Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:52, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Проанализировать развитие детей с общим недоразвитием речи.
3.Исследовать особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Введение……………………………………………………………….…3-5
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6-19
Понятие «межличностные отношения»…………………………………6-8
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..8-12
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………….13-19
Выводы по 1 главе………………………………………………………….19-20
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………………..21-28
2.1 Методики исследования…………………………………………..21-23
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования…………….24-28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………28-29
Заключение……………………………………………………………..30-31
Список литературы…………………………………………………….32-33
Приложение…………………………………………………………….34-35
Таким образом, результаты методики «Капитан корабля» позволяют сделать вывод о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, то есть уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности являются достаточно высоким. Между тем, в межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
Рассмотрим сравнительный анализ результатов методики «Два домика».
Таблица 2
Сравнительный анализ количества выборов у детей старшего дошкольного возраста
Параметр анализа
Выборка детей |
Количество положительных выборов |
Количество отрицательных выборов |
Количество взаимных выборов | |||
Абс.число |
% |
Абс.число |
% |
Абс.число |
% | |
I группа |
61 |
70 |
26 |
30 |
18 |
20 |
II группа |
87 |
82 |
19 |
18 |
37 |
35 |
Из таблицы 2 видно, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня положительные выборы делают чаще, чем отрицательные: 82% положительных выборов против 18% отрицательных. В то время как у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием положительные выборы составляют 70%, а отрицательные – 30%. В связи с этим количество взаимных выборов у детей II группы в два раза превышает количество взаимных выборов у детей I группы.
Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
Итак, сопоставляя результаты исследования, мы видим, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня преобладают положительные выборы по отношению друг к другу, а также наблюдается пассивно – положительное отношение к сверстнику(33% детей). Данные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Сравнительный анализ общего количества положительных выборов у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, гипотеза исследования – подтверждена. В дальнейшем мы будем работать над нашим исследованием и попытаемся разработать коррекционную программу по формированию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Выводы по 2 главе
Исследование межличностных отношений проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 78» г. Череповец.
Экспериментальная выборка составила 30 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Из них 15 детей с нормальным речевым развитием и 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Исходя из цели и задач исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста: методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой); методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской).
Результаты методики «Капитан корабля» позволяют сделать вывод о том, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, то есть уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности являются достаточно высоким. Между тем, в межличностных отношениях у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
По результатам методики «Два домика», данные свидетельствуют о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня наблюдается преобладание положительных выборов по отношению к окружающим сверстникам.
Таким образом, гипотеза исследования – подтверждена.
Заключение
Анализ психологических
и педагогических источников по проблеме
межличностных отношений
Межличностные отношения человека представляют собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения.
Также мы выяснили, что к старшему дошкольному возрасту, сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого «Я».
Учитывая то, что в дошкольном возрасте у ребенка возникают довольно сложные и разнообразные межличностные отношения со сверстниками, следует отметить, что именно от этого зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, в какой мере он усваивает нормы этих отношений. Ведь межличностные отношения со сверстниками в значительной степени определяют дальнейшее становление личности ребенка.
Экспериментальное исследование показало, что в группе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня действуют те же закономерности, что и в коллективе их сверстников с нормальным речевым развитием, уровень благополучия взаимоотношений и коэффициент взаимности достаточно высок. Но, между тем, межличностные отношения у детей с данной речевой патологией имеют свою особенность, а именно, преобладание положительных выборов по отношению друг к другу. Однако данное положительное отношение не подкрепляется эмоционально и носит пассивно – положительный характер. Это происходит вследствие того, что дети с общим недоразвитием речи часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнёра, не могут согласовывать ролевое взаимодействие, часто ориентируются не на собственное личностное отношение к сверстнику, а на выбор и оценку его педагогом.
Таким образом, гипотеза исследования, что межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня имеют особенности - подтверждена, присутствует преобладание положительных выборов и пассивно – положительного отношения к сверстникам.
Вместе с тем детский
возраст характеризуется
В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и формированию межличностных отношений со сверстниками в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с общим недоразвитием речи III уровня к условиям и требованиям социума. Поэтому в дальнейшем мы разработаем коррекционную программу, направленную на развитие благоприятного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, сплочение детского коллектива, развитие эмпатии.
Список литературы
Приложение 1
Таблица 1
I группа – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием
№ |
Имя |
Год рождения |
1 |
Маша |
7.12.06. |
2 |
Степа |
12.03.07. |
3 |
Женя |
4.07.07 |
4 |
Егор |
11.12.06. |
5 |
Лиза |
30.03.07. |
6 |
Марина |
5.09.06. |
7 |
Паша |
19.04.06. |
8 |
Кирилл |
28.11.06. |
9 |
Дима |
16.04.06. |
10 |
Света |
17.09.06 |
11 |
Мариана |
12.08.06. |
12 |
Луиза |
13.01.06. |
13 |
Егор |
23.07.06. |
14 |
Даша |
15.06.06 |
15 |
Лера |
19.05.06 |
Таблица 2
II группа – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
№ |
Имя |
Год рождения |
1 |
Петя |
17.02.06. |
2 |
Олег |
15.01.06. |
3 |
Мариса |
14.03.07 |
4 |
Дима |
09.12.06. |
5 |
Камила |
10.12.06. |
6 |
Маруся |
15.11.06. |
7 |
Слава |
09.04.06. |
8 |
Лев |
12.09.06. |
9 |
Кирилл |
24.04.06. |
10 |
Егор |
07.02.06 |
11 |
Варя |
09.11.06. |
12 |
Рима |
03.11.06. |
13 |
Элина |
13.12.06. |
14 |
Зоя |
05.04.06 |
15 |
Ваня |
08.03.06 |