Обучение ‒ это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание ‒ это деятельность учителя по: передаче информации; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказанию помощи при затруднении в процессе учения; стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию  как совместной, так и самостоятельной  деятельности.

Учение ‒ это деятельность ученика по: освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений; осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

 Целью  учения является познание, сбор  и переработка информации об  окружающем мире. Результаты учения  выражаются в знаниях, умениях,  навыках, системе отношений и  общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение  системами знаний и оперирование ими;

• овладение  системами обобщенных и более  частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения ‒ умениями и навыками;

• развитие мотивов учения, становление мотивации  и смысла последнего;

• овладение  способами управления своей учебной  деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Наряду  с общими движущими силами педагогического  процесса (см. тему 5) к движущим силам  обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных  стандартов). И.И.Прокопьев описал данную группу противоречий формулой: «надо  ‒ могу / не могу ‒ хочу / не хочу». Иначе говоря, это противоречие между  требованиями учебной программы  и возможностями (желаниями, мотивами и т.п.) ученика. Движущими силами процесса обучения являются также чувства  и эмоции (переживание успеха, радости, уверенности в своих силах, желание  быть первым и т.п.), волевые усилия и проявления ученика (настойчивость, ответственность, чувство долга  и др.).

Структурные компоненты процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный (формы, методы обучения), контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Эти компоненты процесса обучения отражают развитие взаимодействия педагогов и обучаемых от постановки и принятия целей до их реализации в конкретных результатах. Причем надо иметь в виду, что компоненты процесса обучения характеризуют определенный цикл взаимодействия педагогов и обучаемых, например цикл решения определенной учебной задачи или формирования какого-то понятия. Циклы решения более частных задач сливаются в более широком цикле решения задач данного учебного предмета, системы учебных предметов и всего учебного плана.

Кратко  охарактеризуем основные компоненты самого процесса обучения.

Целевой компонент процесса обучения представляет собой осознание педагогами и принятие учениками цели и задач изучения темы, раздела или учебного предмета в целом. Цель обучения социально детерминирована. Она определяется целями, поставленными обществом перед школой или другими учебными заведениями.

В конкретном цикле учебного процесса цель и задачи обучения определяются на основе требований программы, учета особенностей данного  класса, уровня предшествующей подготовленности, образованности, воспитанности и  развитости учащихся, а также с  учетом возможностей самого педагога, оборудования кабинета и пр.

Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает, что педагог будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности в решении поставленных перед данным циклом обучения учебно-воспитательных задач. Причем стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых положительных мотивов учения. В единстве стимулирования и мотивации заключен смысл стимулирующе-мотивационного компонента учебного процесса.

Содержательный ‒ определяет всю совокупность формируемых у субъектов процесса обучения знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций. Содержание обучения определяется государственными образовательными стандартами, учебными планами, учебными программами и учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом поставленных задач, необходимости отражения в содержании предмета специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников.

Операционно-деятельностный компонент наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения (см. темы о методах, средствах и формах обучения).

Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля обучаемых за правильностью выполнения учебных операций, точностью получаемых ответов. Контроль осуществляется с помощью устных, письменных, лабораторных и других практических работ, путем проведения опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль протекает в виде самопроверок учениками степени усвоения изучаемого материала, правильности выполнения упражнений путем обратных действий, оценки жизненной реальности полученных ответов в задачах и т д. Контроль и самоконтроль обеспечивает функционирование обратной связи в учебном процессе ‒ получение учителем информации о степени затруднений, о качестве поэтапного решения задач обучения, о типичных недостатках. Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения, приближение их к оптимальным для данной ситуации. Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками путем саморегулирования своих действий, работы над ошибками, повторения вопросов, вызывающих затруднения.

Оценочно-результативный компонент обучения предполагает оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин обнаруживаемых отклонений, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Поскольку структура любого процесса ‒ это  не только входящие в него компоненты, но и связи между ними, а также  целостные свойства процесса, то все  компоненты процесса обучения надо рассматривать  в закономерной взаимосвязи. Цель обучения определяет его содержание. Цель и  содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса, приближение  его к оптимальному варианту. Наконец, все компоненты процесса обучения в  своей совокупности обеспечивают определенный результат.

Исключительно важно иметь в виду, что все  компоненты процесса обучения расположены  в определенной логике, вытекающей из закономерной обусловленности их друг другом. Поэтому в педагогической литературе эту определенную последовательность в применении компонентов учебного процесса характеризуют еще и  как этапы, или звенья, процесса обучения.

Указанные последовательность и содержание компонентов  учебного процесса являются наиболее типичными для многих случаев  его функционирования. В зависимости  от специфики задач обучения, возможностей учеников, уровня их отношения к  учению те или иные компоненты процесса будут применяться в большей  или меньшей степени, а порой  и вообще отсутствовать в данном цикле. Например, не всегда необходимо применять особые меры стимулирования учения, если известно, что у учеников имеется положительное отношение  к изучению данной темы. Точно так  же не всегда необходим контроль со стороны преподавателя. Иногда достаточно и самоконтроля учеников. Не всегда необходимы коррективы в избранные  методы и регулирование процесса, если сразу удается обеспечить полное решение поставленной задачи. Таким  образом, необходимо творчески подходить  к проектированию и осуществлению  структурных компонентов процесса обучения, не допускать шаблонного, стандартного независимо от конкретной ситуации их применения.

Обучению  как составной части целостного педагогического процесса свойственны  собственно обучающая, воспитательная, развивающая функции (см. рис.1).

Рис. 1. Функции  процесса обучения

Тема 7. Законы и  закономерности  обучения

Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Отсюда педагогический закон – это категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования. Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

А.В.Хуторской (Андрей Викторович) выделяет следующие законы обучения: социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания и развития; обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; целостности и единства образовательного процесса.

А. В. Хуторской  дает такую трактовку этим законам.

Закон социальной обусловленности  целей, содержания, форм и методов  обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные компоненты процесса обучения: его цели, содержание, методы, формы организации. Например, демократические преобразования конца XX в. обусловили появление в стране негосударственных образовательных организаций, авторских школ и обучающих систем.

Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей духовной и природной сущности человек есть творец. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий образовательного процесса. Творческую самореализацию ученика повышают следующие условия: выбор им целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения и др.

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если педагог не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно своей деятельностью не только обучает, но и воспитывает, оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников, на развитие их как личности.

Информация о работе Лекция по "Педагогике"