Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

Эта классификация получила довольно широкое распространение, что связано, очевидно, с ее простотой.

Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А.Данилов Михаил Александрович, Б.П.Есипов Борис Петрович).

В данной классификации  выделяют следующие методы обучения:

- методы  приобретения новых знаний;

- методы  формирования умений и навыков;

- методы  применения знаний;

- методы  закрепления и проверки знаний, умений, навыков.

В качестве критерия подразделения  методов на группы по этой классификации  выступают цели обучения. Такой критерий больше отражает деятельность преподавателя  по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные  и другие методы, а для закрепления  предложит учащимся выполнить устные или письменные задания.

При такой классификации  методов устраняется в известной  степени разрыв между отдельными их группами; деятельность преподавателя  направляется на решение дидактических  задач.

Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (И.Я.Лернер Исаак Яковлевич, М.Н.Скаткин Михаил Николаевич).

По этой классификации  методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся при усвоении изучаемого материала. Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся.

Выделяют следующие  методы:

  • объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные);
  • репродуктивные;
  • проблемного изложения;
  • частично-поисковые (эвристические);
  • исследовательские.

Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю. К.Бабанский).

Согласно этой классификации  методы обучения делятся на три группы:

  1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Первая группа включает следующие методы:

- перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);

- словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);

- наглядные (демонстрация, иллюстрация);

- практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);

Ко  второй группе методов относятся:

- методы формирования интереса  к учению (познавательные игры, учебные  дискуссии, создание проблемных  ситуаций и др.);

- методы формирования долга  и ответственности в учении (поощрение,  одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

Рассмотрим некоторые  методы более подробно.

Словесные методы

Источником  знания является слово в виде речи учителя или печатного пособия (учебника). В практике это основной источник информации для учащегося. Рассказ учителя, сообщение знаний в виде повествования, построен с учетом целей, содержания, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Применяется в младших классах, реже в старших классах.

Лекция – систематическое изложение материала (в основном для старшеклассников). Методика школьной учебной лекции требует, чтобы педагог руководил записями учеников, их работой в ходе лекции.

Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Виды беседы: вводная, по изучению нового материала, закрепляющая, контрольная. Беседа может быть репродуктивной и поисковой (эвристической, сократической). Педагог ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов.

Дискуссия – обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем (обычно в старших классах).

Достоинства словесных методов: в сжатые сроки  можно сообщить большой объем  информации; формируют речь, словесно-логическое мышление; в беседе, дискуссии формируется  самостоятельность, познавательная активность. Недостатки: вербализм – засилие  слова, опасность отрыва учения от жизни, практики.

Наглядные методы

Источником  знаний является образ, наглядное представление  объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным  методам относятся: иллюстрация – показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация – показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

Применение  наглядных методов сочетается со словесными. Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами.

Иначе говоря, наглядность через восприятие и  представление должна вести к  формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность  тормозит формирование знаний и развитие мышления.

Практические методы

Источником  знания является практическая деятельность учащихся. Она обеспечивает не только закрепление и применение знаний, но формирует опыт, умения, служит интеллектуальному, физическому и нравственному  развитию. К практическим методам  относятся следующие методы.

Упражнение – многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков. Требования к упражнению: уяснение учеником целей, операций, результатов; исправление ошибок в выполнении; доведение выполнения до степени, гарантирующей устойчивые результаты.

Лабораторная работа – проведение учащимися в условиях лаборатории (кабинета физики и т.п.) опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучать процессы.

Практическая работа – выполнение заданий по обработке материалов, изготовление предметов, продуктов, работа на пришкольных участках, в мастерских и пр. Цель практических работ – применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков. Практические методы применяются в сочетании с наглядными и словесными.

Выбор метода, прежде всего, определяется целями обучения. Если четко продумана последовательность целей на уроке, значит, и методы должны соответствовать требованиям  этих целей. В не меньшей мере выбор  метода зависит от особенностей содержания изучаемого материала, от специфики  учебного предмета (уроки иностранного языка, или уроки физкультуры). Выбор  метода обучения зависит от возрастных особенностей учащихся (можно предложить двухчасовую обзорную лекцию старшеклассникам, но этого нельзя делать в младших  классах) и от уровня их развития (даже уровень развития трех параллельных классов может быть разным, не говоря уже о классах выравнивания и  т. п.). При выборе методов обучения необходимо учитывать и особенности  мышления у учащихся разного возраста.

Выбор метода зависит от материальной базы учебного заведения (на уроках физкультуры –  это спортзал и его оборудование, на уроках физики – это наличие  приборов, это аудио средства в  кабинете иностранного языка и т.п.). При выборе метода необходимо учитывать  географические и демографические  особенности местности, где находится  учебное заведение, особенности  жизненного опыта учащихся. Необходимо также учитывать психологические  и физиологические особенности  детей.

 

Тема 10. Средства обучения

Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

В таблице приведена классификация  средств обучения.

 

Классификация средств обучения по трем уровням (предложена В.В. Краевским)

 

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1-й уровень – урок

Языковые системы знаков (устная и письменная речь);

 

Средства наглядности (схемы, фото и пр.);

 

Учебные компьютерные программы;

 

ооперирован-координирующая

деятельность  учителя;

 

Уровень квалификации учителя

 

Уровень внутренней культуры учителя;

 

Формы организации  учебной деятельности на уроке

Отдельные тексты из первоисточников, учебников, пособий

 

Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

 

Текстовой материал;

 

Средства наглядности (предметы, макеты, действующие модели);

 

Технические средства обучения;

 

Лабораторное  оборудование

2-й уровень — предмет

Система условных обозначений

различных дисциплин (нотная грамота, химические символы и пр.);

 

Специальная среда  для накопления

навыков по данному  предмету

(бассейны, языковая  среда и пр.);

Учебные компьютерные программы (на курс обучения по предмету)

Учебники и учебные пособия;

 

Дидактические материалы;

 

Методические  разработки (рекомендации) по предмету;

 

Первоисточники

3-й уровень – процесс обучения в целом

Система обучения;

 

Методы обучения;

 

Система общешкольных требований

Кабинеты для обучения;

 

Библиотеки;

 

Столовые, буфеты;

 

Медицинские кабинеты;

 

Помещения для  администрации и педагогов;

 

Раздевалки; рекреации


 

Классификация средств  обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например:


  • по составу объектов средства обучения бывают материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной);
  • по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии);
  • по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети);
  • по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы);
  • по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы);

• по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы);

• по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD);

  • по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты);
  • по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (вебсайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

Тема 11. Организационные  формы обучения

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения; эта форма обучения и одновременно форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, со сменным составом обучающихся. В основу такого разделения положены характеристики коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими обучающимися

Будучи  внешней характеристикой дидактического процесса, форма, однако, напрямую связана  с целью, содержанием, методами и  средствами обучения. В основу классификации  форм обучения могут быть положены следующие признаки: количество и состав обучаемых; место обучения; продолжительность учебной работы.

В связи  с этими признаками выделяют: индивидуальные, групповые и коллективные формы  работы, школьные и внешкольные, классные и внеклассные. Эта классификация  позволяет упорядочить формы  обучения, не являясь строго научной. Выделяется еще одна классификация, в основу которой положены признаки: количество обучаемых; соотношение индивидуальных и коллективных видов работы; степень самостоятельности и специфика педагогического руководства.

В связи  с этими признаками выделяют: индивидуальное обучение, классно-урочная система, лекционно-семинарская система.

Совокупность  форм, объединенных по признаку связи  учащихся и учителя посредством  учебного материала и дополняющих  друг друга, составляет организационную  систему обучения.

Система индивидуального обучения оформилась еще в первобытном обществе и просуществовала до начала XVIII века. Суть ее заключается в передаче информации от старших к младшим. При индивидуальном обучении педагог, занимаясь с обучаемым, непосредственно или косвенно помогает ему в самостоятельном освоении материала. Индивидуальное обучение доминирует при семейном обучении. Начиная с XVI века индивидуальное обучение трансформируется индивидуально-групповое. При такой системе педагог занимается с группой детей, с каждым из которых работает по индивидуальной программе, т.е. педагог обучает 10 ‒ 15 учеников разного возраста и разного уровня подготовленности, находящихся в одном помещении, но по очереди работает с ними. Данная форма обучения позволяла ученикам начинать учебный год в разное время и осваивать учебный материал разными темпами. В качестве исключения педагог организовывал всю группу для совместной работы. Уже к концу XVI века становится очевидной неэффективность индивидуально-групповой формы обучения. Более совершенной системой стала классно-урочная, описанная в начале XVII века великим чешским педагогом Яном Амосом Коменским в его книге «Великая дидактика».

Информация о работе Лекция по "Педагогике"