Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа
Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.
Предметом учебной дисциплины «Основы предпринимательства» является изучение особенностей предпринимательства в России, современных форм и аспектов предпринимательской деятельности.
Учебная дисциплина «Основы предпринимательства» должна не только иметь цель образовательную, т.е. учить навыкам подготовки и начала собственного дела, но и должна развивать эрудицию учащихся. Для этого следует обратить внимание на особенности истории возникновения и современной деятельности предпринимательства в Республике Карелия.
При преподавании дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер изучаемого материала, показывать учащимся, где и когда те или иные теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Проектная деятельность учащихся, а именно разработка собственной бизнес-идеи завершает изучение курса «Основы предпринимательства» и закрепляет теоретические и практические знания, развивает научно-исследовательские навыки учащихся, позволяет подойти к решению хозяйственных вопросов комплексно, апробируя полученные в области малого бизнеса знания на практике.
Цель курса - помочь учащимся овладеть знаниями основ экономики и предпринимательской деятельности, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.
Задачи курса:
В результате изучения дисциплины учащиеся должны:
иметь представление:
знать:
уметь:
№ п/п |
Раздел учебного курса |
Компетенции |
1. |
Введение в малый бизнес 24 часов |
Предметная компетенция: знать: - историю появления и развития предпринимательства в России и Республике Карелия; - качества, необходимые предпринимателю; - требования к результатам - структуру действий, обеспечивающих постановку проблемы, цели и плана действий, а также способов реализации каждого действия; - критерии оценки проблемы, цели, плана действий; - структуру и критерии оценки
действий, обеспечивающих построение
модели внешней макросреды - требования к выбираемой для
предпринимательства сфере - видов предпринимательской - критериев оценки уровня - критериев оценки привлекательности сферы деятельности для предпринимателя. уметь: - анализировать рыночные - организовать маркетинговые - осуществлять выбор целевого сегмента рынка; - ориентироваться в - оценивать организационно- - организовать и - воспользоваться основными формами
государственной поддержки иметь представление: - о сущности предпринимательской деятельности; - о требованиях к описанию предприятия, его внешней и внутренней среды; Личностная компетенция: - осознание ценности экономического знания как важнейшего компонента научной картины мира; системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться. Метапредметная компетенция: - ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое. Коммуникативная компетенция: - умение организовывать свою
деятельность, определять ее цели
и задачи, выбирать средства реализации
цели и применять их на - умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п. |
2. |
Проектная деятельность - составление бизнес-плана 10 часов |
Предметная компетенция: иметь представление: - об основах малого бизнеса и его современных формах; - об истории предпринимательства и условиях формирования предпринимательской деятельности в Республике Карелия и г.Костомукше; знать: - виды предпринимательской деятельности; - особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица; - схему организации собственного дела; - методику оценки финансового состояния своего бизнеса; - пути достижения финансовой устойчивости собственного дела; - системы налогообложения предпринимательской деятельности; уметь: - составлять бизнес-план по различным видам деятельности; - проводить технико-экономическое обоснование идеи; - представлять разработанные бизнес-планы потенциальным инвесторам. Личностная компетенция: - осознание ценности экономического знания как важнейшего компонента научной картины мира; системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться. Метапредметная компетенция: - ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое. Коммуникативная компетенция: - умение организовывать свою
деятельность, определять ее цели
и задачи, выбирать средства реализации
цели и применять их на - умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п. |
№ п/п |
Тема |
Часы | ||
Общие |
Теор. |
Практ. | ||
1
2 3
4
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 |
История возникновения и развития предпринимательства в России и в РК Оценка предпринимательских способностей Организационно-правовые формы предпринимательства Законодательные аспекты предпринимательства Формула успеха малого бизнеса Ценообразование Конкурентоспособность Проведение маркетинговых исследований Разработка рекламной компании Управление малым и средним предприятием Инвестиции и инновации Разработка бизнес-плана малого предприятия Проектная деятельность Зачет |
1 1
2
2 3 2 3 2 2 2 1 3 8 2 |
1 1
1
1 1 1 1 1 - 1 1 - - - |
- -
1
1 2 1 2 1 2 1 - 3 8 2 |
Итого: |
34 |
10 |
24 |
3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ. КРАТКОЕ ТЕЗИСНОЕ ОПИСАНИЕ
1. История возникновения
и развития
Появление предпринимательства в России, его развитие. Состояние экономической ситуации в России в настоящее время. Предпринимательство в Карелии. Крупные предприятия Карелии и г.Костомукша.
2. Оценка предпринимательских способностей – 1 час.
Личностные характеристики предпринимателя. Методики оценки предпринимательских способностей. Проведение одной из методик.
3. Организационно-правовые формы предпринимательства – 2 часа.
Теория (1 час): Предприятие. Типы предприятий. Юридическое лицо. Процедура регистрации бизнеса.
Практика (1 час): Выполнение заданий на подбор оптимального вида деятельности предприятия.
4. Законодательные аспекты предпринимательства – 2 часа.
Теория (1 час): Федеральный Закон № 209-ФЗ. Налоговый Кодекс РФ. Понятие налога и сбора. Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги.
Практика (1 час): Проведение дискуссии оп правовым вопросам предпринимательства.
5. Формула успеха малого бизнеса – 3 часа.
Теория (1 час): SWOT-анализ малого бизнеса. Модели стимулирования труда. Круговая сегментация потребителей. Принципы сегментации рынка по потребителям. Жизненный цикл товара.
Практика (2 часа): Составление SWOT-анализа. Отслеживание жизненных циклов товаров.
6. Ценообразование – 2 часа.
Теория (1 час): Себестоимость. Расчет цены на основе анализа безубыточности товара. Факторы, влияющие на образование цены.
Практика (1 час): Выполнение заданий на расчет цены.
7. Конкурентоспособность – 3 часа.
Теория (1 час): Конкурентоспособность. Оценка конкурентоспособности товара. Изучение конкурентов.
Практика (2 часа). Выполнение заданий по изучению конкурентов и нахождение способов обойти их.
8. Проведение маркетинговых исследований – 2 часа.
Теория (1 час). Цель проведения маркетинговых исследований. Правила проведения анкетирования, опросов.
Практика (1 час). Разработка анкеты, опроса.
9. Разработка рекламной компании – 2 часа.
Практика (2 часа): Работа с рекламными акциями и примерами реклам. Просмотр рекламных видеороликов. Разработка рекламных лозунгов и макетов рекламных мероприятий.
10. Управление малым и средним предприятием – 2 часа.
Теория (1 час). Особенности планирования и принятия управленческих решений в деятельности малых предприятий.
Практика (1 час). Деловая игра.
11. Инвестиции и инновации – 1 час.
Теория (1 час). Инвестиционная деятельность. Источники формирования инвестиций. Инновации и законодательное оформление их результатов..
12. Разработка бизнес-плана малого предприятия – 3 часа.
Практика (3 часа): Разработка совместного бизнес-плана.
13. Проектная деятельность – 8 часов.
Практика (8 часов): Работа в группах по созданию бизнес-плана с самостоятельным выбором темы учащимися.
14. Зачет – 2 часа.
Зачет заключается в представлении презентаций бизнес-планов, разработанных учащимися.
Основная литература:
Дополнительная литература:
Занятия по данной дисциплине проводятся с использованием компьютерной техники, таблиц (SWOT-анализ) и схем.
Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»