Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Проанализировать развитие детей с общим недоразвитием речи.
3.Исследовать особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3-5
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6-19
Понятие «межличностные отношения»…………………………………6-8
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..8-12
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………….13-19
Выводы по 1 главе………………………………………………………….19-20
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………………..21-28
2.1 Методики исследования…………………………………………..21-23
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования…………….24-28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………28-29
Заключение……………………………………………………………..30-31
Список литературы…………………………………………………….32-33
Приложение…………………………………………………………….34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи.docx

— 71.99 Кб (Скачать файл)

Таким образом, результаты методики «Капитан корабля» позволяют сделать  вывод о том, что в группе детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, то есть уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности являются достаточно высоким. Между тем, в межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

Рассмотрим сравнительный  анализ результатов методики «Два домика».


Таблица 2

Сравнительный анализ количества выборов у детей старшего дошкольного  возраста


Параметр анализа

 

 

Выборка детей

Количество положительных  выборов

Количество отрицательных  выборов

Количество взаимных выборов

Абс.число

%

Абс.число

%

Абс.число

%

I группа

61

70

26

30

18

20

II группа

87

82

19

18

37

35


 

Из таблицы 2 видно, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня положительные выборы делают чаще, чем отрицательные: 82% положительных выборов против 18% отрицательных. В то время как у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием положительные выборы составляют 70%, а отрицательные – 30%. В связи с этим количество взаимных выборов у детей II группы в два раза превышает количество взаимных выборов у детей I группы.

Полученные данные свидетельствуют  о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

Итак, сопоставляя результаты исследования, мы видим, что у детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи III уровня преобладают положительные выборы по отношению друг к другу, а также наблюдается пассивно – положительное отношение к сверстнику(33% детей). Данные результаты представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Сравнительный анализ общего количества положительных выборов у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, гипотеза исследования – подтверждена. В дальнейшем мы будем работать над нашим исследованием и попытаемся разработать коррекционную программу по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

 

          Выводы по 2 главе

Исследование межличностных  отношений проводилось на базе МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 78» г. Череповец.

Экспериментальная выборка  составила 30 детей старшего дошкольного  возраста (5 – 6 лет). Из них 15 детей с  нормальным речевым развитием и 15 детей с общим недоразвитием  речи III уровня.

Исходя из цели и задач  исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики межличностных  отношений у детей старшего дошкольного  возраста: методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой); методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).

Результаты методики «Капитан корабля» позволяют сделать вывод  о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, то есть уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности являются достаточно высоким. Между тем, в межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

По результатам методики «Два домика», данные свидетельствуют  о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.

Таким образом, гипотеза исследования – подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ психологических  и педагогических источников по проблеме межличностных отношений показал, что исследованиями в данной области  занимались многие отечественные психологи  и педагоги. Исследователи, занимавшиеся данной проблемой, отмечают, что понятие «межличностные отношения» акцентирует внимание на эмоционально – чувственном аспекте. Также исследователи рассматривают межличностные отношения как мотивационную основу общения и взаимодействия людей.

Межличностные отношения  человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой  является сам человек, его потребности  и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.

Также мы выяснили, что к  старшему дошкольному возрасту, сверстник  становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению  и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и  самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».

Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают  довольно сложные и разнообразные  межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, в какой мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.

Экспериментальное исследование показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в коллективе их сверстников с нормальным речевым развитием, уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности достаточно высок. Но, между тем, межличностные отношения у детей с данной речевой патологией имеют свою особенность, а именно, преобладание положительных выборов по отношению друг к другу. Однако данное положительное отношение не подкрепляется эмоционально и носит пассивно – положительный характер. Это происходит вследствие того, что дети с общим недоразвитием речи часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнёра, не могут согласовывать ролевое взаимодействие, часто ориентируются не на собственное личностное отношение к сверстнику, а на выбор и оценку его педагогом.

Таким образом, гипотеза исследования, что межличностные отношения  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи III уровня имеют особенности - подтверждена, присутствует преобладание положительных выборов и пассивно – положительного отношения к сверстникам.

Вместе с тем детский  возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, требует  к себе особого внимания, ведь организм ребёнка ещё очень хрупок и  каждый день промедления в своевременной  диагностике и начале восстановительной  работы грозит обернуться трагедией.

В связи с этим требуется  специальная работа по коррекции  и формированию межличностных отношений  со сверстниками в целях оптимальной  и эффективной адаптации детей  с общим недоразвитием речи III уровня к условиям и требованиям социума. Поэтому в дальнейшем мы разработаем коррекционную программу, направленную на развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  4. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2.
  5. Глистина И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи // Практическая психология и логопедия. 2006. № 5
  6. Дубова Н.В. Об особенностях навыка общения дошкольников с ОНР // Логопед в детском саду. 2006. №3 .
  7. Жан Пиаже. Речь и мышление ребёнка. – М., 1994.
  8. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь: Н. В. Новоторцева — Москва, КАРО, 2006.
  9. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В.--М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
  10. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. –– Москва: Гардарики, - 2000.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.
  12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.
  13. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.
  14. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия. - М., 1997.
  15. Психология личности. Составитель – Д.Я. Райгородский 2 тома. – Самара, 2002.
  16. Психология. Словарь / под ред, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.
  17. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А.Г. Рузской. – М., 1989.
  18. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
  19. Ребенок: Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. М.; Воронеж, 2001.
  20. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 1978.
  21. Слинько, О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / О.А. Слинько // Дефектология. – 1992. – № 1.
  22. Смирнова Е.О., Утробина В.Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1996.
  23. Субботский Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. – М., 1976.
  24. Флерова Ж.М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000.
  25. Шашкина Р.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003.
  26. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1960.

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

I группа – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием

Имя

Год рождения

1

Маша

7.12.06.

2

Степа

12.03.07.

3

Женя

4.07.07

4

Егор

11.12.06.

5

Лиза

30.03.07.

6

Марина

5.09.06.

7

Паша

19.04.06.

8

Кирилл

28.11.06.

9

Дима

16.04.06.

10

Света

17.09.06

11

Мариана

12.08.06.

12

Луиза

13.01.06.

13

Егор

23.07.06.

14

Даша

15.06.06

15

Лера

19.05.06


 

 

 

 

 

 

Таблица 2

II группа – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Имя

Год рождения

1

Петя

17.02.06.

2

Олег

15.01.06.

3

Мариса

14.03.07

4

Дима

09.12.06.

5

Камила

10.12.06.

6

Маруся

15.11.06.

7

Слава

09.04.06.

8

Лев

12.09.06.

9

Кирилл

24.04.06.

10

Егор

07.02.06

11

Варя

09.11.06.

12

Рима

03.11.06.

13

Элина

13.12.06.

14

Зоя

05.04.06

15

Ваня

08.03.06

Информация о работе Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи