Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Проанализировать развитие детей с общим недоразвитием речи.
3.Исследовать особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3-5
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6-19
Понятие «межличностные отношения»…………………………………6-8
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..8-12
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………….13-19
Выводы по 1 главе………………………………………………………….19-20
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………………..21-28
2.1 Методики исследования…………………………………………..21-23
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования…………….24-28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………28-29
Заключение……………………………………………………………..30-31
Список литературы…………………………………………………….32-33
Приложение…………………………………………………………….34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи.docx

— 71.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3-5

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6-19

    1. Понятие «межличностные отношения»…………………………………6-8
    2. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..8-12
    3. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………….13-19

Выводы по 1 главе………………………………………………………….19-20

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………………..21-28

2.1 Методики исследования…………………………………………..21-23

2.2 Сравнительный анализ результатов исследования…………….24-28

Выводы по 2 главе……………………………………………………………28-29

         Заключение……………………………………………………………..30-31

         Список литературы…………………………………………………….32-33

         Приложение…………………………………………………………….34-35

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольное детство-это  уникальный период в жизни человека. Именно в это время закладываются  основы формирования всесторонне-развитой личности. В этом возрасте перестраивается  вся психическая жизнь ребенка  и его отношение к окружающему  миру. А.Н.Леонтьев назвал дошкольное детство  периодом первоначального фактического складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения.

Это период приобщения ребенка  к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений  с людьми. Именно в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее  место начинают занимать другие дети. И к старшему дошкольному возрасту, он явно предпочитает общество сверстника обществу взрослого.

Следует отметить, что немаловажную роль в этом отношении играет дошкольное учреждение. Ведь жизнь в детском  саду способствует развитию межличностных  отношений. Дошкольная группа - это генетически ранняя ступень социальной организации людей. Старшая группа детского сада представляет собой развитую социально-психологическую единицу, это группа детей, которые знают друг друга несколько лет.

Нередко в группе детского сада между детьми возникают отношения, которые не вырабатывают у них гуманных чувств друг к другу, а, наоборот, воспитывают нечто прямо противоположное. Не всем детям хорошо «дышится» в среде сверстников, не для всех здесь благоприятный «эмоциональный климат». В дошкольной группе обычно выделяется ядро, состоящее из нескольких чрезвычайно активных детей, которые пользуются постоянной поддержкой педагогов и служат для них опорой в воспитательной работе. Одновременно в группе есть дети, находящиеся в подчинении у более активных. Такая «поляризация» вредно отражается на личностных качествах и тех, и других.

Как уже отмечалось выше, такие отношения не редкость в  группе детского сада. Но они не лежат  на поверхности и зачастую ускользают из поля зрения педагога. Поэтому проблема межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлекает все большее внимание исследователей у нас в стране и за рубежом, так как основы отношений человека к окружающей действительности и людям закладываются именно в этот период, в период дошкольного детства, который отечественные психологи считают периодом первоначального становления личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин).

Данные положения позволяют  подчеркнуть, что на развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Ведь взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность  совместно познать окружающий мир, но и возможность общения с  детьми своего возраста. Дети дошкольного  возраста активно интересуются друг другом, вступают в межличностные  отношения, которые являются своеобразной школой социальных отношений. Кроме  того, в отношениях со сверстниками обогащаются образы себя и другого  человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.

Проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является очень актуальной. Это и обусловило цель настоящего исследования.

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования: межличностные отношения как социально-психологическое явление.

Предмет исследования: особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют особенности.

Задачи исследования:

1.Осуществить теоретический  анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования.

2.Проанализировать развитие  детей с общим недоразвитием  речи.

3.Исследовать особенности  межличностных отношений у детей  старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи  III уровня.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические: методика  «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой); методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).

3. Интерпретационные: количественный  и качественный анализ результатов  исследования.

База исследования Экспериментальное исследование осуществлялось в процессе работы в старших группах на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 78» г. Череповец.

Структура работы представлена введением, двумя главами, выводами, заключением, списком литературы.

 

Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме межличностных  отношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    1. Понятие «межличностные отношения»

Межличностные отношения  являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно  связаны с различными видами общественных отношений. «Существование межличностных  отношений внутри различных форм общественных отношений есть как  бы реализация безличных отношений  в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия» [1].

Межличностные отношения  – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [16].

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Межличностные отношения  возникают внутри каждого вида общественных отношений.

Межличностные отношения  охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать  с учетом трех компонентов взаимодействия:

  1. восприятие и понимание людьми друг друга;
  2. межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
  3. взаимовлияние и поведение.

Важнейшая специфическая  черта межличностных отношений  – эмоциональная основа, то есть они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся  у людей по отношению друг к  другу. Эмоциональная основа межличностных  отношений включает все виды эмоциональных  проявлений: аффекты, эмоции и чувства. Направленность человека на внешний  или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) является важной характеристикой, влияющей на межличностные отношения [15].

Межличностные отношения  включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный  и поведенческий (практический, регулятивный). Когнитивный элемент предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный элемент является ведущим из них. «Это, прежде всего положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой» [2].

Поведенческий компонент  межличностных отношений реализуется  и конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Межличностные отношения  строятся по «вертикали» (между руководителем  и подчиненным и наоборот) и  «горизонтали» (между лицами, занимающими  одинаковый статус). Эмоциональные  проявления межличностных связей обусловливаются  социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся, и индивидуальными различиями, варьирующимися в пределах названных норм.

Динамика развития межличностных  отношений в континууме проходит несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных  отношений в «обратную» сторону  имеет такую же динамику (переход  от дружеских к товарищеским, приятельским отношениям и затем их прекращение).

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

Приятельские  отношения формируют готовность-неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские  отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.) [12].

    1. Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

На протяжении дошкольного  детства ребенок вступает в контакты разного рода со взрослыми и сверстниками.

Данные ряда исследований показывают, что общение ребенка  со сверстниками может возникнуть и  развиваться только на основе общения  с взрослым (И.А.Залысина, 1982; Т.М.Землянухина, 1982). Между тем, опыт первых отношений с другими, равными ребенку людьми (со сверстниками), является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Фундаментальная значимость проблемы становления и развития межличностных отношений у детей  привлекала внимание многих психологов и педагогов. Этой теме посвящены  экспериментальные и теоретические  исследования В.К.Корытло, Я.Л.Коломинского, Т.А.Репиной, В.Дамон, К.Рубин и других.

В нашей стране первоначально (в 60 – 70-х годах) проблема межличностных  отношений у дошкольников рассматривалась  преимущественно в рамках социально-психологических  исследований, где основным предметом  была структура и возрастные изменения  детского коллектива (Я.Л.Коломинский, Т.А.Репина, В.Р.Кисловская и другие).

В этих исследованиях межличностные  отношения рассматривались как  избирательные предпочтения одних  детей перед другими, а сверстник  выступал как предмет эмоциональной  или деловой оценки.

В цикле исследований, проведенных  под руководством А.А.Бодалева, предметом исследования межличностных отношений являются представления о другом (о его социальных и личностных качествах), возникающих в результате межличностного восприятия и познания [2].

Так, Е.В.Субботский считает, что взаимоотношения дошкольников со сверстниками характеризуются, с одной стороны, импульсивностью и непосредственностью, а с другой стороны, инертностью и стереотипностью [23].

В анализе содержания межличностных  отношений дошкольников со сверстниками в психологических исследованиях  приводятся различные типологии.

Информация о работе Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи