Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 10:44, дипломная работа
Актуальность исследования. Интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений [5].
Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.
Этапы обучения:
Важной формой работы со школьниками по основам предпринимательства, реализующей деятельностно-компетентностную модель обучения, является проектная деятельность с выходом на реальные конкурентоспособные проекты и представление их на конкурсах и выставках.
Основные требования, предъявляемые к учебному проекту
Кроме того, на основании многолетнего опыта работы над проектами Ветлугин М.Д. отмечает некоторые непростые проблемы, возникающие при выполнении любой проектной работы [7, с.20].
Во-первых, базовый вопрос – разработкой какой темы следует заняться? Уже сегодня организаторы многих конкурсов заявляют требование, чтобы представляемые работы имели интегративную составляющую либо являлись межшкольными проектами. Опыт выполнения проекта показал, что успех проекта может и должен быть обеспечен предварительной проработкой темы проекта учителем.
Во-вторых, проблема кадрового состава исполнителей проекта. Первое и самое главное – это желание учащихся работать по данному проекту, стремление достичь целей, сформулированных в его техническом задании. Второе – это возможность ученика выполнять поставленные перед ним цели и задачи. И наконец, наличие нормального честолюбия, то есть желания бороться с такими же, как и он, учениками и добиваться в этой борьбе победы. За редким исключением всем этим требованиям удовлетворяют учащиеся с высоким уровнем успеваемости. Однако это не жесткое правило, и успешное участие в проектной работе возможно для всех категорий учащихся при условии, что в школе ведется постоянная работа по разъяснению практических преимуществ участия в проектной деятельности.
В-третьих, проблема создания благоприятных условий для учителей при работе над межшкольным проектом. Эта работа требует больших затрат дополнительного времени в связи с удаленным расположением различных СОУ [7, с.21].
Изменения в практике отечественного образования, произошедшие в последнее время в нашей стране, не обошли вниманием ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых методов работы. При этом ведущее место среди методов, имеющихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, сегодня по праву принадлежит методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Некоторое время назад педагогами часто ставился вопрос: «Каковы же реальные цели каждого участника классно-урочного процесса?». Именно реальные цели, а не абстрактное, заданное извне «формирование гармоничной, всесторонне развитой личности». Ответ, скорее всего, может быть таким:
Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая, важная или хотя бы очень интересная для ребенка. При этом решение проблемы предполагает применение уже полученных знаний и умений, а также поиск новых знаний.
Демократические реформы последних лет создали предпосылки для перехода к образованию по выбору, предоставили учителю, ученику, семье возможность выбирать вид учебного заведения и образовательную программу. В настоящее время осуществляется процесс реформирования сети общеобразовательных учреждений и форм получения образования, их глубокая дифференциация.
При таком положении дел актуализируется необходимость подготовки молодежи к успешному вхождению в мир профессионального труда.
Наличие различных форм собственности в российской экономике предполагает активное развитие предпринимательства, т.е. деятельности, направленной на создание инициативными, творческими людьми по собственной инициативе и за собственные средства, под свою ответственность и риск товаров и услуг с целью получения прибыли [17].
Предпринимательская деятельность представляет собой не столько профессию, сколько определенный образ жизни. Поэтому становление потенциального предпринимателя может быть рассмотрено не с точки зрения приобретения профессиональных - в данном случае экономических - знаний, умений и навыков, а с позиции выбора личностью индивидуального жизненного пути, ее приобщения к профессиональному этносу данной общности и наличия соответствующих мотивационно-смысловых образований, включенных в субъективную модель экономического успеха.
Формирование готовности молодежи к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих экономических знаний наряду с сознательным отношением к собственной речи (главному показателю культуры личности) - одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят новые предметы, открывают профильные классы, разрабатываются программы и учебно-методические пособия [17].
С целью выявления интереса школьников к предпринимательству, а также с целью представления построения занятий по предпринимательству в средних школах, нами была подготовлена анкета (см. Приложение 1).
Анкетирование мы провели среди пользователей социальной сети «ВКонтакте». Все участники анкетирования – учащиеся средних школ г.Костомукша. В социальной сети мы находили пользователей 16-18 лет, проживающих в г.Костомукше, и просили ответить на вопросы анкеты. Таким образом, нами было опрошено 25 учащихся.
В какой школе обучаются школьники мы не спрашивали, т.к. не ставили своей целью выяснить состояние уроков технологии в конкретных школах, нас интересовала ситуация по городу в целом. Кроме того, когда учащиеся слышали, что нас не интересует номер их школы, а также их имя и фамилия, они более охотно шли на контакт.
В результате проведения анкетирования были получены следующие результаты.
Среди всех опрошенных школьников (Рис.1) 44% посещали 10 класс, 24% - 9 класс и 32% посещали 11 класс.
Рис. 1. Результаты ответов на вопрос №1 анкеты
На вопрос «Интересует ли Вас предпринимательство?» (Рис.2) 68% респондентов дали положительный ответ и лишь 32% - отрицательный. Среди тех, кто ответил, что им не интересно предпринимательство в большей степени были учащиеся 9 классов.
Рис. 2. Результаты ответов на вопрос №2 анкеты
Вопрос №3 анкеты – «Хотели бы вы стать в будущем успешным предпринимателем?» В результате (Рис.3) 56% учащихся ответили, что хотели бы стать успешными предпринимателями. 44% респондентов дали отрицательный ответ. Это были те, кто на предыдущий вопрос ответили, что предпринимательство их не интересует. Несколько человек среди опрошенных все-таки проявляют интерес к предпринимательству, однако успешными предпринимателями в будущем все-таки не желают становиться.
Рис. 3. Результаты ответов на вопрос №3 анкеты
На вопрос №4 анкеты «Проводятся ли у Вас в школе уроки по предпринимательству?» мы получили следующие результаты (Рис.4). 100% учащихся ответили, что у них не проводятся уроки по предпринимательству. В связи с тем, что мы не задавали вопрос старшеклассникам о том, в какой школе города они обучаются, мы не можем сделать однозначный вывод о том, что ни в одной школе г.Костомукша не проводится занятий по основам предпринимательства. Мы можем это лишь предполагать.
Рис. 4. Результаты ответов на вопрос №4 анкеты
Вопрос №5 анкеты звучал следующим образом «Как Вы считаете, достаточно ли вам будет в будущем тех знаний, которые вы получаете на уроках по предпринимательству?». Исходя из того, что на предыдущий вопрос мы получили 100% отрицательных ответов, то, конечно, и на этот вопрос результат был таким же. 100% респондентов дали отрицательный ответ (Рис.5).
Рис. 5. Результаты ответов на вопрос №5 анкеты
Вопрос №6 анкеты – открытый – «Какую профессию Вы планируете получить после окончания школы?». Ответы были самыми разными, поэтому мы их систематизировали по областям. Мы получили следующие результаты (Рис.6). Большинство респондентов, 48% не дали определенного ответа, это были учащиеся 10 и 11 классов, которые либо сомневаются в выборе профессии, либо просто не хотят признаваться. 16% учащихся остановились на выборе профессии в области педагогики, 12% - в областях медицины. По 8% респондентов ответили, что предпочли бы профессии в областях экономики и техники и по 4% - в областях архитектуры и юриспруденции. Более решительно на данный вопрос давали ответы учащиеся 9 классов. Многие из них, в основном, молодые люди, говорили, что будут пробовать поступать в учебные заведения, уже окончив 9 класс. Соотнеся связь ответов на данный вопрос и вопрос о том, интересует ли Вас предпринимательство, мы увидели, что в число тех, кто дал отрицательный ответ на вышеуказанный вопрос, входят полностью число тех, кто выбрал для себя профессии в области педагогики и медицины. Остальные учащиеся, которые указали другие профессиональные области в ответах, заинтересованы в изучении предпринимательства.
Рис. 6. Результаты ответов на вопрос №6 анкеты
Решающим и заключительным вопросом нашего анкетирования был вопрос №7 анкеты «Хотели бы Вы получить крепкие знания по предпринимательству в школе?» показал, что в большинство учащихся (84%) хотели бы получить в школе крепкие знания по основам предпринимательства (Рис.7). 16% респондентов дали отрицательный ответ. Однако даже среди тех, кто не проявляет интереса к предпринимательству в данный момент, все-таки готовы были бы изучать эту область в школе и получить базовые знания.
Рис. 7. Результаты ответов на вопрос №7 анкеты
Результаты проведенного нами анкетирования позволяют сделать вывод о том, что в школах практически не реализуется программа по изучению основ предпринимательства. Решить эту проблему быстро и одноэтапно не представляется возможным, однако, нужно делать попытки и шаги в сторону ее решения.
Конечно, для организации в школе курса по основам предпринимательства необходим интерес и конструктивная позиция директора школы. Эта позиция определяется пониманием директора школы преимуществ организации подобного курса для развития образовательного учреждения и повышения его конкурентоспособности и привлекательности для школьников и их родителей.
Руководителем данного направления должен быть инициативный, предприимчивый, активный педагог, энтузиаст практического обучения школьников через предпринимательство, владеющий методами проектирования и имеющий (желательно) опыт работы в бизнесе. В качестве помощника руководителя может быть приглашен действующий предприниматель (из числа родителей, выпускников школы, социальных партнеров школы).
Для образовательной поддержки отдельных тем по основам предпринимательства (история предпринимательства в России, современная государственная поддержка малого бизнеса, организационно-правовые формы малого бизнеса, бизнес планирование, ценообразование, доходы, себестоимость продукции, прибыль, показатели эффективности, технологии производства и др.) могут быть привлечены учителя-предметники (экономики, истории, обществознания, технологии, а также физики, химии, информатики).
Основываясь на результаты проведенного нами исследования, а также изучив состояние рынка труда в настоящее время, степень развития предпринимательства в России на данном этапе, мы разработали курс по основам предпринимательства для учащихся 10 классов средних школ.
Прежде, чем приступить непосредственно к разработке программы курса «Основы предпринимательства» для учащихся 10 классов средних школы, нами были изучены уже существующие программы подобных курсов, которые реализуются в других городах нашей страны. Например, это программа «Основы предпринимательства для школьников», реализуемая в г.Санкт-Петербург [19]; программа элективного курса «Основы предпринимательской деятельности» для учащихся 9 классов, реализуемая в одной из школ г.Москва (автор Литовка Ю.Н.) [12]; элективный курс для основной школы «Домашняя экономика. Основы предпринимательства», реализуемый в г.Прокопьевск, Кемеровской области (автор Бахтина Т.Г.) [5]; рабочая программа по курсу «Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников», реализуемая в Шолоховской гимназии станицы Вешенская Ростовской области (автор Софина Е.П.) [24].
Информация о работе Методика обучения курсу «Основы предпринимательства»