Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:27, лекция
ОНР. Этиология, патогенез, особенности.
- форма речевой аномалии, при которой нарушены все компоненты лексики, грамматики, строя речи, фонетики при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
ОНР может наб-ся у детей:
•с дизартрией,
•с ринолалилей,
• заиканием,
•С ЗПР,
•Умственно-отсталых детей.
ОНР. Этиология, патогенез, особенности.
- форма речевой аномалии,
при которой нарушены все
ОНР может наб-ся у детей:
ОНР выражается в разных степенях: от полного отсутствия речи до связной речи с отдельными элементами фонетического и лексикограмматического недоразвития. Для детей с ОНР х-рна:
Выделяют 3 уровня ОНР:
1 уровень ОНР сопровождается не сформированность псих. процессов, работоспособность низкая.
2) дет. владеют обиходным словарем:
Грубые ошибки:
3)фразовая речь сформирована, но есть остаточные проявления лексикограм и ф-ф недоразвития.
Т.Б. Филичева выделяет 4 уровень:
Основные направления коррекционной работы.
Особенности работы воспитателя.
ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
Существ 3 уровня ОНР, для каждого из которых выделены свои направления коррекционной работы.
На 1 уровне - развитие понимания речи, активной подражательной деятельности в виде произношения звукосочетаний, развитие внимания и памяти.
На 2-м уровне: обучение отвечать на вопросы, задавать вопросы другим. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные словосочетания. Предложения составленные по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.
3 уровень: совершенствование связной речи, практическое усвоение лексикограммматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте.
4 уровень: совершенствование произносительной речи, лексико-грамматической речи, развитие самостоятельной развернутой речи.
Алалия. симптоматика, классификация. Х-ка форм.
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи из-за органических повреждений речевых зон коры мозга внутриутробно или на раннем этапе развития.
Причины: внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации, травмы, болезни с осложнением на мозг.
Алалия – системное недоразвитие речи при котором страдают все речевые компоненты.
2 формы алалии: моторная и сенсорная.
Моторная алалия (м.а.)- системное недоразвитие экспрессивной речи органического х-ра, обусловленное несформированностью языковых операций. Симптоматика м.а. - речевая .
Неречевая симптоматика:
Коррекционная работа при моторной алалии:
Задачи и содержание определяются:
- формируется мотив,
-коммуникативное намерение
- отбора лексико-грамматических средств,
- отбор грамматического структурирования
Коррекционная работа про речевому развитию ведется поютпапно:
1 этап: воспитание речевой активности, формирование пассивного словаря, ведется работа над диалогом.
2 этап: формируется фразовая речь на фоне усложнения. Учим пользоваться сначала простым нераспространенным предложением, потом распространенным. Формируем высказывания как единицу ……………….
3 этап: формирование связной речи. Формируем умение составлять описательные рассказы и учим пересказывать короткие тексты.
Средством обучения яв-ся дидактический и языковой материал. Словесно игровой материал. Общение с нормальными говорящими детьми
Сенсорная алалия (с.а.).
Осн. симптом – нарушение понимания речи вследствии нарушения работы рече-слухового анализатора. Р-к слышит, но не понимает речь. У детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, слово не воспринимается целиком.
Афазия - это распад уже сформированной речи.
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Причины:
Коррекционная работа.
Формы Афазии: проявляются системные нарушения речевой функции, которые затрагивают фонему, лексику, грамматику.
Классификация А.Р. Лурия.
Афферетного типа вызвана поражением нижних отделов постцентральной зоны левого доминантного полушария головного мозга.
Главным расстройством яв-ся оральной апраксией (больные теряют способность совершать движение языком, губами, челюстью).
Эфферетного типа вызвана поражением нижних отделов премоторной зоны левого доминантного полушария головного мозга.
Зона в норме обеспечивает плавную смену артикуляторного акта, что необходимо для слияния артикуляции в последовательные кинетические двигательные мелодии.
Динамическая афазия – возникает при поражении мозга в задних левых отделах лобного полушария.
Сенсорная (акустическая) афазия – возникает в зоне Верника.
Акустикамистическая афазия – больные теряют способность к удержанию в памяти в восприятии ……………………..
………………………………………..
Симантическая афазия – главные проблемы в формулировке предложений, фраз6
Востановление речевой функции:
Афферетного типа – восстановление артикуляционных схем, отдельных звуков.
Эфферетного типа – восстановление способности переключения с одной артикулемы на другую, с одного фрагмента слова на другой
Динамическая афазия – восстановление способности к созданию программ и преодолению расстройств грамматического строя.
Сенсорная (акустическая) афазия –восстановление фонематического строя
Акустикамистическая афазия – расширение слухоречевой памяти
Симантическая афазия –восстановление способности к восприятию сложных логико - грамматических оборотов речи.