Лекция по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 11:02, лекция

Краткое описание

Рабоат содержит лекцию по дисциплине "Педагогика"

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к экзаменам.docx

— 480.14 Кб (Скачать файл)

В педагогической науке разработана система критериев  отбора содержания образования, изучаемого в школе (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер (Исаак Яковлевич), М.Н.Скаткин (Михаил Николаевич)):

- целостное  отражение в содержании общего  образования задач гармоничного  развития личности и формирования  ее базовой культуры;

- научная  и практическая значимость содержания  образовательного материала, включаемого  в учебные предметы и общественную  практику;

- соответствие  сложности содержания образовательного  материала реальным учебным возможностям  учащихся того или иного возраста;

- соответствие  объема содержания материала  имеющемуся времени на его  изучение;

- учет  международного опыта построения  содержания общего среднего образования;

- соответствие  содержания общего образования  имеющейся учебно- методической  и материальной базе современной  школы.

Тема 4. Нормативные документы регламентирующие содержание образования

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его  стандартизация, которая вызвана  двумя обстоятельствами. Прежде всего, необходимостью создания в стране единого  педагогического пространства, благодаря  которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого  молодыми людьми в разных типах образовательных  учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей  вхождения России в систему мировой  культуры, что требует учета тенденций  развития содержания общего образования  в международной образовательной  практике.

Под стандартом образования понимается система  основных параметров, принимаемых в  качестве государственной нормы  образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности  реальной личности и системы образования  по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

С 2010 г. вступили в силу ФГОС третьего поколения. Рассмотрим их на примере ФГОС ВПО по направлению  подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «бакалавр»). Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям).

В стандарте  выделены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. К общекультурным компетенциям относятся, например, следующие:

- способность  проектировать и осуществлять  индивидуально-личностные концепции  профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

- готовность  к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства  как фактора гармонизации личностных  и межличностных отношений (ОК-6);

- готовность  к самооценке, ценностному социокультурному  самоопределению и саморазвитию (ОК-7);

- готовность  к позитивному, доброжелательному  стилю общения (ОК-8);

- владение  нормами педагогических отношений  профессионально-педагогической деятельности  при проектировании и осуществлении  образовательного процесса, направленного  на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);

- владение  системой психологических средств  (методов, форм, техник и технологий) организации коммуникативного взаимодействия, анализа и оценки психологического  состояния другого человека или  группы, позитивного воздействия  на личность, прогнозирования ее  реакции, способностью управлять  своим психологическим состоянием  в условиях общения (ОК-11) и  др.

К профессиональным компетенциям относятся такие компетенции  как, например:

- способность  организовывать и осуществлять  учебно-воспитательную деятельность  в соответствии с требованиями  профессиональных и федеральных  государственных образовательных  стандартов в ОУ НПО и СПО  (ПК-3);

- способность  организовывать профессионально-педагогическую  деятельность на нормативно-правовой  основе (ПК-4);

- способность  анализировать профессионально-педагогические  ситуации (ПК-5);

- готовность  к использованию современных  воспитательных технологий формирования  у обучающихся духовных, нравственных  ценностей и гражданственности  (ПК-6);

- готовность  к планированию мероприятий по  социальной профилактике обучаемых  (ПК-7);

- готовность  к осуществлению диагностики  и прогнозирования развития личности  рабочего (специалиста) (ПК-8);

- готовность  к формированию у обучающихся  способности к профессиональному  самовоспитанию (ПК-9) и др.

Основная  образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих  учебных циклов:

- гуманитарный, социальный и экономический циклы;

- математический  и естественнонаучный цикл;

- профессиональный  цикл;

и разделов:

- физическая  культура;

- учебная  и производственная практики  и/или научно-исследовательская  работа;

- итоговая  государственная аттестация.

Каждый  учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность  расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием  базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные  знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения  профессионального образования  в магистратуре.

Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают  и утверждают ООП бакалавриата, которая  включает в себя учебный план, рабочие  программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также  программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной  технологии.

На основе стандарта образования могут  быть разработаны самые разнообразные  рабочие учебные планы.

В практике высшего профессионального образования  используется несколько типов учебных  планов: базисный, типовой и собственно учебный план вуза.

Базисный  учебный план − это основной государственный  нормативный документ, являющийся составной  частью Государственного стандарта  в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых  и рабочих учебных планов и  исходным документом для финансирования.

Базисный  учебный план как часть государственного стандарта охватывает следующий  круг нормативов:

- продолжительность  обучения;

- недельную  учебную нагрузку для базовых  учебных курсов, обязательные занятия  по выбору, факультативные занятия; 

- максимальную  обязательную недельную учебную  нагрузку.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного  учебного плана и утверждаются Министерством  образования и науки Российской Федерации.

Учебный план вуза составляется с соблюдением  нормативов базисного учебного плана. Это тот реальный план, по которому работает данный конкретный вуз. Причем в каждом вузе эти учебные планы  могут быть разными

Содержание  образования, представленное в учебных  планах, получает свою конкретизацию  в учебных предметах или учебных  курсах (дисциплинах).

Учебный предмет – это система научных  знаний, практических умений и навыков, которые позволяют студентам  усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными  возможностями основные исходные положения  науки или стороны культуры, труда, производства.

Содержание  учебного предмета определяется не волевым  решением каждого отдельного педагога, оно вырабатывается в ходе исторического  развития образования, хотя, естественно, на разных уровнях постановки проблемы содержания обучения доля личного вклада отдельного педагога в ее решение  присутствует. Поэтому, говоря о принципах  и критериях отбора содержания обучения, мы имеем в виду не деятельность каждого отдельного педагога, а лишь те моменты, которые выявляются при  анализе исторического развития педагогики.

Учебная программа − нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих  идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки  времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими.

Типовые учебные программы разрабатываются  на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной  области. Создание программы – результат  большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями  детей; методистов, разрабатывающих  научно-методическое обеспечение, необходимое  для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. В типовой учебной  программе аккумулируется историко-педагогический опыт, отражаются требования достижений педагогической и психологической  наук.

На основе типовой программы создаются  и утверждаются рабочие учебные  программы. Они могут непосредственно  отражать требования государственного стандарта к образовательным  областям. В рабочей программе  в отличие от типовой учитываются  возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут  содержать иную логику построения учебного предмета, авторские подходы к  рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь  внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов. При их наличии программы  утверждаются педагогическим советом  школы. Авторские учебные программы  наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

В структуре  учебной программы выделяют три  элемента:

1) объяснительная  записка, в которой определены  основные задачи учебного предмета, его воспитательные возможности,  ведущие научные идеи, лежащие  в основе построения учебного  предмета;

2) собственно  содержание программы: тематический  план, содержание тем, задачи их  изучения, основные понятия, умения  и навыки, возможные виды занятий; 

3) методические  указания, касающиеся главным образом  оценки знаний, умений, навыков.

Проектирование  содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной  литературе, к которой относятся  учебники и учебные пособия. В  них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает учебник, который  по своему содержанию и структуре  обязательно соответствует учебной  программе по предмету. Учебники содержат изложения основ наук и одновременно организуют самостоятельную учебную  деятельность учащихся по усвоению учебного материала. Учебник должен содержать  материал высокой степени обобщения  и вместе с тем быть конкретным, оснащенным основным фактическим материалом. Он должен содержать изложение подлинной  науки и одновременно быть доступным  для учащихся, учитывать особенности  их интересов, восприятия, мышления, памяти, развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях  и практической деятельности. Учебник  должен быть в меру красочен, снабжен  необходимым иллюстративным материалом в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Как уже  отмечалось, содержание образования  на уровне учебного материала наряду с учебниками раскрывается в различного рода учебных пособиях: хрестоматиях; сборниках задач по математике, физике, химии; атласах по географии, биологии; сборниках упражнений по языкам и  др. Учебные пособия расширяют  некоторые стороны учебника и  имеют своей целью решение  конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных и др.).

Информация о работе Лекция по "Педагогике"