Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1.Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.Проанализировать развитие детей с общим недоразвитием речи.
3.Исследовать особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…3-5
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к проблеме межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи…………………………………………………………...6-19
Понятие «межличностные отношения»…………………………………6-8
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..8-12
Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи……………………………….13-19
Выводы по 1 главе………………………………………………………….19-20
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………………..21-28
2.1 Методики исследования…………………………………………..21-23
2.2 Сравнительный анализ результатов исследования…………….24-28
Выводы по 2 главе……………………………………………………………28-29
Заключение……………………………………………………………..30-31
Список литературы…………………………………………………….32-33
Приложение…………………………………………………………….34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Межличностные отношения в группе детей с общим недоразвитием речи.docx

— 71.99 Кб (Скачать файл)

Предпочитаемым видом  коммуникации для детей с общим  недоразвитием речи является общение  со взрослым на фоне игровой деятельности. Однако у небольшой части детей явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги, достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты, но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 минут.

У многих детей с недоразвитием  речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

Значительная часть детей  с общим недоразвитием речи стараются  отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко  обращаются к старшим, стесняются и  избегают контактов с ними.

Многим детям с нарушениями  речи свойственна пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению. У них наблюдается низкая работоспособность. Такие дети недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их [21].

Таким образом, комплекс нарушений  речевого, физического и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и социальной дезадаптации.

Выводы  по 1 главе

Межличностные отношения  – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Межличностные отношения  охватывают значительный круг явлений, которые можно квалифицировать  с учетом трех компонентов взаимодействия: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние  и поведение.

Дошкольное детство - период первоначального фактического складывания  личности, периодом развития личностных механизмов поведения. Это период приобщения ребенка к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Именно в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. И к старшему дошкольному возрасту, он явно предпочитает общество сверстника обществу взрослого.

Развитие отношений со сверстниками у дошкольников тесно  связано с развитием самосознания ребенка и с тем, что соотношение  предметного и личностного начал  меняется на протяжении дошкольного  возраста.

В логопедии как педагогической науке понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой  форме речевой аномалии у детей  с нормальным слухом и первично сохранным  интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так  и к смысловой стороне речи.

Условно можно выделить три  уровня общего недоразвития речи, причем первые два характеризуют глубокие степени нарушения речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей  остаются лишь отдельные пробелы  в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического  строя.

Исследователи отмечают,  что у дошкольников с общим  недоразвитием речи имеются нарушения  общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы; имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений; преобладающая форма общения у детей старшего дошкольного возраста ситуативно-деловая, что характерно для нормально развивающихся детей двух – четырехлетнего возраста.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи III уровня

2.1 Методики  исследования

Учитывая то, что в настоящее  время значительно возросло количество детей с речевой патологией, чрезвычайно  важно выяснить действительно ли межличностные отношения у детей  старшего дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи III уровня имеют свои особенности и отличаются от межличностных отношений их сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование межличностных отношений проводилось на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 78» г. Череповец.

Экспериментальная выборка составила 30 детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет). Из них 15 детей с нормальным речевым развитием и 15 детей с общим недоразвитием речи III уровня (см. приложение 1).

Исходя из цели и задач  исследования, мы подобрали адекватные методики диагностики межличностных  отношений у детей старшего дошкольного  возраста:

  1. Методика «Капитан корабля» (Е.О. Смирновой).
  2. Методика «Два домика» (в модификации Т.Д. Марцинковской) [10].

Рассмотрим описание методик подробнее.

Методика «Капитан корабля».

Цель: социометрическое изучение и оценка межличностных предпочтений в группе детей дошкольного возраста.

По мнению многих психологов, социометрия позволяет увидеть  скрытые от непосредственного наблюдения отношения членов группы, их межличностные  предпочтения.

Во время индивидуальной беседы ребёнку показывается рисунок  корабля, и задаются вопросы:

  1. Представь, что ты – капитан этого корабля и отправляешься в дальнее плавание, кого из детей группы ты взял бы себе в помощники?
  2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостя?
  3. Кого из детей группы ты ни за что не взял бы с собой в плавание и оставил на берегу?

В заготовленной социометрической таблице (матрице) фиксируются выборы детей. Затем осуществляется подсчёт положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребёнком, находятся взаимные выборы, которые отмечаются, подсчитываются и записываются в социоматрицу. На основе результатов социоматрицы составляется карта групповой дифференциации – социограмма.

Полученные результаты подвергаются анализу и интерпретации в  следующих направлениях:

  1. Количество положительных (1 и 2 вопросы) и отрицательных (3 вопрос) выборов, полученных каждым ребенком. В зависимости от этого, ребенка, получившего 5 и более выборов, можно считать «звездой», 3-4 выбора – «предпочитаемым», 1-2 выбора – «принятым», в группу «отверженных» (или «игнорируемых») относят детей, которых никто не выбрал(0 положительных выборов), а также тех, у кого количество отрицательных выборов превышает количество положительных выборов.
  2. Уровень благополучия взаимоотношений. Уровень благополучия взаимоотношений определяется соотношением суммарных показателей благоприятных и неблагоприятных категорий. Если большинство детей группы оказываются в благоприятных категориях («звезды», «предпочитаемые»), Уровень благополучия взаимоотношений определяется как высокий; при одинаковом соотношении – как средний; при преобладании в группе детей из неблагоприятных категорий («принятые», «отверженные») – как низкий.
  3. Коэффициент взаимности. Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов к общему числу выборов и выражается в процентах. По величине показателя коэффициент взаимности можно отнести к одному из четырех уровней взаимности: I – КВ=15-20% (низкий), II – КВ=21-30% (средний), III – КВ=31-40% (высокий), IV – КВ=40% и выше (сверхвысокий).

Методика «Два домика».

Цель: исследование межличностных отношений у детей дошкольного возраста, выявление симпатий и антипатий.

Для проведения методики мы приготовили два нарисованных домика. Один из них – большой, красивый, красного цвета. Другой – маленький, невзрачный, черного цвета. Во время  индивидуальной беседы ребенку показывались обе картинки: «Посмотри на эти  домики. В красном домике много  разных игрушек, книжек, а в черном – игрушек нет. Представь, что  красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят  своей группы ты бы пригласил к  себе, а кого поселил бы в черный домик». Все выборы мы заносили в  социометрическую таблицу. После окончания  беседы мы спрашивали у детей, не хотят  ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Затем мы подсчитали, полученные каждым ребенком, положительные и  отрицательные выборы, нашли и  подсчитали взаимные выборы.

При анализе и интерпретации  результатов этой методики симпатии и антипатии ребенка напрямую связывались с размещением сверстников  в красном и черном домиках.

 

2.2 Сравнительный  анализ результатов исследования

Анализируя полученные результаты, мы сравнивали показатели в двух выборках детей: I группа – дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием; II группа – дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Сравним результаты методики «Капитан корабля». Рассмотрим первый параметр нашего анализа – количество положительных и отрицательных выборов, полученных каждым ребенком.

Таблица 1

Сравнительный анализ статусного положения в группе сверстников  детей старшего дошкольного возраста

№ п/п

Статусная категория

I группа

II группа

Абс.число

%

Абс.число

%

I

«звезды»

6

40

10

67

II

«предпочитаемые»

5

34

4

26

III

«принятые»

2

13

1

7

IV

«отверженные» или «игнорируемые»

2

13

-

-


 

Из таблицы 1 видно, что в благоприятных статусных категориях (I,II) большее количество детей – 93% находится из II группы, из I группы – 74% детей. В неблагоприятных же статусных категориях (III,IV) большее количество детей – 26% находится из I группы, в то время как из II группы только 7% детей. Следует отметить, что во время эксперимента дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II группа) отрицательные выборы делали реже, чем дети старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием (I группа): общее количество отрицательных выборов у детей I группы – 28%, II группы – 17%. Многие дети из II группы при ответе на третий вопрос (Кого из детей ты ни за что не взял бы с собой в плавание?) затруднялись, долго раздумывали. В итоге 26% детей этой группы не сделали ни одного отрицательного выбора, в то время как в I группе отрицательные выборы не сделали 6% детей.

Также следует отметить, что в группе детей старшего дошкольного  возраста с нормальным речевым развитием  только 13% детей не получили отрицательных  выборов, а в группе с общим  недоразвитием речи III уровня 47% детей не получили отрицательных выборов.

Полученные данные говорят  о том, что дети старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием  речи III уровня, по сравнению с группой детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием, чаще демонстрируют положительное отношение к сверстникам, так как у них преобладают положительные выборы по отношению друг к другу.

Второй параметр нашего исследования – уровень благополучия взаимоотношений.

Мы получили высокий уровень  благополучия взаимоотношений как  в I, так и во II группах, то есть в данных группах большее количество детей имеют благоприятный статус: I и II статусная категория (см. Таблицу 1). Высокий уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Третий параметр нашего исследования – коэффициент взаимности.

Коэффициент взаимности –  это индекс групповой сплоченности, выражает характер отношений, существующих в группе. Коэффициент взаимности I группы – 34%, II группы – 52%, из чего следует, что I группа относится к III уровню взаимности (высокий), II группа – к IV уровню взаимности (сверхвысокий).

Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в данных группах: коллективы детей и I, и II групп достаточно сплоченные, дружные. Однако, высока половая дифференциация (дети чаще всего выбирают сверстников своего пола). По данным социограммы мы выявили такой характер связи как «взаимная симпатия» (дети разного пола делают взаимные выборы). В I группе «взаимную симпатию» имеют 3 пары детей разного пола, во II группе – 2 пары детей.

Информация о работе Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи