Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция
Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"
В педагогической
науке разработана система
- целостное
отражение в содержании общего
образования задач
- научная
и практическая значимость
- соответствие
сложности содержания
- соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение;
- учет
международного опыта
- соответствие
содержания общего образования
имеющейся учебно- методической
и материальной базе
Тема
4. Нормативные документы
Одной из
современных тенденций развития
содержания образования является его
стандартизация, которая вызвана
двумя обстоятельствами. Прежде всего,
необходимостью создания в стране единого
педагогического пространства, благодаря
которому будет обеспечен единый
уровень общего образования, получаемого
молодыми людьми в разных типах образовательных
учреждений. Стандартизация содержания
образования обусловлена и
Под стандартом
образования понимается система
основных параметров, принимаемых в
качестве государственной нормы
образованности, отражающей общественный
идеал и учитывающей
С 2010 г. вступили в силу ФГОС третьего поколения. Рассмотрим их на примере ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»). Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям).
В стандарте выделены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. К общекультурным компетенциям относятся, например, следующие:
- способность
проектировать и осуществлять
индивидуально-личностные
- готовность
к самопознанию, самодеятельности,
освоению культурного
- готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
- готовность
к позитивному,
- владение
нормами педагогических
- владение
системой психологических
К профессиональным компетенциям относятся такие компетенции как, например:
- способность
организовывать и осуществлять
учебно-воспитательную
- способность
организовывать
- способность
анализировать профессионально-
- готовность
к использованию современных
воспитательных технологий
- готовность
к планированию мероприятий по
социальной профилактике
- готовность
к осуществлению диагностики
и прогнозирования развития
- готовность
к формированию у обучающихся
способности к
Основная
образовательная программа
- гуманитарный,
социальный и экономический
- математический и естественнонаучный цикл;
- профессиональный цикл;
и разделов:
- физическая культура;
- учебная
и производственная практики
и/или научно-
- итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Образовательные
учреждения самостоятельно разрабатывают
и утверждают ООП бакалавриата, которая
включает в себя учебный план, рабочие
программы учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) и другие материалы,
обеспечивающие воспитание и качество
подготовки обучающихся, а также
программы учебной и
На основе
стандарта образования могут
быть разработаны самые
В практике
высшего профессионального
Базисный учебный план − это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования.
Базисный учебный план как часть государственного стандарта охватывает следующий круг нормативов:
- продолжительность обучения;
- недельную учебную нагрузку для базовых учебных курсов, обязательные занятия по выбору, факультативные занятия;
- максимальную
обязательную недельную
Типовые
учебные планы носят
Учебный план вуза составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Это тот реальный план, по которому работает данный конкретный вуз. Причем в каждом вузе эти учебные планы могут быть разными
Содержание
образования, представленное в учебных
планах, получает свою конкретизацию
в учебных предметах или
Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют студентам усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.
Содержание учебного предмета определяется не волевым решением каждого отдельного педагога, оно вырабатывается в ходе исторического развития образования, хотя, естественно, на разных уровнях постановки проблемы содержания обучения доля личного вклада отдельного педагога в ее решение присутствует. Поэтому, говоря о принципах и критериях отбора содержания обучения, мы имеем в виду не деятельность каждого отдельного педагога, а лишь те моменты, которые выявляются при анализе исторического развития педагогики.
Учебная
программа − нормативный
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.
Типовые
учебные программы
На основе типовой программы создаются и утверждаются рабочие учебные программы. Они могут непосредственно отражать требования государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).
В структуре учебной программы выделяют три элемента:
1) объяснительная
записка, в которой определены
основные задачи учебного
2) собственно
содержание программы:
3) методические указания, касающиеся главным образом оценки знаний, умений, навыков.
Проектирование
содержания образования на уровне учебного
материала осуществляется в учебной
литературе, к которой относятся
учебники и учебные пособия. В
них находит отражение
Среди всех
видов учебной литературы особое
место занимает учебник, который
по своему содержанию и структуре
обязательно соответствует
Как уже отмечалось, содержание образования на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и др. Учебные пособия расширяют некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).