Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ В ПЕЧАТЬ.doc

— 603.50 Кб (Скачать файл)

Предметом учебной дисциплины «Основы предпринимательства» является изучение особенностей предпринимательства в России, современных форм и аспектов предпринимательской деятельности.

Учебная дисциплина «Основы предпринимательства» должна не только иметь цель образовательную, т.е. учить навыкам подготовки и начала собственного дела, но и должна развивать эрудицию учащихся. Для этого следует обратить внимание на особенности истории возникновения и современной деятельности предпринимательства в Республике Карелия.

При преподавании дисциплины необходимо постоянно обращать внимание на прикладной характер изучаемого материала, показывать учащимся, где и когда те или иные теоретические положения могут быть использованы в будущей практической деятельности.

Проектная деятельность учащихся, а именно разработка собственной бизнес-идеи завершает изучение курса «Основы предпринимательства» и закрепляет теоретические и практические знания, развивает научно-исследовательские навыки учащихся, позволяет подойти к решению хозяйственных вопросов комплексно, апробируя полученные в области малого бизнеса знания на практике.

Цель курса - помочь учащимся овладеть знаниями основ экономики и предпринимательской деятельности, сформировать у них навыки ведения домашнего хозяйства, научить применять имеющиеся у них знания при организации малого бизнеса.

Задачи курса:

  1. Развитие гражданского образования, предпринимательского образа мышления, потребности в получении знаний в области предпринимательства и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
  2. Воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  3. Освоение системы знаний о предпринимательской деятельности и информированности об истории развития предпринимательства в России;
  4. Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
  5. Освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
  6. Формирование опыта применения полученных знаний для эффективного поиска своей предпринимательской ниши и умений для будущей работы в качестве предпринимателя.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

иметь представление:

  • об основах малого бизнеса и его современных формах;
  • об истории предпринимательства и условиях формирования предпринимательской деятельности в России и в Республике Карелия в частности;

знать:

  • виды предпринимательской деятельности;
  • особенности предпринимательской деятельности без  образования юридического лица;
  • схему организации собственного дела;
  • методику оценки финансового состояния своего бизнеса;
  • пути достижения финансовой устойчивости собственного дела;
  • системы налогообложения предпринимательской деятельности;

уметь:

  • составлять бизнес-план по различным видам деятельности;
  • проводить технико-экономическое обоснование идеи;
  • представлять разработанные бизнес-планы потенциальным инвесторам.

 

 

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

№ п/п

Раздел учебного курса

Компетенции

1.

Введение в малый бизнес

24 часов

Предметная компетенция:

знать:

- историю появления и развития предпринимательства в России и Республике Карелия;

- качества, необходимые предпринимателю;

- требования к результатам деятельности  по планированию создания собственного  дела;

- структуру действий, обеспечивающих  постановку проблемы, цели и плана действий, а также способов реализации каждого действия;

- критерии оценки проблемы, цели, плана действий;

- структуру и критерии оценки  действий, обеспечивающих построение  модели внешней макросреды предприятия, модели непосредственного окружения и модели самого предприятия;

- требования к выбираемой для  предпринимательства сфере деятельности;

- видов предпринимательской деятельности  и моделей действующих в них  конкурентных структур;

- критериев оценки уровня конкуренции  на рынке;

- критериев оценки привлекательности сферы деятельности для предпринимателя.

уметь:

- анализировать рыночные возможности  предприятия;

- организовать маркетинговые исследования;

- осуществлять выбор целевого  сегмента рынка;

- ориентироваться в организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций;

- оценивать организационно-правовые  формы предпринимательской деятельности;

- организовать и зарегистрировать  предприятие;

- воспользоваться  основными формами  государственной поддержки малого  предпринимательства.

иметь представление:

- о сущности предпринимательской деятельности;

- о требованиях к описанию  предприятия, его внешней и внутренней  среды;

Личностная компетенция:

- осознание ценности экономического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться.

Метапредметная компетенция:

- ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое.

Коммуникативная компетенция:

- умение организовывать свою  деятельность, определять ее цели  и задачи, выбирать средства реализации  цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п.

2.

Проектная деятельность - составление бизнес-плана

10 часов

Предметная компетенция:

иметь представление:

- об основах малого бизнеса и его современных формах;

- об истории предпринимательства и условиях формирования предпринимательской деятельности в Республике Карелия и г.Костомукше;

знать:

- виды предпринимательской деятельности;         

- особенности предпринимательской деятельности без  образования юридического лица;

- схему организации собственного дела;

- методику оценки финансового состояния своего бизнеса;

- пути достижения финансовой устойчивости собственного дела;

- системы налогообложения предпринимательской деятельности;

уметь:

- составлять бизнес-план по различным видам деятельности;

- проводить технико-экономическое обоснование идеи;

- представлять разработанные бизнес-планы потенциальным инвесторам.

Личностная компетенция:

- осознание ценности экономического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

системное мышление; умение отыскивать, обрабатывать, интерпретировать и представлять информацию; критическое мышление; развитые навыки планирования; умение анализировать проблемы; способность и желание обучаться.

Метапредметная компетенция:

- ориентация на результат и эффективность, стремление совершенствоваться в своей деятельности, достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое.

Коммуникативная компетенция:

- умение организовывать свою  деятельность, определять ее цели  и задачи, выбирать средства реализации  цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, и т. п.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

 

п/п

Тема

Часы

Общие

Теор.

Практ.

1

 

2

3

 

4

 

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

История возникновения и развития предпринимательства в России и в РК

Оценка предпринимательских способностей

Организационно-правовые формы предпринимательства

Законодательные аспекты предпринимательства

Формула успеха малого бизнеса

Ценообразование

Конкурентоспособность

Проведение маркетинговых исследований Разработка рекламной компании

Управление малым и средним предприятием

Инвестиции и инновации

Разработка бизнес-плана малого предприятия

Проектная деятельность

Зачет

 

1

1

 

2

 

2

3

2

3

2

2

2

1

3

8

2

 

1

1

 

1

 

1

1

1

1

1

-

1

1

-

-

-

 

-

-

 

1

 

1

2

1

2

1

2

1

-

3

8

2

 

Итого:

34

10

24


 

3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ. КРАТКОЕ ТЕЗИСНОЕ ОПИСАНИЕ

 

1. История возникновения  и развития предпринимательства  в России и в РК – 1 час.

Появление предпринимательства в России, его развитие. Состояние экономической ситуации в России в настоящее время. Предпринимательство в Карелии. Крупные предприятия Карелии и г.Костомукша.

 

2. Оценка предпринимательских способностей – 1 час.

Личностные характеристики предпринимателя. Методики оценки предпринимательских способностей. Проведение одной из методик.

3. Организационно-правовые формы предпринимательства – 2 часа.

Теория (1 час): Предприятие. Типы предприятий. Юридическое лицо. Процедура регистрации бизнеса.

Практика (1 час): Выполнение заданий на подбор оптимального вида деятельности предприятия.

4. Законодательные аспекты предпринимательства – 2 часа.

Теория (1 час): Федеральный Закон № 209-ФЗ. Налоговый Кодекс РФ. Понятие налога и сбора. Федеральные налоги и сборы. Региональные налоги.

Практика (1 час): Проведение дискуссии оп правовым вопросам предпринимательства.

5. Формула успеха малого бизнеса – 3 часа.

Теория (1 час): SWOT-анализ малого бизнеса. Модели стимулирования труда. Круговая сегментация потребителей. Принципы сегментации рынка по потребителям. Жизненный цикл товара.

Практика (2 часа): Составление SWOT-анализа. Отслеживание жизненных циклов товаров.

6. Ценообразование – 2 часа.

Теория (1 час): Себестоимость. Расчет цены на основе анализа безубыточности товара. Факторы, влияющие на образование цены.

Практика (1 час): Выполнение заданий на расчет цены.

7. Конкурентоспособность – 3 часа.

Теория (1 час): Конкурентоспособность. Оценка конкурентоспособности товара. Изучение конкурентов.

Практика (2 часа). Выполнение заданий по изучению конкурентов и нахождение способов обойти их.

8. Проведение маркетинговых исследований – 2 часа.

Теория (1 час). Цель проведения маркетинговых исследований. Правила проведения анкетирования, опросов.

Практика (1 час). Разработка анкеты, опроса.

9. Разработка рекламной компании – 2 часа.

Практика (2 часа): Работа с рекламными акциями и примерами реклам. Просмотр рекламных видеороликов. Разработка рекламных лозунгов и макетов рекламных мероприятий.

10. Управление малым и средним предприятием – 2 часа.

Теория (1 час). Особенности планирования и принятия управленческих решений в деятельности малых предприятий.

Практика (1 час). Деловая игра.

11. Инвестиции и инновации – 1 час.

Теория (1 час). Инвестиционная деятельность. Источники формирования инвестиций. Инновации  и законодательное оформление их результатов..

12. Разработка бизнес-плана малого предприятия – 3 часа.

Практика (3 часа): Разработка совместного бизнес-плана.

13. Проектная деятельность – 8 часов.

Практика (8 часов): Работа в группах по созданию бизнес-плана с самостоятельным выбором темы учащимися.

14. Зачет – 2 часа.

Зачет заключается в представлении презентаций бизнес-планов, разработанных учащимися.

 

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Основная литература:

  1. Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.
  2. История предпринимательства России: курс лекций. С.И. Сметанин. – М.: КНОРУС, 2010. – 192 с.
  3. Круглова Н. Ю. Основы  бизнеса  (предпринимательства): учебник / Н.Ю. Круглова. – М.: КНОРУС, 2010. – 544 с.
  4. Малое и среднее предпринимательство в России. 2009: Стат. сб./Росстат. - M., 2009. – 151 с.
  5. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. Учебное пособие. В.П. Попков; Е.В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2011.- 352 с.
  6. Предпринимательство: учеб. /под редакцией М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 667 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде /А. Ю. Чепуренко. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2009. – 324 с.
  2. Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 486 с.
  3. Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики/Т.А. Туренко//Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – №5. – С.223-227
  4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учебное пособие / Г. С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – М.: Эксмо, 2010. – 448 с.

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

Занятия по данной дисциплине проводятся с использованием компьютерной техники, таблиц (SWOT-анализ) и схем.

 


Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»